<<
>>

1.2.1. Развитие взглядов на психику в античной философии.

В древности душа отождествлялась с дыханием и самой с жизнью. Считалось, что душой обладают все животные, а не только человек. Все желания и чувства человека испытывает именно душа. С телом она непосредственно не связана, а просто базируется в нем, но если она его покидает, тело умирает.
Душа бессмертна. Согласно некоторым древним верованиям, она даже может отдельно "путешествовать" во сне, а после смерти тела переходит в другое. Другие учения, в том числе Ветхий Завет, связывали душу только с одним телом и Богом. Древнегреческий философ Гераклит выдвинул очень красивую теорию о том, что Космос – это "вечно живой огонь", мир - огненный поток, душа - искорка. Продвижение от допсихического ("влажного") состояния к чувственному познанию, мышлению и более высоким уровням понимания - приобщение индивидуальной души к космическому огню. Все изменяется: "Наши тела и души текут как ручьи", Призыв "Познай самого себя", относился не к глубинам психики, а к своему логосу. "Логос" - фундаментальное понятие закона, взаимосвязи явлений по которому "все течет", явления переходят друг в друга. Малый мир (микрокосм) отдельной души подобен макрокосму всего мира. Постичь себя, свою психею значит понять закон всеобщей гармонии. Все сущее развивается закономерно, нет места случайности и произволу. Впоследствии этот принцип абсолютной причинности был назван детерминизмом. Другой древнегреческий философ Анаксагор искал законы, по которым из хаоса рождается организованный порядок, из беспорядочного движения неорганизованных частиц - целостные вещи. Таким законом, началом он считал "тончайшую вещь" - "нус" - разум. Совершенство тела зависит от представленности в нем нуса. Максимум его в человеке т.к. он имеет руки. Т.о. преимущества человека зависят и от его разума, и от тела. Нус не материя в собственном смысле, а организация, упорядоченность, способ построения и движения тел, их совершенство, гармоничность. Софисты ("учителя мудрости") перенесли центр рассмотрения от природы к человеку. Они открыли новое направление исследований - отношения между людьми. Один из них, Протагор, высказал тезис: "Человек - мера всех вещей". Сократ, развивавший многие идеи софистов и споривший с ними, утверждал, что законы души не в вечных законах мироздания, а в ней самой. Он не считал себя учителем мудрости. Он предложил сократический метод диалога - подбор вопросов, на которых человек отвечал "Да" и в результате диалога можно было понять и сформулировать отчетливое знание. "Познай самого себя" для Сократа означало не поиск всеобщего Логоса, даже не обращение собственно к внутреннему миру человека, а разумный анализ своих поступков и отношений к ним, нравственные оценки. После софистов и Сократа душа стала рассматриваться не только как феномен природы, но и культуры. Появилось собственно гуманитарное знание. Один из величайших древних философов, Платон был учеником Сократа. Согласно его учению царство идей, вечных идеальных форм образуют особую действительность, скрытую за небосводом: геометрические фигуры, общие понятия, логические конструкции, математические формулы - умопостигаемые объекты, незыблемые и обязательные. Они причастны к космическому уму (нусу). Сверхпрочные общие идеи первичны по отношению к тленным телесным формам.
