<<

Использованная литература

АЗИМОВ А. История Франции / Пер. с англ. М., 2007. АНДРЕЕВСКИЙ И. О Реймсском Евангелии // Северная пчела. №28. 1840. АРТАМОНОВ Б. История бриллианта «Санси» // Наука и жизнь. № 11.
1997. Архимандрит Августин (Никитин Д.Е.). Святыни Парижа. Страницы истории // Нева. № 5. 2009. БРИКНЕР А.Г. История Петра Великого. В 2-х томах. М., 1996. ВАЛАЕВ Р.Г. Новеллы о драгоценных камнях. Киев, 1977. ГАНКА В. Сазаво-Эммаусское Святое Евангелие, ныне же Реймсское. Прага, 1846. ГАРРО А. Людовик Святой и его королевство / Пер. с фр. СПб., 2002. ГОРБОВСКИЙ А.А. Двойники, самозванцы или исторические личности, жившие дважды // Наука и жизнь. №2. 1966. ДАНИЛОВ Б.Ф. Алмазы и люди. М., 1982. ДЕКО А. Великие загадки истории / Пер. с фр. М., 2007. ДЖОХАДЗЕ И.Д. Криминальная хроника человечества (I — XXI вв.): Истории о политических и уголовных преступлениях. М., 2007. ДУБРОВСКИЙ П. Замечания г. Ганки о Реймсском славянском Евангелии // Литературная газета. № 56. 1840. ЖУКОВСКАЯ Л.П. Реймсское Евангелие, история его изучения и текст. М., 1978. КАСТЕЛО А. Драмы и трагедии истории / Пер. с фр. М., 2008. КОСТОМАРОВ Н.И. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1990. ЛАДИНСКИЙ А. Анна Ярославна — королева Франции. Минск, 1987. ЛЕ ГОФФ Ж. Людовик IX Святой / Пер. с фр. М., 2001. НЕЧАЕВ С.Ю. Жозефина Бонапарт. М., 2004. НЕЧАЕВ С.Ю. Подлинная история Наполеона. М., 2005. НЕЧАЕВ С.Ю. Жанна д’Арк. М., 2005. ОГНЕВ Д. О Реймсском Евангелии // Московские Епархиальные Ведомости. № 1—2. 2007. ПЕРНУ R, КЛЕН М.В. Жанна д’Арк / Перевод с фр. М., 1992. РЫЖОВА М.П. Альбом в сафьяновом переплете. Где ты, ослепительный «Санси»? Челябинск, 2004. СЕРЕБРЕНИКОВ В. Загадочный эпизод Французской революции: Людовик XVII — Наундорф. М., 2008. СТРОЕВ С.М. Славянское евангелие, на котором присягали короли французские при своем короновании // Журнал Министерства народного просвещения.
Ч. XXI. Огд. II. 1839. ТРЕТЬЯКОВА Л. Приговоренный к бессмертию // Вокруг света. №2 (2725). 2001. ALCOUFFE Daniel. Une catastrophe nationale: la vente des Diamants de la Couronne en 1887. Article sur le site «La Tribune de l’Art». 23.01.2008 (www.latribunedelart. com). AMBELAIN Robert. Drames et secrets de l’histoire. Paris, 1981. ARNAULT Antoine-Vincent et les autres. Biographie nouvelle des contemporains, ou Dictionnaire historique et passionne de tous les hommes qui, depuis la Revolution fran9aise ont acquis de la celebrite par leurs actions, leurs ecrits, leurs erreurs ou leurs crimes. Tome XIV. Paris, 1824. BABELON Ernest. Catalogue des Camees antiques et modemes de la Bibliotheque Nationale. № 264. Paris, 1897. BARBOT Charles. Traite complet des pierres precieuses. Paris, 1858. BERTRAND Henri-Gratien. Cahiers de Sainte-Helene (1816—1821). Paris, 1949—1951. — 3 vol. BUTLER Declan. Joan of Arc’s relics exposed as forgery // Nature. 5.04.2007. CASTELOT Andre. Louis XVII, l’6nigme resolue. Paris, 1947. CASTELOT Andre. Non, Naundorff n’etait pas Louis XVII // Le Figaro Litteraire. 16.06.1951. COLLIN DE PLANCY Jacques-Auguste-Simon. Dictionnaire critique des reliques et des images miraculeuses. Paris, 1821. — 3 vol. DURAND Jannic. La Couronne et la Croix: deux reliques de la Sainte-Chapelle a Notre Dame de Paris. Notre-Dame de Paris. Cahiers du Chapitre. № 2. Octobre 2001. ECKARD Jean. Memoires historiques sur Louis XVII, Roi de France et de Navarre. Paris, 1817. FOWLER Marian. Adventures of a Diamond. Ballantine Books, 2002. GARQON Maurice. Louis XVII ou la fausse enigme. Paris, 1952. GIARD Jean-Baptiste. Le grand camee de France. Paris, 1998. GOSSELIN Jean-Edme-Auguste. Notice historique et critique sur la Sainte couronne d’epines et sur les autres instruments de la passion. Paris, 1828. GRIMAUD Jean. Jeanne d’Arc a-t-elle ete brulee? Paris, 1952. HEERS Jacques. La fosse Jeranne d’Arc // Gilles de Rais. Paris, 2005. KURIN Richard. Hope Diamond: The Legendary History of a Cursed Gem.
New York, 2006. LE FUR Didier. Anne de Bretagne. Paris, 2000. MABILLE Gerard. Les Diamants de la Couronne. Paris, 2001. MARCHAND Louis-Joseph. Memoires de Marchand, premier valet de chambre et executeur testamentaire de l’empereur publies d’apres le manuscrit original. Paris, 1952—1955. 2 vol. MEZERAY Francois de. Abrege chronologique ou Extrait de l’histoire de France. Paris, 1608. — 3 vol. MILLIN Aubin-Louis. Galerie mythologique. Recueil de monuments pour servir a l’etude de la mythologie, de l’histoire de l’art, de l’antiquite figuree et du language allegorique des anciens. Paris, 1811. — 2 vol. MINOIS Georges. Anne de Bretagne. Paris, 1999. MOREL B. Les diamants des monarchies europeennes. Paris, 2001. NANGIS Guillaume de. Gesta sanctae memoriae Ludovici regis Franciae // Recueil des historiens des Gaules et de la France.Tome 20. Paris, 1840. PEIRESC Nicolas-Claude Fabri de. Correspondance inedite de Peiresc avec Jerome Aleandre etc. (publiee par Alexandre-Jules-Antoine Fauris de Saint-Vincens). Paris, 1819. PESME Gerard. Jehanne d’Arc n’a pas ete biulee. Paris, 1960. RETIF DE LA BRETONNE Georges. Anglais, rendez-nous Napoleon. Paris, 1969. ROY-HENRI Bruno. L’enigme de l’exhume de 1840. Paris, 2000. SANTROT Marie-Helene. Entre France et Angleterre. Le duche de Bretagne. Essai d’iconographie des dues de Bretagne. Nantes, 1988. SENZIG Roger, GAY Marcel. L’affaire Jeanne d’Arc. Paris, 2007. SOUPLET Maxime. Le Saint Tresor et le Musee Notre- Dame. Cathedrale de Verdun, 1961. SOUVESTRE Emile. Nantes // Revue des deux mondes. Tome IX. Janvier 1837. STEINEM PATCH Susanne. Blue Mystery: The Story of the Hope Diamond. New-York, 1999. STREETER Edwin. The Great Diamonds of the World. Their history and romance. Gryphon Books, 1971. TREBUCHET Anne-Marie-Joseph. Anne de Bretagne, reine de France. Paris, 1822. TRISTAN DE SAINT-AMANT Jean. Commentaires historiques contenans en abrege les vies, eloges et censures des empereurs, imperatrices, cesars et tyrans de l’empire romain, jusques a Pertinax.
Paris, 1635. WHEELER Thomas. Who lies here? A new inquiry into Napoleon’s last years. New-York, 1974. * * * Мартин не хотел делать церковную карьеру, однако авторитет этого благочестивого и смиренного монаха очень скоро так вырос, что его стали называть святым. А потом его обманом, якобы для того, чтобы помолиться за одну больную женщину, вызвали в город Тур, и там народ буквально силой провозгласил его епископом. Произошло это в июле 371 года. Мартину было тогда 55 лет, и ему были присущи редкостная доброта и забот- * * * Святой Мартин Турский умер 8 ноября 397 года прямо во время молитвы в церкви города Канд, что под Туром. Естественно, жители города Канд, где почил святой Мартин, хотели похоронить его у себя, однако жители Тура похитили тело, выбив окно церкви, и повезли покойного на лодке вверх по течению реки. Согласно преданию, несмотря на позднюю осеннюю пору, по пути следования лодки расцветали цветы и пели птицы. * * * Несмотря на непредвиденные задержки в пути и огромное расстояние от Парижа до русских границ, послы короля Франции благополучно прибыли в Киев. Посольство возглавлял епископ Шалонский Роже, сын графа Намюрского. Ценя его дипломатические способности, король Генрих неоднократно посылал Роже с ответственными поручениями в Нормандию и даже к императору Священной Римской империи Конраду II. Теперь, когда король вновь * * * Две дочери Ярослава Мудрого действительно уже были выданы за иноземцев: Елизавета — за норвежского короля, * * * Весть о том, что к королю приехала невеста из далеких краев, быстро распространялась из селения в селение. Со всех сторон на дорогу стекались люди. Анну бурно приветствовали, и местные женщины что-то кричали будущей королеве, удивляясь ее странному наряду, подобного которому они еще никогда не видели. Народ * * * Одним из советников Филиппа был Рауль де Крепи, граф де Валуа. Этот человек обладал еще и другими многочисленными титулами — де Вексен, д’Амьен, де Витри, де Перонн и де Мондидье. Из этого следует, что он был одним из самых могущественных вельмож Франции, и, словно подтверждая это, он находил удовольствие, говоря, что ему не страшны ни королевские армии, ни духовники.
По существовавшей тогда традиции вдовствующую королеву вскоре выдали замуж, и взял ее в жены как раз этот самый человек. Он слыл одним из самых непокорных вассалов Генриха I, но тем не менее всегда оставался приближенным к его двору. 44 * * * Долго так продолжаться не могло, и однажды наступил момент, когда граф де Валуа проявил настойчивость и похитил Анну, «когда она охотилась в Санлисском лесу, увезя в свой замок как простую смертную». Так Анна оказалась в Мондидье. Жизнь здесь была скучной и неудобной. Однако граф не зря облюбовал * * * В любом случае обрушившаяся на голову Рауля де Крепи, графа де Валуа, анафема ни в малейшей степени не помешала ему продолжать жить с Анной. Безразличные к окружающей их враждебности, стали они открыто путешествовать по королевству, ни от кого не * * * В Париже, сидя у окна, Анна с тоской ожидала возвращения Вольца, однако его все не было и не было. Путешествие Вольца продолжалось много месяцев (путь- то был неблизкий). Поездку на Русь он совершил с попутными купцами, и ничего достойного упоминания во время этих странствий не произошло, но вот в самом * * * Как мы уже говорили, Реймсское Евангелие состоит из двух частей. Первая его часть написана кириллицей. По первой версии происхождения этой первой части, изложенной выше, рукопись была создана в школе переписчиков при библиотеке Ярослава Мудрого и является переписью со староболгарского Евангелия XI века, написанного кириллицей (болгарской азбукой). Согласно второй версии происхождения первой части Реймсского Евангелия, она была писана преподобным Прокопием Сазавским (Чешским), родившимся примерно * * * Дмитрий Огнев приводит еще ряд версий происхождения Реймсского Евангелия. Он пишет: «Существует еще несколько версий, одна из которых говорит, будто бы эта рукопись была написана святым * * * Летом 1975 года Реймсское Евангелие экспонировалось в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве. Здесь же демонстрировалась и древняя французская миниатюра, имевшая прямое отношение к древним франко-русским связям.
