<<
>>

а н я т и е 8.1 ИЗУЧЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНОГО КОМПОНЕНТА ЭМОЦИИ МЕТОДОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИИ

Вводные замечания. Цель занятия — дать студенту возможность получить представление о неконтактном методе оценки эмоционального состояния человека. Этот метод удобен тем, что позволяет использовать материалы, не предназначенные подчас для психологического анализа, — например исторические документы, кадры кинохроники.

Экспрессивностью называется внешнее проявление психического или физического состояния человека, проявляющееся как в его вегетативных, так и в двигательных реакциях. Выразительные движения лица называют мимикой, выразительные движения тела — позой, выразительные движения рук — жестом, а совместные выразительные движения организма в це

лом — пантомимикой. Разница между мимикой, позой и жестом в известной мере условна, поскольку, например, выражение лица представляет собой только локальное проявление общего физического или психического состояния человека. Считается, что наиболее информативной у человека является мимика. Однако движения корпуса, рук и ног могут быть тоже весьма показательными, но они в этом отношении менее изучены. Следует отметить, что пантомимику, как и мимику человека, отличают возрастные и индивидуальные особенности, но на данном занятии мы не будем придавать этому значения.

Различают спонтанную, т. е. непроизвольную и произвольную пантомимику. Произвольная пантомимика развивается на основе непроизвольной и является результатом жизненного опыта или обучения субъекта. Наиболее информативной для индикации эмоционального состояния является непроизвольная пантомимика.

Г. де Сюпервиль предложил схему выражений лица человека, находящегося в различных эмоциональных состояниях (рис. 8.1.1). Она основана на различиях направлений линий, соответствующих физиологическим щелям лица — глазным, носовым и ротовому. Горизонтальное направление этих линий глаз ноздрей и рта сообщает лицу спокойное выражение.

При косом направлении линий с наклоном их наружных концов вниз лицо приобретает печальное выражение, а при отклонении линий наружными концами вверх — веселое. Несмотря на условность, эту схему можно принять за «азбуку мимики».

Данные о выразительных движениях тела и рук психологами пока не обобщены и встречаются главным образом в литературе по искусству. Анализ литературы позволил выделить основные опорные элементы и признаки, описывающие их положение и состояние, которые могут быть полезны при оценке эмоционального состояния.

В предлагаемом задании каждый из студентов-испытуемых должен оценить спонтанные и произвольные экспрессивные проявления эмоций человека по его пантомимике. При этом студент может пользоваться таблицей опорных элементов и их признаками. Данные, собранные в табл. 8.1.1, могут помочь при первоначальной оценке эмоционального состояния по пантомимике. Следует помнить, однако, что перенос результатов, полученных для имитированных эмоций, на естественные не всегда корректен.

Аппаратура и стимульный материал. Кинопроектор (или видеомагнитофон). Набор (10-20) фотографий человека в разных эмоциональных состояниях; на обратной стороне каждой фотографии должна быть надпись,

Сочетание экспрессивных

Эмоции

Г олова

Лицо

Брови

Глаза

Рот

Радость

Отклонена

назад

Приподнимание бровей, сглаживние поперечных складок на лбу

Сужение глазных щелей; радиальные складки у наружного угла

Углы приподняты

Внимание

непроиз

вольное

Прямая или наклонена к объекту

Приподняты, дугообразны; поперечные складки на лбу

Расширение глазных щелей; взгляд не фиксирован

Приоткрыт

Внимание

призволь-

ное

Прямая или наклонена вбок,иногда вперед

Сдвигание и опускание головок бровей; продольные складки между ними

Сужение глазных щелей; взгляд фиксирован

Поперечно

растянут

Удивление

Неподвижна

Приподнимание бровей; поперечные складки на лбу

Расширение глазных щелей, взор на объект

Приоткрыт

Безразли

чие

Брови занимают горизонтальное положение

Веки полуопущены; взгляд в сторону

Презре

ние

Закинута

назад

Приподнимание дугообразно изогнутой одной брови; поперечная складка на лбу

Веки иногда опущены: глаза смотрят вниз

Нижняя губа опущена

Печаль и горе

Опущена; при сидении опирается на руку

Сближение бровей и продольно-поперечная складка на лбу

Веки опущены, нижнее веко может быть поднято; взгляд пассивен

Уголки опущены; центр нижней губы приподнят

Гнев

Прямая

Сближение или опускание головок бровей и продольно-поперечная складка на лбу

Расширение глазных щелей; быстрые движения глазных яблок

Плотно сомкнут с подворачиванием губ внутрь

Страх

Опущена, иногда отвернута или откинута назад

Сближение и приподнимание бровей и продольно-поперечная складка на лбу

Расширение глазных щелей, напряжение нижнего века

Закрыт или приоткрыт.