До рождения душа живет в мире идей и всякое конкретное знание есть воспоминание. Мысленное, идеальное есть главная причина бытия, полностью отделенная от чувственного мира. Чувственно-воспринимаемые предметы - это несовершенные слабые копии, тени идеальных форм. Сократический внешний диалог он дополнил внутренним диалогом души, таким образом Платон открыл внутреннюю речь. Платон начал разделять душу на части. Он предложил такую метафору - разум - возница, правящий 2-мя конями: диким конем - низшие телесные мотивы, страсти и благородным конем - высшие мотивы. В любом случае, у античных философов душа рассматривалась как нечто внешнее по отношению к человеку, будь то природное (огонь, воздух, атомы) или идеальное (средоточие понятий, моральные нормы). В этом выражался античный дуализм. Другой величайший философ древности, Аристотель, сделал первую попытку преодоления разделения души и тела. Ученик Платона, он стал его оппонентом. Его учение ориентировано не на физику и математику, а на биологию. Телесное и духовное в организме составляют единое целое. Душа не самостоятельна, она - форма организации живого. Идеи берутся не с неба, а из чувственного восприятия и опыта. Душа не отделима от тела и не имеет отдельного от него прошлого и будущего. Душа расположена в сердце. Аристотель рассматривал организацию живого, выделял структуры и функции. Душа - функция организма. Она выражается в целесообразности поведения, в способности стремиться к цели и реализовывать ее. Аристотель ввел понятие способностей как психологического ресурса. Он описал уровни развития души и их иерархию: 1) вегетативная душа – низший уровень, есть у растений, 2) чувственно-двигательная душа - у животных и человека, 3) разумная душа - только у человека. Аристотелем была высказана идея развития, "лестница форм" души, появление высших форм из низших. Эти ступени проходит каждый человек так же, как прошел весь органический мир. В поисках перехода от одной формы к другой Аристотель ввел образы (фантазии) и ассоциации по смежности, сходству и контрасту. Развитие характера он считал следствием поступков. Итак, древние философы выдвинули 3 главных методологических принципа: закономерного развития, причинности и организации (системности). 1.2.2. Развитие взглядов на психику в науке ХVII- ХVIII веков. ХVII век принес много нового в науку вообще и в представления о психике человека. Этот век был эпохой расцвета механицизма и дуализма. Природа виделась как огромный механизм, безгранично открытый для вычислений, наблюдений, экспериментов. И человек не был исключением. Он тоже рассматривался по образу и подобию совершенного механизма. Рене Декарт (1596-1650) создал грандиозную философскую систему картезианство. Он исповедовал дуализм - полное разделение души как "мыслящей субстанции" и тела как "протяженной" материальной субстанции. В человеке происходит связь бездушевного телесного механизма с душой, имеющей волю. Их объединяет шишковидная железа в голове. Все движения выполняются как рефлексы. Ими управляют животные духи, которые распространяются по нервам как по трубкам, подчиняясь толчкам шишковидной железы. Животные - это движущиеся автоматы, т.к. только человек имеет душу. Р. Декарту принадлежит высказывание: "Я мыслю, следовательно - существую". Гобсс (1588-1679) считал, что в мире нет ничего, кроме движущейся материи, психика это только призрак, эпифеномен, не имеющий реального влияния на ход вещей. Ощущение реально как процесс в теле, вызванный внешними причинами. Универсальное начало психической жизни – объединения ощущений. Они безраздельно властвуют в психике. Соединение ощущений создают представления, соединение представлений образуют мысли, которые следуют друг за другом в том порядке, в каком прежде возникали ощущения. Гобсс ввел понятие о "естественном человеке" - человек от природы наделен неистребимым стремлением к самосохранению и к собственной выгоде. Естественное состояние - это "война всех против всех", которая вынудила человека построить искусственное образование - государство и передать ему свои права. Основные чувственные мотивы - стремление и отвращение, которые сменяются в душе человека, иногда по отношению к одному и тому же предмету.. Производное от них - воля, благодаря которой человек выбирает из этих мотивов. Это и есть свобода воли. Взгляды философов XVII века можно резюмировать следующим образом: 1. Живое тело, в т.ч. человек представляет собой механическую систему, которая существует по законам механики и не нуждается для своего объяснения ни в каких скрытых качествах и душах (а раз нет души, нет и психологии). 2. Сознание определялось как присущая индивиду способность путем внутреннего наблюдения иметь самое достоверное, какое только возможно, знание о собственных психических состояниях. Бессознательных форм не существует. 3. Страсти (аффекты, под которыми понимали не только эмоции, но и восприятие) заложены в тело природой и являются регуляторами поведения: направляют человека к полезному и отвращают от вредного, они принадлежат не душе, а телу. 4. Дуализм: душа и тело - отдельные субстанции. У всех воспринимаемых людьми вещей две категории качеств: первичные - объективные и вторичные - не свойственные вещам самим по себе, но возникающие при их действии на органы чувств. Такой была постановка психофизической проблемы - проблемы соотношения мира и его восприятия. В XVII веке соотношение души и тела рассматривали как психофизическую, а не психофизиологическую проблему, т.е. искали место души в мире, а не просто в организме. 5. Основной принципиальный спор развернулся между двумя методологическими подходами: рационализмом и эмпиризмом. Рационализм, который развивал Декарт, утверждал, что главный способ познания - рассуждения, исходящие из интуитивно ясных аксиом. Эти рассуждения важнее для познания, чем опытное знание. Согласно принципу эмпиризма, знание становится силой, подобной силам природы, когда занимается не умозаключениями, а обращается к реальности, к эксперименту. "Ничего нет в разуме, чего не было бы в чувстве". В XVIII веке с работ Гартли (1705-1757) начался классический ассоцианизм – подход к психике, сыгравший большую роль в дальнейшем развитии психологии и во многом актуальный до сих пор. Гартли был врачом и развивал картезианство, но стремился найти объяснение перехода от элементарных познавательных и двигательных актов к самым сложным не оставляя места ни для души, ни для каких либо иных вне телесных сил, а с опорой только на ньютоновскую физику, но, как и Ньютон, материалистом себя не считал. Хотел на основе точных законов научиться управлять поведением людей с целью сформировать у них твердые моральные убеждения и тем усовершенствовать общество. Гартли выдвинул идею вибраций, на котором базировалось учение об ассоциациях. Согласное ему, имеется причинный ряд, общий для всех явлений природы и нервной системы: вибрации эфира во внешней среде вызывают вибрации нервов (это большие вибрации, им соответствуют ощущения) и мозгового вещества (малые вибрации, копии больших, им соответствуют идеи, они сохраняются и образуют внутренний мир). Все эти нервные вибрации могут переходить в вибрации мышц. Таков механизм психических явлений, которые однозначно зависят от характера вибраций. Благодаря сохранению малых вибраций человек обучается, имеет память. Для сохранения вибраций главное - смежность во времени и частота повторений. Слово - тоже вибрация соответствующих мышц, оно присоединяется по ассоциации к ощущениям, а затем уже само по себе может вызывать те же вибрации (и соответствующие двигательные акты). Слово может "запустить" или остановить движения и поэтому на нем базируется воля. Гартли признавал, как и предшественники, только 2 мотивации: удовольствие и страдание. По ассоциации они связываются с теми или иными предметами или словами. Х. Вольф (1679-1754) - ввел слово "психология" в европейский научный обиход. Он считал, что душа отделена от всего мира и связана лишь с телом. Психофизическую проблему он превратил в психофизиологическую. Педантично описал психические явления (ощущения, представления, познания, желания и т.п.), основанием и причиной каждого была соответствующая врожденная способность. Французские философа Руссо (1712-1778) и Гельвеций (1715-1771), оказавшие большое влияние на общественное мнение и взгляды современников и людей последующих поколений, писали, что человек - венец природы (а не творения), он от природы добр и гармоничен (в отличие от "естественного человека", который всем враг). Человека портит плохое общество. Выход: для Руссо - назад к природе, для Гельвеция - культура, хорошее воспитание, причем оно всесильно Гениями или глупцами людей делают случайные обстоятельства. Один из величайших европейских философов, И. Кант (1724-1804) считал, что учение о душе принципиально отлично от наук о природе, к нему не приложима математика, в психологии невозможен эксперимент. Психология может лишь описывать душу, но не изучать ее. Кант основал представление о трихотомии души - он отличал познавательную способность от способности чувствовать удовольствия и страдания и от способности желать. Кант развил учение об апперцепции. Апперцепция - это активная сила, которая осуществляет синтез первоначально хаотичесих представлений, синтезирует из отдельных впечатлений целостный чувственный объект. (Один из парадоксов развития науки состоит в том, что именно понятие апперцепции стало в последствии одним из основных при создании экспериментальной психологии.) 