<<
>>

§ 2. Правовые воззрения русских консерваторов. Идея «русского права»

Правовые воззрения русских консерваторов в целом соответствовали формуле Ж. де Местра: «При заданных населении, нравах, религии, географическом положении, политических отношениях, богатствах, добрых и дурных свойствах какой-то определенной нации найти законы, ей подходящие»1166, т.е.
консервативная мысль апеллировала к традиции, нашедшей свое отражение в законодательстве. В записке «О древней и новой России» Карамзин сформулировал до сих пор не реализованную на практике идею «русского права»: «законы народа должны быть извлечены из его собственных понятий, нравов, обыкновений, местных обстоя- тельств»1167. «Русское право также имеет свои начала, - писал Карамзин, - как и Римское; определите их и вы дадите нам систему законов»1168. Он утверждал: «Для старого народа не надобно новых законов. Согласно с здравым смыслом, требуем от комиссии систематического предложения наших. Русская Правда и Судебник, отжив век свой, существуют единственно как предмет любопытства. Хотя Уложение царя Алексея Михайловича имеет еще силу закона, но сколько и в нем обветшалого, уже для нас бессмысленного, непригодного? Остаются указы и постановления, изданные от времен царя Алексея до наших: вот содержание кодекса. Должно распорядить материалы, отнести уголовное к уголовному, гражданское к гражданскому, и сии две главные части разделить на статьи. Когда же всякий указ будет подведен под свою статью, тогда начнется второе действие: соединение однородных частей в целое. Третье действие есть общая критика законов: суть ли они лучшие для нас по нынешнему гражданскому состоянию России? Здесь увидим необходимость исправить некоторые. Таким образом собранные, исправленные законы предложите в форме книги. Сей труд велик, но он такого свойства, что его нельзя поручить многим. Один человек должен быть главным, истинным творцом Уложения российского; другие могут служить ему только советниками, помощниками, работниками. Или мы найдем такого человека, или долго будем ждать кодекса»1169. Как ни парадоксально, в какой-то мере рекомендациями Карамзина в процессе кодификации русского законодательства воспользовался уже в царствование Николая I его былой идейный оппонент М. М. Сперанский. Когда Николай I поручил ему составить Свод законов, Карамзин, уже незадолго до смерти, «приветствовал с душевною радостью начало великого труда, который должен был обессмертить и Императора Николая и Сперанского»1170. При этом речь шла о согласии историка с принципиальным подходом Сперанского, продемонстрированным при составлении Свода законов. По свидетельству К. С. Сербиновича, 21 марта 1825 г. Карамзин заявил: «Вот это совершенно согласно с моими убеждениями. Я всегда думал: как можно составлять законы, не зная всех тех, какие у нас есть и были? Надобно прежде знать свое; надобно собрать все без исключений и потом уже отделить то, что действительно имеет в настоящее время обязательную силу: так составится верный свод, по крайней мере, того, что существует»1171. Таким образом, влияние консервативной версии права Карамзина на позднейшего Сперанского чрезвычайно вероятно. Существовали и другие проекты «русского права». 5 августа 1823 г. М. Л. Магницкий отослал царю «Мнение русского дворянина о гражданском уложении для России». В нем содержалось предложение создать «уложение истинно Русское». Российское законодательство не устраивало Магницкого потому, что было, с его точки зрения, исключительно результатом заимствования западноевропейского юридического опыта. Последний же, считал он, возник на основе «чуждых начал»: языческого римского права и церковного католического права, а потому был неприменим к русским условиям. Магницкий предлагал взять за основу нового уложения «византийское право». В его трактовке это было право, «соединенное с правом каноническим греческой церкви, совершенно очищенное от всех языческих примесей, то право византийское, которое и ученые наши и новейшие законодатели отвергали так, как будто оно никогда не существовало». Между тем, утверждал Магницкий, «оно одно есть истинное наследие наше после Греческой империи»1172 и развивалось в России в течение нескольких веков, вплоть до Соборного уложения царя Алексея Михайловича. Затем «златая цепь нашего отечественного законодательства» была порвана так, что даже «следа ее ни в законодательстве, ни в правоведении нашем не осталось»1173. Магницкий риторически вопрошал: «Не входило ли в систему неверия отвести нас от законодательства отцов наших, непрестанно освящаемого верою и божественными писаниями, дабы не отвергая прямо, сгладить неприметно ту печать самодержавия, которая все древние наши законы знаменует?»1174. Для «исправления» положения он предлагал создать особую комиссию, которая занялась бы систематическим сбором существующих законов, и особый комитет, который «занялся бы историческим обозрением права византийского всего нашего законодательства, в добром духе», т.е. где было бы «все согласное с православием, все приличное самодержавной власти, обычаям и духу народа нашего собственного», «на духе нашего вероисповедания и на праве каноническом Греко-Российской церкви утвержденное». По мнению Магницкого, создание подобного «Русского уложения» воочию продемонстрировало бы намерение «воскресить действительные наши права» на наследие «Империи Греческой»1175. Магницкий с подачи церковных кругов выразил близкую им идею, что Россия унаследовала комплекс религиозных, культурных и юридических ценностей прежде всего от Византии.
<< | >>
Источник: Минаков А. Ю.. Русский консерватизм в первой четверти XIX века. 2011

Еще по теме § 2. Правовые воззрения русских консерваторов. Идея «русского права»:

  1. БЕЛОРУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И РУССКАЯ ИДЕЯ: КОНЦЕПТЫ И ПРАКТИКА В.А. Мельник
  2. § 7. Пётр I в оценках русских консерваторов
  3. § 3. Православие в системе взглядов русских консерваторов
  4. § 9. Крестьянский вопрос в освещении русских консерваторов
  5. § 10. Проблема промышленного развития во взглядах русских консерваторов
  6. Г л а в а 7 ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ РУССКИХ КОНСЕРВАТОРОВ ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА
  7. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ОТЦОВ И УЧИТЕЛЕЙ РУССКОЙ ЦЕРКВИ
  8. § 1. Взгляды русских консерваторов первой четверти XIX века на сущность и природу самодержавия
  9. Приложение Проблема логического противоречия и русская религиозная философия: воззрения П. А. Флоренского и Н. А. Васильева Б. В. Бирюков, И. П. Прялко
  10. Историософия и русская идея
  11. РАЗДЕЛ III РУССКАЯ ИДЕЯ В ИСТОРИОСОФИИ ВЛ. СОЛОВЬЕВА
  12. 9. Источники и основные черты права в период феодальной раздробленностиИсточниками права в период феодальной раздробленности были «Русская Правда», уставы и грамоты русских князей, «приговоры» веча, нормы обычного права, договоры города с князьями, иностранное законодательство. Однако важнейшими памятниками права стали Новгородская и Псковская судные грамоты. Новгородская судная грамота дошла до нас в неполном виде. Сохранился фрагмент, регулирующий судоустройство и судопроизводство. Судебными п
  13. 2. Русская идея: проблема национального величия России
  14. 2. РУССКАЯ ПРАВДА 2.1. РУССКАЯ ПРАВДА КРАТКОЙ РЕДАКЦИИ (по Академическому списку) ЗАКОН РУССКИЙ