Поперечно растянут при активных формах страха

Боль

Неподвижна

Приподнимание головок бровей и поперечные складки на лбу или сближение бровей и продольная складка на лбу

Сужение глазных щелей

Плотно сомкнут или верхняя губа приподнята

признаков некоторых психических процессов              Таблица 8.1.1

Руки

Корпус

Ноги

Комплексные

реакции

Подвижны, хватание за бока и т. п.

Отклонен назад

Ступни развернуты

Моторное возбуждение

Иногда моделируют объект внимания

Наклонен к объекту внимания или от него

Заторможенность, неподвижность: части тела копируют объект внимания

Неподвижны, иногда пассивно свисают

Неподвижен ипи устремлен вперед

Согнуты в коленях

Гипотония мускулатуры

Опущены, вялые, малоподвижные

«Сломан», «вдавлен» в бедра

Ступни стоят произвольно: шарканье при ходьбе

Гипотония мускулатуры; наличие «двигательных шумов»

Напряжен и «снят с бедер»

Стопы при ходьбе ставят тщательно, носки развернуты

Малоподвижны; при сидении могут быть опорой для головы

Расслаблен, ищет опоры, ПИНИЯ СПИ' ны сломана: сутулость

Расслаблены; ступни свернуты

Гипотония мускулатуры, иногда тонус повышен до скованности

Размахивают; кисти сжаты в кулак.

Дрожание

Наклонен вперед

Топанье ногами

Наличие разрушительной тенденции

Прижаты к груди или закрывают лицо. Кисти сжаты в кулак. Дрожание

Расслаблен, «вдавлен» в бедра, неподвижен; сутулость

Согнуты в коленях. Спотыкание при ходьбе

Гипотония мускулатуры, иногда дрожь. Стремление к контакту с людьми. Семенящие движения при ходьбе. Застывание; иногда стремление съежиться

Отдергиваются от источника боли

Движение прочь от источника боли. Иногда неподвижность при внутренней бопи (для успокоения)

Отдергивание от источника боли. Иногда — угловатые позы со свернутыми носками

Общее напряжение мышц и особенно в месте болевого ощущения

ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ *              Форма 25

Задание (тема)              Дата

Экспериментатор

Протоколист

Испытуемый

Самочувствие испытуемого

Измеряемая характеристика

Вид стимула

Опыт 1. Оценка фотографий              Форма 25а

(записи ведет экспериментатор)

Номер фото и эмоциональное состояние сфотографированного человека

Опорный

элемент

Выделенные для опорного элемента признаки

Интенсивность

проявления

название

количество

отдельного признака

суммарно для опорного элемента

1

л

Опыт 2. Оценка киносюжета              Форма 256

(записи ведет испытуемый)

Номер сюжета и эмоциональ

Опорный

элемент

Выделенные признаки

Частота

проявления

ное состояние человека в сюжете

название

количество

отдель

ного

признака

суммарно для опорного элемента

1

л

‘ В каждом из заданий данного раздела протокол занятия должен начинаться сведениями, аналогичными нижеследующим.

характеризующая эмоциональное состояние изображенного человека. Несколько киносюжетов (или видеофильмов) одинаковой длительности. В каждом из фильмов должны быть представлены разные эмоциональные состояния людей.

Студенты должны заранее заготовить формы для протокольных записей (формы 25а и 256). Заметим, что в целях облегчения работы во время экспериментов опорные элементы и некоторые наиболее вероятные признаки эмоций надо вписать в протокол загодя. Однако при этом надо оставить место и для других признаков, которые трудно предвидеть заранее.

Порядок работы. Лабораторное занятие состоит из двух частей. В 1-м опыте испытуемый оценивает произвольные эмоции по фотографиям, во 2-м опыте — непроизвольные эмоции по киносюжету (или видеофильму).

Для выполнения опыта 1 занятия студенты делятся на пары, причем один из членов пары выполняет роль экспериментатора, а второй — испытуемого. Перед экспериментом экспериментатор зачитываёт испытуемому инструкцию.