1.2.3. Развитие психологии в философии и естествознании IXX века. О. Конт (1798-1857) последовательно развивал позитивизм – методологический подход, согласно которому наука должна ограничиться непосредственно данными, наблюдаемыми фактами, а сущности и причины явлений принципиально непознаваемы. В новой классификации наук Конта психология вообще отсутствовала. Психические явления распределялись между физиологией и социологией. В реальной истории науки методология позитивизма привела к агноститизму – отказу от познания и понимания чего-либо. Но мнение, что психология – часть физиологии или социологии можно услышать и в наше время. В IXX веке большое влияние на психологию оказали достижения биологии и медицины. После укрепления позиций дарвинизма источником вдохновения для психологов стала эволюционная биология. Собственно психологическая мысль перешла из поля сознания на поле поведения. Сторонники дарвинизма указывали, что окружающая среда - это сила, способная вызывать и видоизменять жизнедеятельность. Поведение рассматривалось, наряду со всеми телесными функциями, как один из механизмов приспособления к внешним условиям жизни. Была признана жизненная важность психических функций. Эмоциональные состояния рассматривались как побуждения к действию, а не просто как переживания. Человеческие эмоции, в отличие от чувств животных описывали как продукт социально-исторического развития. Следствием распространения дарвинизма явилось появление антропоморфизма - отрицание принципиальных различий между животными и человеком, сведение их к чисто количественным. Против антропоморфизма выступил Морган, который сформулировал "закон экономии" - не следует приписывать животному высшие психические способности, если поведение можно объяснить без них. Описал обучение путем проб и ошибок. Идеи развития в психологии дали начало зоопсихологии и детской психологии. Психология индивидуальных различий начиналась с английского биолога-дарвиниста Гальтона (1822-1911). Он считал, что талант наследуется и создал "евгенику" - "науку" о возможности улучшения человеческого рода генетическими методами. Ввел близнецовый метод исследования. Измерял индивидуальные различия в ощущениях, считая, что так исследует ум, для чего придумал несколько приборов. Изучал также индивидуальные особенности ассоциаций и суждений, называл эти испытания тестами. Искал связь характеров с внешностью, но безуспешно. Широко использовал статистику. После работ Гальтона появилось множество теоретических работ и практических методов измерения и исследования интеллекта и индивидуально-личностных особенностей человека. Особое место занимает френология Галля - учение о жесткой связи психических способностей (их выделяли всего 27) с областями коры больших полушарий. Увеличение размеров какой-либо области коры и образование над ней "шишки" на черепе считалось знаком особого развития соответствующей способности. С критикой френологии выступали сторонники учение о полной однородности мозговой массы, подобно печени. Значительную роль в понимании природы восприятия сыграли работы Мюллера и его учеников. Сам Мюллер является основателем нативизма - представления, что восприятие основано только на врожденных способностях (свойствах) органов чувств, их "специфической энергии", которая выделяется под воздействием внешнего сигнала. В рамках этого направления было получено много экспериментальных данных о работе органов чувств и об ощущениях, но была принципиально нерешаема задача том, как обеспечивается предметность восприятия и его отнесенность вовне, то есть тот факт, что человек ощущает мир вне себя, а не работу своих органов чувств. Группа бывших учеников Мюллера (в т.ч. Г. Гемгольц) дала торжественную клятву, подписанную собственной кровью, объяснять все явления живой природы в категориях физики и химии. Так сформировалась физико-химическая школа. Ее члены исповедовали психофизический параллелизм. Они считали, что если признать за психикой способность вызывать движение, то окажется нарушенным закон сохранения энергии. Сознание невозможно объяснить материальными причинами.
<< | >>
Источник: Рамендик Д.М., Солонкина О.В.. ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ для гуманитарных специальностей.. 2007

Еще по теме 1.2.1. Развитие взглядов на психику в античной философии.:

  1. 3. Представления о психике в первобытном сознании и античности
  2. О ДВИЖУЩИХ СИЛАХ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ В ФИЛОГЕНЕЗЕ, АНТРОПОГЕНЕЗЕ И В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Н. И. Чуприкова (Москва)
  3. 12. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  4. ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ
  5. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ
  6. 2Л. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ АНТИЧНОСТИ
  7. Христианство и античная философия
  8. Развитие психики в филогенезе.
  9. ИСЧЕЗНОВЕНИЕ И НОВАЯ ЖИЗНЬ АНТИЧНОЙ КОНЦЕПЦИИ ФИЛОСОФИИ
  10. Можно ли говорить о политической философии применительно к античному миру?
  11. Пьер Адо и его подход к античной философии
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -