<<
>>

Требования автономии и признания интеллектуального труда

  Условия работы по интеллектуальным специальностям варьируют в зависимости от типа статуса, который с ними связывается. Можно различить статусы трех главных типов: независимый работник, государственный служащий и наемный работник.
В XIX веке буржуазная модель независимости превалировала в странах с либеральной традицией, таких как Англия и Соединенные Штаты. В бюрократических и авторитарных государствах, например, Французской, Германской и Габсбургской империях, некоторые интеллектуальные услуги, в частности, образование, были уподоблены государственной службе, что позволило освободить их от давления рынка и помешать тому, чтобы частные интересы, особенно экономические, взяли верх над общим интересом, но это же и давало возможность

контролировать их в идеологическом отношении[87]. И если эта модель обладала тем преимуществом, что гарантировала профессионалам монополию, то она же и подчиняла их бюрократической иерархии. И наоборот, тотальная либерализация рынка обрекала их на зависимость от колебаний спроса и ожесточенную конкуренцию, которая открывала дорогу шарлатанству и чисто коммерческим практикам, как в случае медицины во Франции в радикальную фазу Французской революции или в варианте прессы XIX века. Индустриализация и процесс рационализации производства привели к росту категории интеллектуалов, нанимаемых крупными фирмами, - инженеров, химиков и т. п. Именно на интеллектуальном характере своей деятельности и на ее моральном аспекте эти профессиональные группы и основали свои социальные требования, шла ли речь об автономии госслужащих и наемных работников или же о признании государством и регламентации статуса либеральных профессий и наемных работников[88].

Различие между интеллектуальным и ручным трудом вписывается в достаточно старую традицию. С развитием университетов, начавшемся XIII веке, либеральные искусства стали все больше отличаться именно на этом основании от искусств механических[89].

Вновь открытое в XVII веке старое различие римского права между operae liberates и operae illiberales[90] накладывало запрет на то, чтобы пер

вые были подчинены трудовому оплачиваемому контракту, отличая таким образом honorarium, то есть проявление признательности клиента за услугу, не оцениваемую в чисто денежном выражении, от merces[91], сохраняемую только для ручного труда. Жажде наживы и погони за прибылью, характеризующих коммерческие виды деятельности, operae liberates противопоставляют бескорыстность, которая отсылает не столько к бесплатности услуги, сколько к той идее, что профессионал должен удовлетворять свои интересы только после удовлетворения тех интересов, что были ему доверены. В этом он близок к государственным служащим, которые должны подчинять свои частные интересы общим. Интеллектуальное измерение их деятельности и ответственность, свойственная профессионалам, в равной мере обосновывают требование автономии, которой наделяется статус государственного служащего, отличный от общего статуса наемных работников, как в случае преподавателей системы высшего образования в Германии и во Франции. Модель министерских служащих, которая во Франции действует для нотариусов и оценщиков, совмещает относительную автономию и контроль со стороны госу- дарства[92]. Профессия адвоката получила наиболее раннее

развитие, и уже с XVIII века приобрела профессиональную идеологию, основанную, в том числе, на понятиях бескорыстности и ответственности. Как это объясняет Люсьен Карпик, «бескорыстность определяет стратегию, которая, отказываясь подчиняться как государству, так и рынку, стремится установить связь с публикой»[93]. Эта модель, разработанная французскими и английскими адвокатами, востребована специалистами других дисциплин, профессиональная деятельность которых не была регламентирована в ходе процесса институционализации и легитимации экспертного знания в XIX веке.

Движение профессионализации в Европе начинает стремительное развитие с 1870-х годов, что связано с процессами распространения всеобщего образования, индустриализации, расширением третьего сектора и становлением национальных идентичностей: это движение дало основу для исследований, выполненных на материале Великобритании, Германии и Италии[94].

Во Франции, где кор

порации как монополии были уничтожены Революцией (закон Ле Шапелье от 1791 года[95]), это движение развивается вместе с республиканским законодательством, которое освобождает право образования ассоциаций. Будучи хорошо изученным в случае наиболее организованных интеллектуальных видов деятельности и, в частности, юридических профессий, врачей, преподавателей, инженеров и жур- налистов[96], оно было мало изучено в отношении наименее профессионализированных видов деятельности и, что главное, редко оказывалось объектом сравнительного исследо- вания[97]. Изучая в разных перспективах и в разных масштабах более или менее удачные попытки интеллектуалов организоваться, можно явным образом проследить роль государства в институционализации некоторых интеллектуальных и художественных профессий. Является ли эта роль государства чисто французской особенностью? Как показали работы историков, государство, редко принимаемое

во внимание англосаксонской социологией профессий, играет центральную роль и в других странах, однако оно не является единственным действующим фактором. 

<< | >>
Источник: Н.А. Шматко. Символическая власть: социальные науки и политика.. 2011

Еще по теме Требования автономии и признания интеллектуального труда:

  1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ГЕГЕЛЯ: СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
  2. § 2. Права человека как критерий нравственного измерения политики и государственной власти
  3. ТОМАС ХЕМФРИ МАРШАЛЛ Гражданство и социальный класс133
  4. ОЧЕРК ИСТОРИИ КИНИЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  5. 2. С. Н. Булгаков. Героизм и подвижничество (из размышлений о религиозной природе русской интеллигенции)
  6. Чижков Сергей Львович,
  7. ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПРАВИТЕЛЬСТВА БРИАНА. СПАД РАБОЧЕГО ДВИЖЕНИЯ
  8. Глава 5 ЧТО ТАКОЕ ЭТНИЧНОСТЬ. ПЕРВОЕ ПРИБЛИЖЕНИЕ
  9. Конфигурация американского общественного мнения в отношении иранской проблемы в 2000-е годы
  10. КОММЕНТАРИЙ ИЗБРАННЫХ МЕСТ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
  11. Требования автономии и признания интеллектуального труда
  12. Очерк пятый КУЛЬТУРА И ЕЕ ЭТНИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
  13. В. Г. Сергеева ВОПРОСЫ ЗАСЕЛЕНИЯ АМЕРИКИ И ТРАНСОКЕАНСКИХ КОНТАКТОВ В ТРУДАХ ХУАНА КОМАСА
  14. 4. Реформы образования — важный аспект социальной политики современных государств
  15. Основные психологические концепции личности