Инструкция испытуемому: «Вам будут предъявлены несколько фотографий, где изображен человек в разных эмоциональных состояниях. Ваша задача заключается в том, чтобы, выделив опорные элементы и экспрессивные признаки, оценить интенсивность проявления каждого из признаков. Если признак едва проявляется, то оценивайте его единицей, а если проявляется отчетливо — то двойкой».

Затем экспериментатор берет фотографию, заносит в протокол ее номер и название запечатленной на ней эмоции (об этом можно узнать на оборотной стороне фотографии). Далее он показывает фотографию испытуемому, который должен назвать опорный элемент тела изображенного человека, выделить основной признак эмоционального состояния и дать ему оценку. Все ответы испытуемого экспериментатор фиксирует в протоколе для каждой новой фотографии отдельно. Интенсивность проявления признака оценивается по 2-балльной шкале:

  1. — признак проявляется отчетливо,
  1. — признак едва проявляется.

Студены в ларе меняются ролями и экспериментатор становится испытуемым, а испытуемый — экспериментатором.

Следует позаботиться, чтобы в этом случае для предъявления были использованы уже другие фотографии, т. е. исходный набор 10-20 фотографий следует разделить на две части до начала опытов.

В опыте 2 занятия все студенты группы становятся испытуемыми. Преподаватель или его помощники показывают фильмы всей группе студентов одновременно. Каждый студент сам ведет записи в протоколе, оценивая просмотренные киносюжеты. Каждый киносюжет преподаватель показывает 2-3 раза. Для того чтобы не влиять на оценки, даваемые испытуемыми, названия киносюжетов преподаватель сообщает им лишь после предъявления всех фильмов, т. е. когда все оценки уже проставлены в протоколе. Перед демонстрацией кинофильмов преподаватель знакомит группу студентов с инструкцией.

Инструкция испытуемым: «Вам будут предложены киносюжеты, где изображены люди, испытывающие разные эмоции. Ваша задача состоит в том, чтобы, выделив опорные элементы и экспрессивные признаки, зафик

сировать в протоколе частоту проявления каждого признака в киносюжете».

По ходу демонстрации киносюжета испытуемый записывает в графе «Частота появления», сколько раз во время просмотра фильма он заметил искомый признак.

Обработка результатов, согласно двум частям задания, состоит из оценки фотографий и оценки киносюжета.

  1. Оценка фотографий:
  1. Подсчитать количество выделенных признаков для каждого опорного элемента и суммарную интенсивность проявления признаков для каждого из опорных элементов. Эти вычисления следует повторить для данных, полученных'при оценке каждой из предъявленных фотографий.
  2. Построить гистограммы и профили эмоций. Для этого на ось абсцисс надо нанести названия опорных элементов и на ось ординат в одном случае количество выделенных признаков, а в другом — их интенсивность.
  1. Оценка киносюжета:
  1. Подсчитать количество выделенных признаков для каждого опорного элемента и суммарную частоту проявления всех признаков для каждого из опорных элементов. Эти вычисления следует повторить для данных, полученных при оценке каждого киносюжета.
  2. Построить гистограммы и профили эмоций аналогично таковым при оценке фотографий.

Анализируя результаты выполнения обеих частей задания, необходимо сравнить профили эмоций по материалам фотографий, а также по материалам киносюжетов. Выделите наиболее и наименее информативные признаки. Сравните между собой профили полярных эмоций. Обратите внимание на то, что сходные эмоции имеют близкие профили. Сравните суммарную интенсивность и частоту проявления экспрессивных признаков всех опорных элементов у человека в разных эмоциональных состояниях — общую эмоциональность, чувствительность к эмоциогенным ситуациям. В выводах указать, что каждая эмоция имеет свой паттерн.

Контрольные вопросы

]. Что такое экспрессия?

  1. Из чего складывается пантомимика?
  2. Каковы наиболее информативные признаки эмоций?

<< | >>
Источник: В. Д. Балин, В. К. Гайда, В. К. Гербачевский и др.. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общей ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. — 2-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Питер. — 560 с.: ил. — (Серия «Практикум по психологии»). 2003

Еще по теме а н я т и е 8.1 ИЗУЧЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНОГО КОМПОНЕНТА ЭМОЦИИ МЕТОДОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИИ:

  1. Эмоциональные расстройства.
  2. Методы групповой психотерапии.
  3. а н я т и е 8.1 ИЗУЧЕНИЕ ЭКСПРЕССИВНОГО КОМПОНЕНТА ЭМОЦИИ МЕТОДОМ НАБЛЮДЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЭКСПРЕССИИ
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -