<<
>>

3. Значение Канта для политической философии

Фигура Канта достаточно двусмысленна. С одной стороны, он подытожил и придал строгую форму либеральной традиции XVII—XVIII веков. Его политическая теория индивидуалистична — право имеет в ней внешний характер согласования индивидуальных воль.
Его легалистский пафос, который имел огромное влияние на либеральную доктрину XIX—XX веков, подвергся впоследствии яростной критике слева как ложный универсализм, прикрывающий общественное неравенство и мешающий ввести социальное законодательство (законодательство, которое облегчило бы положение рабочих, подписавших по всей юридической форме грабительские договоры с капиталистами, или американских чернокожих, которым по всей формальной справедливости была выделена обществом «отдельная, но равная» сфера). Кроме того — как считал, например, Гегель — перевод Кантом учения Руссо во внутренний, моральный план чреват эгоизмом индивида, думающего лишь о своей нравственности и отказывающегося от реальной, преобразующей мир деятельности. Но в то же время Кант предложил совершенно радикальную, бескомпромиссную этику, которая наделяет каждого человека непосредственной ответственностью за общее дело. Делая ставку на свободу против рассудка, Кант фактически создал учение о 410 народе, состоящем из одних царей. Пусть он призывал их «рассуждать, но подчиняться»16, потенциально его учение готовило революционеров. Кроме того, нужно отметить радикальную для того времени позицию Канта по вопросам религии. Фактически Кант объявил Бога идеей разума, которая просто необходима человеку для практических целей. Поэтому многими он был воспринят как атеист. Не случайно поэтому, что современники и ближайшие потомки увидели в Канте глашатая Французской революции. Генрих Гейне писал, что Кант «далеко превзошел своим терроризмом Максимилиана Робеспьера» и что своим «мещанским» крючкотворским рационализмом он убил Бога так же, как юрист Робеспьер убил короля17.
Можно спорить с этой фразой в частностях (Робеспьер исходил из логики чрезвычайного, а Кант — из рубящей логики закона), но в главном она точна. Учение Канта внесто внутренний разрыв в мир, в государство и в душу современного человека. Оно стало конституцией человека, который не знает, чего от себя ждать, и мира, который расколот и отчужден от себя изнутри. Тот протез закона, который Кант предложил для латания этого разрыва, стал, скорее, немым и бессмысленным знаком его зияния. Литература для чтения: Ахутин Анатолий. София и черт. (Кант перед лицом русской религиозной метафизики) // Вопросы философии. 1990. № 1. С. 51-69. Arendt Hannah. Lectures on Kant's political philosophy. Chicago: The University of Chicago Press, 1982. Essays on Kant's Political Philosophy / Ed. Howard Williams. Chicago: Chicago University Press, 1992. Fenves Peter. A peculiar fate. Ithaca: Cornell University Press, 1991. LyotardJean-Frangois. L'enthousiasme. La critique kantienne de l'histoire. Paris: Galilee, 1986. Promt Frangoise. Kant. Le ton de l'histoire. Paris: Payot, 1991. 411 Josel Andre. Kant revolutionnaire. Droit et politique. Paris-. PUF, 1988. Вопросы на понимание: 1) На каком главном принципе зиждется этика Канта? 2) Как Кант переходит от своей строгой универсальной этики к политике и государственному праву? Что объединяет этику и право? 3) Как связана политическая философия Канта с его общей философией? 4) Какие противоположные силы действуют в человеческом обществе, согласно Канту? Как можно привести их в работающее сочетание? 5) Как Кант мыслит историю? Какие механизмы позволяют надеяться, с его точки зрения, на достижение «вечного мира»? 6) Какие важные идеи заимствует Кант у Руссо? Как он преобразует их? ! Кант. Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. 1-е изд. В 1, 2, 2, 2, 1. С. 540. 2 Ср.: Фуко Мишель. Что такое Просвещение? / Пер. с франц. и примеч. Н.Т, Пахсарьян // Вестник Московского университета. Сер. 9- Филология. 1999. № 2. С. 132-149. 3 Об общественном договоре, 1.8.
С. 212. 4 Кант Иммануил. Критика практического разума // Кант И. Критика практического разума. СПб.: Наука, 1995- С. 151—258; цит. 1,1,1, § 7. С. 147. 5 Кант И. Идея всеобщей истории во всеобще-гражданском плане // Кант. Сочинения на немецком и русском языках. М.: Ками, 1994. Т. 1. С. 80— 123; цит. I. С. 91- 6 Там же. 412 7 Метафизика нравов в двух частях (ниже цитируется как МН) // Критика практического разума, 1, 2, пар. 62. С. 387; К вечному миру // Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. С. 354—477; цит. раздел 3. С. 397. 8 Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. С. 78—278; цит. с. 103, passim. 9 Идея всеобщей истории во всеобще-гражданском плане, 6. С. 97. 10 Там же. С. 99. 11 Кант. Метафизика нравов в двух частях (ниже цитируется как МН) // Критика практического разума. С. 259—506; цит. 1. Введение в учение о праве. С. 85. 12 МН, 1,2, §49, А С. 359. 13 МН, 1,2, §42, 43. 14 Кант И. О поговорке: может быть, это верно в теории, но не годится для практики // Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. С. 240—351; цит. II. С. 323. 15 МН, 1, 2, § 49, А. С. 363. 16 Кант И. Ответ на вопрос: «Что такое Просвещение?» // Сочинения на немецком и русском языках С. 126—147; цит. с. 131. 17 Гейне Генрих. К истории религии и философии в Германии. М.: Прогресс, 1994. С. 139 413
<< | >>
Источник: Магун Артемий. "Единство и одиночество. Курс политической философии Нового времени". 2011

Еще по теме 3. Значение Канта для политической философии:

  1. Классическая немецкая философия.
  2. Онтология мира политического
  3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
  4. Глава 1 ПРЕДМЕТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  5. 2.4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ НЕМЕЦКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  6. 13.1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА: ГОРИЗОНТЫ НОВОЙ ЛОГИКИ
  7. § 3. Право на философию в контексте глобализации
  8. Библейский момент философии права
  9. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В.В. БИБИхИНА
  10. «Синтетическая философия» анархо-коммунизма П. А. Кропоткина