Заключение
функционирование которых построено на незнании, то очевидно, что разоблачение социального произвола, особенно того, которое маскируется легитимацией доминирующих институтов, всегда вызывает живую реакцию.
Объективируя социальный произвол или, точнее, показывая, что любой социальный феномен является в одно и то же время проявлением социального произвола, учрежденного давно забытыми социальными отношениями прошлого, и реальностью, поскольку поддержание этого произвола стало целью конфликтных или консенсуальных практик социальных групп, социология производит анализ вытесненных структур. Понятно, что эта способность социологии вызывает сопротивление (в понимании Зигмунда Фрейда) и усиление механизмов защиты (в терминах Анны Фрейд).Методическое применение анализа и эмпирического наблюдения социального мира приводит к недоверию по отношению к обычному мышлению и его иллюзии понимания. Это недоверие может поддерживаться только при условии, что исследователь постоянно и неустанно стремится найти «внутренние причины и скрытые безличные силы, которые движут индивидами и коллективами»[28], с целью преодолеть эффекты близости категорий социологии обыденным категориям. Применять эту философию знания значит противопоставлять себя всем, кто смеется над разумом, отказываясь от любой формы детерминизма в пользу произвольности и случайности или смещая фокус исследования с поиска истины на поиск множественных истин, всегда неполных и относительных. Это также значит пытаться искать причины, ведущие к отказу от социологического мышления. наконец, применять философию рационалистического знания к социальному миру значит не только объективировать, то есть называть неявное, разоблачать скрытое, но также -
разъединять то, что соединила идеология, ставшая здравым смыслом, и устанавливать отношения между измерениями, казавшимися до этого изолированными (вследствие конкурентного дробления рынков или бюрократической логики государственного аппарата). Но эти «операции по деконструированию» могут достичь своей цели только в том случае, если они подкреплены отказом от теорицизма. Манипулирование концептами позволяет в действительности не задумываться о том, что есть - то есть не признавать, что у всего имеются социальные причины.
Понятно, что социология, которая не перестает давать рациональную оценку социальным феноменам, сильно беспокоит «волшебников», которые предпочитают объяснять мир действием высших сил. Магия, изгнанная из мира природы наукой, в действительности всегда присутствует в мире социальном, позволяя думать, что можно его менять по собственной воле, или, наоборот, что он полностью непроницаем, и объяснять конфликты и деления социального мира ссылками на преобразования и превращения, которые непрерывно в нем происходят. Иными словами, теория социального мира, которая организуется вокруг материальных - символических и институционализированных - отношений господства, предполагает социологизацию анализа способов материального и ментального формирования агентов, социальных миров, универсумов практик. Более того, социо- логизация способов видеть и понимать формы социальной жизни, показывая внешние ограничения, ведет к отказу от натурализации и субстанциирования, лежащих в основе оценочных суждений, и к открытию новых перспектив, которые прячет фатальный взгляд на мир. В той мере, в какой ухудшение социальной ситуации всегда сопровождается ослаблением критической мысли, играющим на руку власти, социология, вооруженная рационалистической философией знания, на деле борется против деградации культуры.
Перевод с французского А.Луценко и О. Кирчик
Еще по теме Заключение:
- 5.14. Заключение эксперта
- 15.4. Окончание предварительного следствия с обвинительным заключением 15.4.1.
- УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Примечание [Обычный взгляд на умозаключение]
- В. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ РЕФЛЕКСИИ
- а) Умозаключение общности
- Ь) Индуктивное умозаключение
- с) Умозаключение аналогии 1.
- а) Категорическое умозаключение 1.
- Ь) Гипотетическое умозаключение