На миниатюре изображена коронация дочери Ярослава Мудрого Анны, ставшей женой короля Генриха I, управлявшей Францией и прославившейся не только красотой, но и высочайшей образованностью. * * * Таковы были события, произошедшие после «казни» Жанны за пять лет, проведенных ею в савойском замке Монроттье. Что делала Жанна в эти годы, никому толком не известно, но в 1436 году она объявилась в Арлоне, небольшом городке на границе современной Бельгии с Люксембургом, и этот факт зафиксирован во многих источниках. Историк Робер Амбелен указывает на то, что забрали Жанну из Монроттье Жан Потон де Ксентрай и его помощник Жан де Бланшфор. Никто этому «побегу» особенно и не препятствовал. * * * Жанна действительно вышла замуж за благородного рыцаря Робера де Армуаза, сеньора де Тишмона. Произошло это в Меце в начале ноября 1436 года. Некоторые историки, в частности Роже Сензиг и Марсель Гэ, называют более точную дату свадьбы — 7 ноября 1436 года. Они пишут: * * * Окрыленная орлеанским триумфом, в 1440 году Жанна отправилась в Париж. Орлеан Орлеаном, но все же это — глубокая провинция, а Париж — это Париж. Фактически * * * Железная корона Лангобардского королевства, как мы уже говорили, была изготовлена к коронации Агилульфа. Произошло это в 593 году. Агилульф прежде был герцогом Туринским. Когда король Автарис умер в 590 году, его вдова Теоделинда вышла замуж за Агилульфа, и тот занял место на троне. Как гласит легенда, специально для этого события по приказу Теоделинды была изготовлена железная корона, состоявшая из шести золотых пластин, украшенных дра- * * * Мы не будем подробно рассказывать о том, что предпринял Наполеон Бонапарт, чтобы стать императором. Его коронация 2 декабря 1804 года представляла собой весьма необычное возрождение древних традиций. Цезарь больше не был для него примером для подражания, теперь кумиром был Карл Великий. Наполеона короновали как императора не в Риме, а в Париже, в соборе Парижской Богоматери. Для проведения церемонии из Рима специально привезли папу Пия VII. Е.В. Тарле по этому поводу пишет: «Наполеон пожелал, чтобы римский папа лично участвовал в его предстоящей коронации, как это было сде- * * * В 1805 году Наполеон возродил еще одну славную древнюю традицию и, опять же следуя примеру Карла Великого, увенчал себя уже известной нам короной лан- гобардских королей в Миланском кафедральном соборе. Государство лангобардов, как известно, занимало территорию Северной Италии, и Наполеон, возложив на себя эту корону, полагал, что использование этого древнего * * * Став королем Италии, Наполеон декретом от 5 июня того же 1805 года учредил в королевстве орден Железной короны. Такое название награды должно было напоминать о короне лангобардских королей, в которую, согласно преданию, был включен железный гвоздь, сохранившийся от распятия Иисуса Христа. Знак этого ордена представляет собой миниатюрную корону с острыми зубцами. По ободу короны идет надпись: «Бог дал мне ее, и горе тому, кто на нее посягнет». Это, как мы понимаем, слова, сказанные Наполеоном во * * * Попали эти бесценные реликвии в Париж следующим образом. * * * Во время правления Людовика IX королевство жило в мире, однако очень скоро начали поступать тревожные вести с Востока. Там в 1244 году «неверные» в очередной раз захватили Иерусалим и почти полностью разорили Палестину. И тогда Людовик решил отправиться в Святую землю с целью освобождения Гроба Господня. Так начался Седьмой крестовый поход. Получив в аббатстве Сен-Дени хоругвь, перевязь и посох паломника и испросив в Лионе благословение папы, * * * Вернемся теперь к реликвиям, находящимся в Париже. На Терновом венце, хранящемся в соборе Парижской Богоматери, кстати, нет ни одного шипа. Дело в том, что Людовик IX, прославленный король-крестоносец, человек благочестивый и богомольный, эти шипы (а их * * * Во время Великой французской революции часовня Сент-Шапелль была закрыта. Некоторое время она исполь- * * * Максимилиан фон Габсбург не успел прийти на помощь своей заочной жене, и после тяжелой осады истощенный Ренн сдался. После этого Анна вынуждена * * * 7 апреля 1498 года Карл VIII неожиданно погиб в замке Амбуаз, ударившись лбом о косяк низкой двери. Считается, что причиной смерти стал апоплексический удар. В результате трон занял опальный герцог Людовик Орлеанский, представитель Орлеанской ветви династии Валуа, правнук короля Карла V Мудрого. Он стал королем Людовиком XII, и теперь он, по условиям того же контракта, должен был жениться на Анне. К тому же, * * * Участвовала ли Жозефина в возможном похищении дофина из Тампля? Выглядит это довольно правдоподобно. Особенно если иметь в виду ее тогдашние роялистские симпатии и то, что ее любовник Поль Баррас вел переговоры с роялистами о реставрации монархии Бурбонов в надежде получить за предательство Республики крупное вознаграждение. Беспринципный политикан и взяточник, Баррас вполне мог попытаться превратить дофина в дополнительный козырь в своей сложной игре. Ведь владея тайной, где находится * * * Что же касается дофина, то с ним происходило следующее. После революции 1789 года король Людовик XVI вынужден был утвердить конституцию, по которой за ним * * * Ну а дальше начались события 9—10 термидора (то есть 27—28 июля) 1794 года. Братья Робеспьер, Луи-Антуан де Сен-Жюст, Жорж Кутон и многие их приверженцы были арестованы и казнены. С якобинской революционной диктатурой было покончено. К власти во Франции пришли новые люди, которые с трибуны Конвента начали вершить судьбы Республики. Среди этих новых правителей Франции одним из главнейших был уже упомянутый нами Поль Баррас. В Термидорском перевороте он сыграл решающую роль. А вместе с ним Жан-Ламбер Талльен, Луи-Мари Фрерон, Леонар Бурдон и Жозеф Фуше... * * * По официальной версии, Луи-Шарль де Бурбон умер 8 июня 1795 года от туберкулеза, от которого скончался до революции и его старший брат. При этом в отчетах об обстоятельствах смерти и погребения дофина имеется немало противоречий, неясностей или даже как будто нарочитых двусмысленностей. * * * Любопытно также, что опубликовавший в 1817 году первую книгу о дофине некий Жан Экар («N^moires historiques sur Louis XVII») утаил имевшуюся в его распоряжении записку Габриеля-Жерома Сенара, адвоката из Тура и агента Комитета общественного спасения. В этой записке, составленной вскоре после медицинского * * * А может быть, в Тампле с самого начала находился не настоящий дофин? Возможно и такое. Во всяком случае, слухи о возможной подмене дофина стали ходить много раньше, по крайней мере, сразу после неудачного бегства королевской семьи в Варенн в июне 1791 года. Фигурировала даже версия, что дофин еще в 1790 году был переправлен в Канаду, а взамен его в Тюильри поместили другого ребенка, некоего Ляроша, уроженца Тулузы. Подобные слухи воспроизводи- * * * Сочинение фантазера-беллетриста Реньо-Варенна стало одним из главных «источников», из которых впоследствии черпали свое вдохновение многочисленные авантюристы, выдававшие себя за чудом спасшегося Людовика XVII. Этих лже-Людовиков-лжедофинов, кстати сказать, было около шестидесяти. Среди них имеет смысл выделить Матюрена Брюно, Жана-Мари Эрваго, Анри- Этельбера Эбера (он же Клод Перрен, он же «барон де Ришмон») и, конечно же, Карла-Вильгельма Наундорфа. * * * В мае 2000 года в журнале «Point de vue» была опубликована одна прелюбопытная статья. Она называлась «Одиссея королевского сердца». В ней утверждалось, что доктор Филипп Пеллетан, который участвовал во вскрытии трупа ребенка, умершего в Тампле, воспользовался не- * * * У этой камеи очень сложная история, которую легко можно было бы положить в основу настоящего детективного романа. За свою почти 2000-летнюю историю она много раз меняла хозяев и государства и, конечно же, ее похищали. История этого удивительного резного камня складывалась примерно так. Когда Древний Рим пришел в упадок, на стыке Европы и Азии, на месте небольшого греческого города Византи- он, в 334 году основали столицу Восточной Римской империи, будущий Константинополь. Император Константин хотел сделать из этого города, построенного по образу и подобию Рима, второй Рим. Началось бурное строитель- * * * Как мы уже говорили, монахи, не разбиравшиеся в искусстве, одеждах и привычках Древнего мира, считали, что на камне изображена сцена библейского сказания об Иосифе, а не римский император со своими близкими. И только в 1620 году муниципальный советник Николя-Клод Фабри де Пейрек, большой знаток и собиратель произведений искусства, усомнился в библейском * * * Прошло время, и о Большой камее как-то забыли. Долгое время о ней вообще никто не вспоминал. Лишь в мае 1791 года король Людовик XVI обнаружил ее, пришел в восторг и приказал поместить для всеобщего обозрения в Кабинет медалей Национальной библиотеки. * * * А затем Шарлье стал распродавать похищенное. Золотые вещи были тайком проданы в Англии. А вот с камеей * * * В то время в Париже как раз короновался Наполеон Бонапарт, а он, как известно, проявлял особый интерес ко всему «истинно царскому». Понятно, что резная камея, да еще с изображением римских императоров, пришлась весьма кстати. Реликвии оказали исключительное внимание — заделали трещинки, почистили, навели блеск, а потом поместили в позолоченную оправу, изготовленную во входящем в моду пышном стиле ампир (от фр. empire — империя). Именно Наполеон, любивший все великое, назвал уникальный резной камень «Великой камеей Франции» (Grand Сатёе de France). Хранить ее стали во дворце Тюильри. * * * Великой французской революции были очень нужны деньги, а посему найденный бриллиант «Регент» был тут * * * А в 1887 году бриллиант при распродаже сокровищ французской короны был выкуплен за 6 миллионов 252 * * * Потом алмазом владели султаны Центральной Индии Вира Ранджандра и Аджидрадасандра. На протяжении жизни нескольких поколений драгоценный камень хранился в сокровищнице династии Гулямов, правившей до 1290 года. Последним его владельцем был Кутб-уд-Дин из династии Хилджи. У него алмаз пропал. По всей видимости, его украл его визирь, который исчез из дворца одновременно с драгоценным камнем. После этого несколько лет об алмазе ничего не было слышно. * * * А в 50-х годах XV века индийский камень вдруг обнаружился у Карла Смелого, герцога Бургундского, сына * * * В 1830 году по Парижу вдруг разнесся слух, что русский промышленник Павел Николаевич Демидов, миллионер и владелец уральских заводов, приобрел бриллиант «Санси» для своей жены. Правительство Франции, безрезультатно искавшее пропажу, предъявило ему судебный иск в том, * * * В мае 1854 года А.Н. Карамзин погиб во время Русско- турецкой войны, и Аврора Карловна во второй раз осталась вдовой. А что же стало с бриллиантом? По одной из версий, она привезла свои драгоценности в Россию. * * * Жан-Батист Тавернье родился в Париже в семье торговцев-протестантов, выходцев из Антверпена. К шестнадцати годам он уже объехал по торговым делам все прилегавшие к Франции страны. Поступив на службу к * * * Именно таким образом и строилась легенда о том, что Наполеону удалось бежать с острова Святой Елены, * * * И наконец, императорская посмертная гипсовая маска, сделанная доктором Антоммарки. Чья же она на самом деле?
<< |
Источник: Нечаев С.Ю.. Реликвии и скоровища французских королей. 2011

Еще по теме Использованная литература:

  1. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА СЛОВАРИ 1.
  2. Использованная литература: 1.
  3. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА На русском языке
  4. Г лава 3 ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА О МЕТОДЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
  5. ЛИТЕРАТУР А
  6. Мобилизационная готовность журналистики и литературы
  7. 3.2.1. ИЗУЧЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НА ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ОСНОВЕ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
  8. Литература для дополнительного чтения
  9. Использованная литература
  10. Использованная литература
  11. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  12. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА