Водохозяйственная корпорация на острове Бали
На острове Бали дождей идет много и идут они регулярно, тогда как в Марокко (в окрестностях города Фес, где расположена деревня, обследованная Гир- цем) климат очень засушливый, количество осадков всегда незначительное и режим дождей меняется из года в год.
В Бали постоянное изобилие воды позволяет выращивать рис на грязевых террасах, этажами спускающихся по склонам вулканов, в то время как марокканский крестьянин сооружает каменные стенки, чтобы удержать плодородный слой малоурожайной земли, разводит овец и занимается там, где есть водные источники, эффективным интенсивным земледелием. Эти две экосистемы представляют собой не пассивные факторы, ведущие к социальному застою, а являются активными и созидательными.На острове Бали управление водным хозяйством находится в ведении субака, который можно было бы назвать «ирригационной компанией» или «водным синдикатом» или же «водохозяйственной корпорацией». Территориально суба/свклю- чает в себя рисовые террасы, орошаемые одним центральным каналом, проложенным по склону вулкана от вершины, где находится водохранилище, до моря. Земля принадлежит частным собственникам, которые могут ее обрабатывать, продавать или сдавать в аренду и использовать принадлежащую им продукцию по своему усмотрению. Это не колхоз, и производительностьтруда здесь довольно высокая. Особый механизм обеспечивает общее регулирование: система водоснабжения террас основана на технике последовательного разделения водного хозяйства на каналы и ручьи. Их ширина становится все менее и менее значительной, но она всегда одинакова на соответствующих уровнях деления, и последний уровень представляет собой минимальную единицу (тенах), которая соответствует определенному количеству воды, земли и риса. Обязанности по поддержанию этой сети выполняются особыми группами, сформированными по сложным правилам, но имеющими коллективный статус.
Таким образом, здесь имеет место сочетание личной собственности, коллективной собственности и общественной службы. Принуждение довлеет над индивидуальными решениями крестьян: календарь сельскохозяйственных работ, состоящий из девяти эта-пов (от начала водоподачи и до сбора урожая), имеет смещение во времени
донизу по всему сУбакутаким образом, что, когда на одних террасах работы ^
ходятся в фазе, в которой расходование воды наибольшее, то на других - воды требуется меньше.
Такое регулирование, несомненно, играет важнейшую роль и осуществляв не стихийно, а специализированными органами, которые участвуют также в шении многих проблем управления, возникающих в этой сложной экосистеме!
Каждый сУбакрасполагает письменным уставом (написанным на пальмой листьях);ина его основе принимаются решения. Во главе субака стоит вождь, бираемый всеми членами совета, каждый из которых обладает одним „
ГУ г и и ^ ОЛОССр
Этот орган руководит общей политикои субака, взимает налоги для покрыт^ расходов по функционированию общественных служб. Он же назначает
г г РС1±
которые совершают ритуальные обряды на алтарях субака, находящихся на р личных уровнях в социальном смысле и в пространственном плане, начинай индивидуальной террасы вплоть до организации в целом. Церемонии с моЛ| вами, ритуалами и дарами, управляемые жрецами, посвящены богине риса, график регулирует календарь сельскохозяйственных работ. Несколько субС могут объединиться в целях координации на еще более высоком уровне в с наличием водного хозяйственного бассейна, связанного, например, с Пр^
культо
кающей в округе рекой, и в этом случае верховный жрец организует действо на региональном алтаре. Ритуализованная религия действует, тельно, непосредственно в качестве организатора экосистемы, а не как рода сфера, стоящая над общественной жизнью, главная функция которой'1 в одурманивании людей, как на это иногда указывает Маркс (см... IV, с. 98). Религия является одновременным эквивалентом политической инс~- ции.
Если конституционно-парламентская мини-бюрократия субака ПрИНИ^ ет решения в области экономической политики, в смысле поиска лучших ?" дов управления путем юридического принуждения, то главными событиями щественной жизни руководит жрец. Именно служитель культа представляет бой власть или обладает властью.И^иви^альное право в условиях ограниченности водных реСурс
В центральном Марокко не только дожди идут нерегулярно, но и водные ц® точники распределены неравномерно и дают воду или в изобилии, или же в 3 достаточном количестве. Изучая район, в который входят несколько дереве» Гирц обнаружил там социальную организацию родового или сегментарного ТИ)- (гл. XI, с. 321). Но социальная интеграция каждого элемента слабо ВЫраЖец|" как и интеграция различных элементов между собой. Вода поступает по ПрИМ тивно вырытым и некалиброванным каналам: сам климат своим непостоянС!? вом поставил потребление воды в зависимость от ее наличия, а не наоборот. р0 * распределяется согласно сложным циклическим методам, но принцип всегда 0ддй и тот же: люди, рассматриваемые как индивиды, обладают правом личной с0' ственности на воду. Так как ситуация отличается от того естественного состоя* НИЯ, при котором, по Гоббсу, имеет место война всех против всех в условиях нехватки ресурсов, то свод правил представляет собой совокупность индивидуальных прав. Статус воды к тому же может быть отделен от статуса земли: вода и земля могут продаваться и передаваться по наследству независимо одна от другой. Собственность на воду имеет следующую форму: индивид X становится владельцем воды источника Султан Прентан в течение трех часов каждую шестую ночь, или же индивид X стоит энным в очереди на пользование источником, и его очередь наступает тогда, когда все пользователи воды, стоявшие впереди него, уже оросили свои поля. Показательно, что участок земли носит то же имя, что и ее владелец.
Здесь нет ни бюрократии, ни письменного устава, ни коллективных налогов, что уподобляло бы эту систему городу-государству воды, где функционирует своего рода общественная служба; здесь существуют не гражданские, а договорные обязательства, которые могут быть весьма сложными, что порождает определенные споры: эти обязательства приводят к раздорам, а порой и к рукоприкладству.