<<
>>

6. Значение Нового времени

Итак, два основополагающих для Нового времени события происходят в противоположных направлениях: экспансия вовне и уход вовнутрь. Открываются две бездны, две бесконечности, два мира, подлежащие освоению и ограничению: внешний и внутренний.
Два одиночества человека, экстенсивное и интенсивное. Кант, великий протестантский мыслитель, говорил о звездном небе надо мной и нравственном законе во мне. Оба зовут, повелевают. Их связь — открытие нового пространства и необходимость внутреннего обновления (renovatio), возврата к началу. Подумайте о собственном опыте переезда, если вы когда-нибудь переезжали с места на место — вы тогда хотите и внутренне соответствовать изменению обстановки, начать «новую жизнь». Оба события в равной мере необходимы для становления новоевропейского государства. Их двойственность — внутренняя двойственность Нового времени, объединяющая идеологию всесильного, властного, захватнического субъекта — и идеологию сопротивления, ограничения власти. Экстенсивное одиночество грозит безудержным империализмом, а интенсивное — распадом социальной связи, войной всех против всех. Государство, с его очерченной территорией и аппаратом интеграции индивидов в качестве таковых, опирается на обе эти тенденции, но и ограничивает их — порождая тем самым субъективность как определенное единство. Государство отличается и от необъятного простора океана, и от глубин духа или объединенной этими глубинами общины верующих. Единство, которое человек искал в открытии мира или внутри себя, отделяется и от человека, и от мира, становится особым, от всего отделенным, независимым единствомодиночеством государства, этого земного Бога. Так начинается Новое время. Но ему еще предстоят катастрофические потрясения, вновь перетасовывающие политические идеи. В следующей лекции мы рассмотрим основные понятия, которые выработаны в эту эпоху. Литература для чтения Бибихин Владимир.
Новый Ренессанс. М.: Наука — ПрогрессТрадиция, 1998. Броделъ Фернан. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV—XVII вв. М.: Прогресс, 1986. Капустин Борис. Современность как предмет политической теории. М.: РОССПЭН, 1998. JIamyp Бруно. Нового времени не было. СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге, 2007. Соловьев Эрих. Парадоксы Реформации // История Философии / Под ред. Н. Мотрошиловой. М.: Греко-Латинский кабинет, 1996. Кн. 2. С. 43-68. Шмитт Карл. Номос земли. СПб.: Владимир Даль, 2008. BlumenbergHans. Legitimitat der Neuzeit. Frankfurt aM: Suhrkamp, 1966; or: The Legitimacy of the Modern Age. Cambridge, Mass.: MIT Press: 1983. PocockJ.GA The Machiavellian moment. Princeton University Press, 1975. Schmitt Carl. Land und Meer. Stuttgart: Klett-Cotta, 1993; or: Land and Sea. Washington, DC: Plutarch Press, 1997. Ямполъский Михаил. Возвращение Левиафана. М.-. НЛО, 2005. Вопросы на понимание: 1) Христианство как историко-политический феномен. 2) Новое время как эпоха. Какие основные события отделяют ее от прошлого? 3) Каковы основные положения политической мысли Лютера? 4) Каково историческое значение Реформации? 5) Продолжается ли Новое время сегодня? Выскажите собственную точку зрения, аргументируйте ее. ОСНОВНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ 1 Макиавелли Н. Государь / Пер. Г. Муравьевой. Калининград: Янтарный сказ, 2000. Гл. 3. С. 16. 2 Schmitt Carl. Nomos der Erde. Berlin: Dunker und Humblot, 1997 [1950]. S. 60 ff. 3 Лютер M. О светской власти // Лютер М. Избранные произведения. СПб.: Фонд Лютеранского Наследия, Андреев и согласие, 1994. 4 Ср.: О светской власти. С. 160. 5 Ор.: Лютер М. О светской власти. С. 140: «Если же кто-нибудь захочет возразить, что Ветхий Завет отменен и не применяется более, вследствие чего христиане не могут следовать этим примерам, то я отвечу, что это не совсем так» (следует цитата из Св. Павла). 6 Ср.: О светской власти. С. 136. 7 Соловьев Эрих. Парадоксы Реформации // История Философии / Под ред. Н. Мотрошиловой. М.: Греко-Латинский кабинет, 1996. Кн. 2. С. 43—68. 8 Ср.: Там же. 9 Там же. 10 Ср., например: «Поэтому не следует доверять ни одному человеку, как бы умен, свят и велик он ни был, но нужно выслушивать каждого и ждать, через кого Бог захочет говорить и действовать» — предписание Лютера князю (О светской власти. Ч. 3. С. 158).
<< | >>
Источник: Магун Артемий. "Единство и одиночество. Курс политической философии Нового времени". 2011

Еще по теме 6. Значение Нового времени:

  1. 55. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ И ЭМПИРИЧЕСКАЯ ТРАДИЦИЯ В ФИЛОСОФИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  2. О ВНУТРЕННИХ ОТНОШЕНИЯХ в ВЮРТЕМБЕРГЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО О НЕДОСТАТКАХ КОНСТИТУЦИИ, КАСАЮЩИХСЯ УПРАВЛЕНИЯ МАГИСТРАТОВ
  3. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ И ЕЕ ДОСТИЖЕНИЯ
  4. 9.2. КУЛЬТУРА РОССИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVIII - КОНЕЦ XIX ВЕКОВ)
  5. ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ
  6. Система ценностей отечественной культуры средних веков и нового времени.
  7. 2.3. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ В ЭПОХУ ВОЗРОЖДЕНИЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ
  8. Тема 4. Россия в начале Нового времени. «Смутное время» Московского государства
  9. Глава9 МЕСТНИЧЕСТВО КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ РОССИИ РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ
  10. Лекция 7. Эпоха раннего Нового времени
  11. ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ
  12. Основные направления метафизики Нового времени