<<
>>

РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЯЗЫКА ТЕЛА В ОТДЕЛЬНОСТИ И ЧТО ОНИ ЗНАЧАТ

  Осанка стоя и свдя

Осанка вообще

Хорошая непринужденная осанка: в основе лежит высокая восприимчивость и открытость окружающему, способность к немедленному использованию внутренних сил, свобода от какого-либо ограничивающего принуждения, следовательно, естественное доверие к себе и чувство безопасности.

Неподвижность или напряженность тела (нога, как держит руки, голову): реакция самозащиты, когда чувствуют себя не в своей тарелке и хотят отстраниться. Большая или меньшая стесненность, избегание контактов, закрытость, обращенное на себя состояние духа. Часто чувствительность (впечатлительность при потребности в оценке себя). Часто в пубертате как стадия развития в цепочке: впечатлительность, стеснительность, самоизоляция, чувство, что тебя неправильно понимают, скованность по отношению к внешнему миру со сверхкомпенсацией действительной или мнимой неполноценности. Часто также при неловком старании быть корректным.

Постоянная натянутость и внешняя жестокость при известной холод ности проявлений и способах защиты, отличающихся закостенелостью:

очень чувствительные натуры, которые пытаются скрыться за видимостью твердости и уверенности (часто вполне успешно). Выраженные индивидуалисты чаще всего показывают такой защищенный панцирь. При сильной потребности в оценке все стремления объединяются в неистинной, но от этого не менее слабой активности, в которой разум и воля по-своему переигрывают эмоциональную окраску всего, с чем приходится иметь дело. Например, безоглядное стремление к успеху, через самоистощение и злоупотребление властью, с помощью чего спасается ложная самооценка.

Плохая, вялая осанка: снаружи и внутри: «Повесить нос».

Сутулая спина: смирение, покорность, угодничество. Это характерное духовное состояние, которое подтверждается также характерным выражением лица, известно каждому.

Часто принимаемые позы конвенционального рода (например, одна или две руки в карманах, руки заложены за спину или скрещены на груди и т.д.) - прежде всего, если не соединено с какими-либо состояниями напряженности: недостаток самостоятельности, потребность в незаметном включении себя в общий порядок.

Часто наблюдается, когда несколько человек собираются в группу, особенно при отсутствии начальства.

Плечевой пояс и верхняя часть тела

Комбинация: высоко поднятые плечи со слегка сутулой спиной и более- менее втянутым подбородком (более или менее склоненная голова, «втянутая в плечи»): чувство угрозы и следующее из этого защитное поведение: известная беспомощность, чувство «ощетиненности», хронический страх, нервозность, идущая из эмоциональных глубин неуверенности, боязливость (прежде всего при слабом напряжении). Становится понятным либо из особой ситуации, либо, если сохраняется постоянно,—это утвердившаяся черта, развившаяся от продолжительного пребывания в состоянии запуганности, например, при постоянной боязни родителей или супруга (домашнего тирана).

Плечи, спадающие вперед — чувство слабости и подавленности, покорности, чувство или комплекс неполноценности.

Сжимание плеч вперед-наружу — при сильном страхе, ужасе.

Свободное опускание плеч - наступившее чувство уверенности, внутренней свободы, владения ситуацией.

Отжимание плеч назад—чувство силы, собственных возможностей, активности, предприимчивости, решимости действовать, нередко переоценка себя.

Попеременное поднимание и опускание плеч — невозможность что-то точно установить, сомнения, раздумья, скепсис.

Выпяченная грудная клетка (интенсивные вдохи и выдохи, постоянный большой остаток воздуха в легких):

«+»: сознание силы, сильное ощущение своей личности, активность, предприимчивость, потребность в социальных контактах.

«-» (особенно если подчеркнуто): чванство, «надутый» человек, «дутые» намерения, переоценка себя.

Впалая грудная клетка (более интенсивное выдыхание, чем вдыхание, постоянно в легких лишь минимальное количество воздуха) — во многом идентично с положением, когда плечи спадают вперед:

«+»: внутренний покой, известное равнодушие, замкнутость, но все это в границах позитивного, так как проистекает из слабости побуждений.

«-»: слабое самочувствие, недостаток напора и жизненной силы, пассивность, покорность, угнетенность (особенно при общем упадке сил).

Руки упираются в бедра: потребность в усилении и упрочении. Демонстрация другим своей твердости, уверенности, стабильности и превосходства: руки совсем не используются в споре, притязания на большое пространство, острые локти торчат в стороны, как оружие. Вызов, бравада от наивной до злобной формы (часто у детей и у военного начальства известного стиля!). Часто сверхкомпенсация скрываемого чувства слабости или смущения. Действие усиливается при широко расставленных ногах и оттянутой назад или приподнятой голове.

Руки поддерживают верхнюю часть туловища, опираясь о что- либо, например, о стол, спинку стула, низкую трибуну и т.д.: непосредственно — это поддерживающее верхнюю часть тела движение для того, кто слабо стоит на ногах, опосредованно - стремление к духовной опоре при внутренней неуверенности.

Голова

Полностью поднятая (выпрямленная) голова: выраженное самочувствие - уверенности в себе, самосознания, внутренней свободы. Полная открытость и внимание к окружающему миру из-за интенсивных отношений с ним. Готовность к действию, склонность к активному вмешательству и открытому, уверенному взаимодействию с миром. «Высоко нести голову», противоположность «терять голову».

Подчеркнуто, слишком высоко поднятая голова: взгляд сверху дает критическую дистанцию, критическую бдительность. Также личностное дистанцирование, отсутствие близости, самопревознесение или высокомерие, «высоко задирает нос».

Запрокидывание головы назад: активная готовность или желание деятельности, вызов по отношению к другим. Соответственно смелый, импульсивный, вспыльчивый, мужественный, неколеблющийся или ищущий господства из-за самопревознесения, «высоко метит»!

Прежде прямо державшаяся голова медленно скользит назад, в расслабленную позу и остается там: перевешивает инертная, пассивная установка, стремление к покою, мечтательному отношению к жизни, полной наслаждения, самоотдачи впечатлениям.

Склоненная набок (направо или налево) голова (расслабленные мышцы шеи): отказ от собственной активности, полная открытость собеседнику или сопереживаемой сцене, внутреннее участие, стремление идти навстречу вплоть до покорности.

Часто наблюдается при флирте, при сопереживании, в кино при чувствительных, трогательных сценах и т.п.

Качание головой из стороны в сторону: на всем протяжении - без напряжения — нерешительность, в основе — скепсис и осторожность, часто бывает при слегка приподнятых плечах и опущенных уголках рта.

Расслабленно свисающая шиз голова: тотальная нехватка готовности к напряжению, безволие. Типично при состоянии апатии. Отсутствие подъема, надежды. «Повесить голову».

Наклоненная голова с наклоненным, идущим вниз взглядом: при общей слабости напряжения отдача собственной активности, подчинение, покорность. (Кивок головой как жест согласия.)

«Пустой» взгляд, уставленный при этом в какую-то определенную точку: смущение, стеснение, стыд, плохие знания, недостаток самоуверенности и уверенности. При этом часто «собачий», с признанием вины, взгляд снизу вверх. При твердом ведении взгляда в игру вступают известная скрытность, коварство, незаметное подглядывание снизу.

Если глаза открыты, но взгляд ни на чем не сконцентрирован: вдумчивость, раздумывание, как бы ищет что-то вдали.

Напряженно наклоненная голова, со сконцентрированным взглядом снизу: заряженная напряженностью активность, готовность или желание борьбы, стремление стать в оппозицию, агрессивность («набычившись»), нередко соединенные с упрямством, твердолобостью.

Полностью обращенное к партнеру лицо со взглядам прямо на него: полная отдача на позитивной основе, принципиальное согласие, то есть никаких резервных или задних мыслей, внутреннее принятие другого, свободное выражение, готовность к соответствующим действиям.

Вытянутая вперед голова, особенно при сконцентрированном взгляде: глаза и уши подносятся еще ближе к партнеру, то есть интенсивная отдача, напряженное внимание. Как позитивная, так и негативная, даже враждебная установка.

Отворачивание лица в сторону от партнера: отворачивание от него на негативной основе, отклонение, нередко превосходство. Если лишь на мгновение: мгновенное самостоятельное обдумывание.

Боковой взгляд: то есть отворачивание лица от партнера при сохраняющемся контакте глаз, или соответственно частичное отворачивание головы от партнера, находящегося сбоку,- при прочих признаках инертности - из-за лени, стремления к покою. Часто из-за осторожности или недоверия, приводящего к скрытому наблюдению, очень отчетливо видно при суженном взгляде. Иногда при демонстративном пренебрежении другими из-за чувства превосходства (искусственное самоощущение для сверхкомпенсации).

Ноги и ступни в положении стоя

Стоя на обеих ногах (ноги не больше чем на две ширины ладони друг от друга), с равномерно распределенным весом тела, твердой и одновременно гибкой стойкой при хорошей компенсированности напряжения: сильный, уравновешенный, спокойный, но живой, твердый, но могущий примениться к обстоятельствам, «укорененный в почве», устойчивый - резкая противоположность «дрожащему от страха»; «самостоятельность», «стойкость», внутренняя свобода, благоразумие, «иметь твердую точку зрения», «иметь почву под ногами», «стоять обеими ногами в жизни, на земле, на почве фактов». В широком смысле здесь происходят и старые пословицы с двойным значением: «стоять на своих ногах», «поставить на своем», «обстоятельный человек», хорошо (или плохо) обстоят (дела), «кому- либо противостоять», «в этом состоит трудность», «поставить себя в неравноправное положение», «стоять на задних лапках». Только тот, кто находится в согласии с самим собой, может спокойно и твердо стоять на ногах, особенно на пятках! Замечательно, что все культурные языки имеют множество подобных поговорок для описания склада характера прямо и непосредственно из типа стойки человека.

Неподвижная, застывшая стойка при сильной напряженности: твердость, упрямство, недостаток оборотливости, плохая приспособляемость, негибкое самоутверждение.

Снова довольно твердая стойка, вес тела - на одной ноге, другая лишь в качестве подпорки, нечастая смена поз, вместе с некоторой расслабленностью: бдительность, подвижность, живые реакции, шбкость, приспособляемость, непринужденность; но уже и определенная подспудная нехватка устойчивости, которая становится заметной при более сильных нагрузках.

Изменчивая стойка при недостатке напряжения, частая смена основной опорной ноги в позиции ступней: нет твердой точки опоры («легко опрокинуть»), лабильность, недостаток твердости и дисциплинированности, воли к самоутверждению и преодолению, слабость побуждений, мягкость, стремление к удобству, ненадежный, боязливый, внушаемый, детски наивный с соответствующими симптомами.

Часто такими бывают политики, из уст которых выходят громкие слова об их самостоятельности и твердой точке зрения, при этом «переступая» с одной ноги на другую и выдавая через язык тела знающим людям свою истинную слабость!

Покачивание, приподнимание на носки; постоянное резкое поднимание корпуса - или подготовка активного движения вперед в смысле готовности к борьбе или агрессивной установки, или (вероятно, еще чаще) заносчивость. В любом случае здесь не хватает настоящей «устойчивости». Действительно уравновешенный, стабильный человек, уверенный в себе, никогда так не делает. Понаблюдайте за некоторыми политиками и прочими ораторами!

Стойка широко расставив нога: потребность в самоутверждении, «широкие притязания», чрезмерная потребность в высокой самооценке, часто как сверхкомпенсация чувства неполноценности и угрожаемое™.

Заметно повернутые наружу носки ног: «чванливая походка», «выступает павлином», при прочих признаках - самомнение, самодовольство, самоуверенность, тщеславие. Часто при этом выпячивание живота и отклонение назад верхней часта тела" ходьба вразвалку. Причиной в этом случае может бьггь и абсолютная наивность.

Носки ног, затуше вовнутрь, к себе: действия всегда примитивны, известная внутренняя слабость, относительный недостаток напряжения, встает вопрос об истинности уверености в себе. Но именно здесь предостерегаем от поспешных суждений!

Ноги и различные способы посадки

Закрытая посадка (ноги и ступни сомкнуты): боязливость по типу беззащитного подданного или прилежного ученика — боязнь контактов, восприимчивость и педантичная корректность из-за недостатка внутренней уверенности в себе.

Беззаботно-открытая посадка (ноги или, по крайней мере, бедра широко расставлены): крайняя беззаботность или (и) стремление к уюту, недостаток дисциплины, леность, невоспитанность, равнодушнопримитивная бесцеремонность.

Нога, положенные одна на другую. Устроиться поудобнее, нравится это кому-то или нет, в том числе и при вышестоящих лицах. Сильная естественная самоуверенность, нет чувства подчиненности. В общем, благодушное настроение, нет готовности к деятельности или защите. Часто также в виде сверхкомпенсации, чтобы побороть бессознательное или чувство неполноценности, обрести снова внутреннюю уверенность, затем - признак известной зажатости, во всяком случае - некоторый симптом напряжения.

Ступни зацепляются за ножки стула или поза: одна нога на другой, верхняя зацепляется за нижнюю - то же, что и в предыдущем случае, только в усиленной форме, то есть либо располагается с полным удобством, либо интенсивны бессознательные старания обрести внутреннюю уверенность.

Широкая удобная посадка, на всю поверхность сиденья, в равной степени широко, тяжело, удобно, с расслабленной мускулатурой, максимально удобной позицией ног и ступней (чтобы встать, нужно будет сначала изменить их положение), удобно откинувшись на спинку; «устроиться поудобней»; часто ноги вяло лежат одна на другой; основное позитивное настроение, внутренний покой, доверительная установка, известная защищенность. Наивность, бесхитростность в фальшиво-доверительной установке. Пассивность. Не хочет, чтобы его трогали, давали нагрузку, потребность в мире («мне все равно, лишь бы меня оставили в покое»). В основе может быть внутренняя слабость из-за истощения. Несколько поверхностное безразличие и беззаботность («О-ля-ля, вот и я!»), считающие, что игры с риском и опасностями закончены.

Посадка на кончике стула, с выпрямленной спиной и полной обращенностью к партнеру: высокая степень заинтересованности в предмете, существующая на основе сильной концентрации в течение долгого времени и воли к активным действиям, он весь «здесь», в постоянной духовной работе. Чаще наблюдается во время переговоров, когда речь идет об остро-актуальных или горячих проблемах, при активном руководителе переговоров или при концентрации на партнере, который находится в таком же состоянии.

Посадка при постоянной готовности вскочить или лишь на короткое время - при средней или сильной напряженности во всем теле, верхняя часть тела прямая или немного наклонена вперед (нет удобного отклонения назад), позиция ног и ступней такова, чтобы было возможно немедленно встать (нет расслабленного вытягивания ног вперед или забрасывания ноги на ногу), например, одна ступня под сиденьем стоит полностью, другая позади нее на носке — чтобы можно было моментально подняться. В выраженной форме обе руки (или, по крайней мере, одна) остаются на подлокотнике - можно часто наблюдать в общественном транспорте перед остановкой - вероятно, чувство неудобства и неуверенности, «готовность № 1», чувство угрозы, с которой хочется разделаться сейчас же, активная борьба в решительном самоутверждении, бегство или даже контратака при соответствующей активности. Эта поза типична для неуверенно боязливых натур (скорее пассивные реакции) или злобно-недоверчивых (скорее активность).

Способы движений: отдельно - походки

Примечательно, что именно о способах движений из всего языка тела существует много слов в обычном языке, обозначающих соответствующее душевное состояние. Перечислим лишь некоторые, так как потом в соответствующих местах будут названы еще многие другие.

Склонность идти навстречу, сопутствовать, заносчивый, прямой, переломить становой хребет, с поднятой головой.

Предотвращение, отвращение, отход, отступление, закрываться, угнетенный, согнутый, со склоненными головами.

Исходной точкой для образования этих понятий всегда являются движения тела, особенно верхней его часта, возможно, рук, а также головы как носителя органов чувств: рта, носа, ушей и глаз.

Направление движений

Верхней части тела и головы вперед: то есть, сидя, наклониться вперед - внутреннее участие, увеличивается интерес, все равно, из-за позитивной, негативной или чисто деловой установки. У активных, находящихся в напряжении учеников или участников дискуссии проявляется также в жестах неудовлетворенного желания сказать что- то по существу. Или: водитель во время обгона, когда он происходит не так быстро, как хотелось бы, наклоняется вперед, туда, куда он хотел бы быстрее попасть.

Голова, а также верхние часта тела в сторону: уменьшается интерес или полное внутреннее отстранение (скука).

Верхняя часть тела и головы назад, сидя или стоя: стремление завоевать дистанцию, уклонение, реакция бегства из-за возникших опасений, страх или болезненная затронутость.

При этом одновременное вытягивание рук ладонями вперед: усиливающаяся защита, которая в зависимости от степени напряженности может быть чисто пассивной или с выраженной готовностью к нападению;

вверх — стремление стать больше и получить превосходство, «хвастун», «хочет прыгнуть выше головы», чтобы «взирать сверху вниз», усиление чувства собственной ценности;

«+»: самосознание, уверенная активность, делать что-либо с «высоко поднятой головой»;

«-»: переоценка себя, чувство превосходства, говорить и действовать «сверху вниз», хвастун, «Великий Деятель»;

вниз — стремление стать меньше, согнуться, встать под чье-то руководство, чувство своей малоценности;

«+»: скромность, чистое смирение, самоотречение.

«-»: самонедооценка, угнетенность человека, находящегося в тоске, ищущего помощь, просителя, подхалима;

вовнутрь («стягивание себя») - тот, кто «прячется», например, не хочет высказываться в дискуссии, тот старается уменьшиться, сделаться незаметным, наклоняет голову, сгибается, стягивает вместе свои члены. Он «уходит в себя», в свое скованное Я, даже дышит глубже и имеет ощущение сужения. Точно так же смущенные, стесняющиеся, боящиеся контактов, неуверенные, охваченные страхом или стыдом, «приобретают жалкий вид». (При горе и депрессии сосуды сжимаются, это ведет к уменьшению кровообращения, чувствительности к раздражителям и деятельности воображения.) Часто можно видеть, как кто-нибудь сидит, совершенно сжавшись, с тесно стоящими ногами, лежащими рядом руками и направленным в пол взглядом, например, слишком робкий претендент;

наружу (расширение, растягивание себя) - кто в школе или в дискуссии хочет обратить на себя внимание, тот делается больше, заметнее, поднимает голову, ищет контакта глазами, заранее начинает открывать рот, поднимает руку и двигает ею, дышит глубже и быстрее, он «выходит из себя», продолжает себя в мир. То же происходит при «гордо надутой груди», при «вздохе облегчения», при любом внутреннем избытке; при возникшем ощущении счастья или силы. Точно так же у «надутых» и «напьпценых» «тщеславцев и льстецов», франтов и тд. (при радости и внутренней окрыленности сосуды расширяются, что ведет к усилению кровообращения, чувствительности к раздражителям и переживанию представлений).

Темп д вижений

Быстрый, бойкий, свежий: соответственно живой темперамент, оживленный, свежий, бойкий, проворный, поворотливый; также — окрыленное настроение и радость (много темперамента - это значит, быстрые внутренние процессы, быстрое возбуждение, быстрые ответные реакции: ни в коем случае не путать это с интенсивностью или объемом жизненной силы — она не может быть как слабой, так и сильной!).

Слишком быстрый, поспешный - взволнованный, непостоянный, торопливый, нервный.

Скорее медленный, спокойный, расслабленный *- уравновешенный, равнодушный, постоянный, обстоятельный, часто - следствие чувства превосходства и завоевание доверия.

Отчетливо медленный, вялый, безвольный - отсутствие темперамента, порыва, тяжело возбудимый, с трудом схватывающий, флегматичный, вялый; также — в подавленном настроении и грустный.

Убыстряющийся — знак горячности, импульсивности.

Замедляющийся — ослабевающий внутренний импульс, разочарование, недостаток двигающей силы.

Остающийся одинаково спокойным при различных обстоятельствах —трезвый, уравновешенный характер, господствуют целесообразные жизненные установки.

Демонстративно-расслабленный, при этом неестественного характера:

усиливается вместе со стремлением представить себя превосходящей личностью. Часто4 наблюдается у лживых мошенников и у снобов.

Размах движений

Привлекающее внимание или широкое движение: показывает силу стремлений, бросается в глаза, притягивает к себе внимание. Поэтому

наблюдается у хвастунов, «важных особ», у ищущих оценки; «великая важность».

Оживленное: имеет в себе что-то побуждающее, захватывающее, также производящее и негативное впечатление (например, не стесняющегося). Признак живых, импульсивных, воодушевленных, радостно-возбужденных.

Неуправляемо-резкие: имеют в себе нечто торопливое, беспокойное, бесцельное. Так ведут себя торопливые, возбужденно-нервные, возбудимые, неподчиняющиеся и гневные.

Спокойные: в них есть что-то импонирующее, какой-то пафос. Черта уверенных в себе, превосходящих, настоящих руководителей, вождей, заметным признаком которых является спокойствие.

Невццимые или мелкие движения: не бросающиеся в глаза.

«+»: скромность, простота, внешним проявлением которой являются такие движения, незаметная корректность и точность, человек, владеющий своими чувствами и вниманием. Особенно важная находка у людей с сильными стремлениями, дальновидных, «себе на уме»;

«-»: осторожность вплоть до недоверия, сознательно остается на втором плане, расчетливое согласие со всеми, безобидно проявляющаяся незаметность как оружие. Слабость стремлений или жизненной силы всякого рода.

Форма протекания движения

Движения точно по прямой линии при среднем равновесии напряжения

(компенсации напряжения) и с примерно одинаковой скоростью: господствует воля (без которой движение точно по прямой невозможно), концентрирующая, деловая воля к достижению цели при находящемся на заднем плане, относительно малом эмоциональном содержании. Такое движение всегда будет неистинным, если демонстрируется эмоциональная реакция, например, при высказывании сострадания, которое вдет не от сердца.

Резкое, как у удара, начало, высокая степень напряжения, быстрый темп: направленная нервозность.

Известный психиатр Э.Кречмер, основатель типологии конституций человека, подчеркивал прямолинейность, сдержанность движений холодно-расчетливых людей, точных систематиков, а также авторитетных натур.

Господствующая прямолинейность отдельных движений ведет к угловатой форме протекания движений в целом: господствуют рассудочные и волевые моменты побуждений (отсюда ритмичность последовательности движений), внутренняя дисциплина, высокая концентрированность, а также осторожность, недоверие, промедления в деятельности, тенденция к упрочению, надежности. Переходы между движениями всегда имеют в себе что-то неловко-угловатое, часто производят впечатление нарушения движений.

Переходы между движениями

точно-закономерные: волевой человек, дисциплина, владение собой.

неупорядоченно-резкие: возбужденность, раздражимость, нервозность.

твердые, «одеревеневшие»: заторможенность, закрытость, раздвоенность.

Закругленное протекание движения вырастает из богатой эмоциями, настроениями внутренней установки, при которой компонент побуждения развивается не очень сильно, например, когда люди, симпатизирующие друг другу, приветствуют друг друга пожатием рук или веселой, любезной улыбкой, которая рождается и исчезает одинаково негромко.

Э.Кречмер подчеркивал, что циклотимики имеют иногда быстрое, иногда медленное, но всегда естественное и округлое, подчиняющееся возникшему импульсу протекание движений в мимике и во всем теле.

Соответственно закругленная форма протекания движений, то есть круглая, мягкая, округленная, текущая, богатая по составу: относительно сильно выраженное участие (сострадающий человек), скорее всего, безоблачно-беззаботное отношение к миру, естественно- приспосабливающийся.

Внимание: бедного напряженностью человека со слабыми побуждениями и находящегося в депрессии не путайте с человеком, моторика которого развита в нормальной степени!

Скудные, абсолютно зарегулированные движения сегодня часто встречаются: они характерны для деловых людей нашего времени, с их господством и их осознанной волей. Чем больше такой человек становится целостным, тем раскованнее и свободнее становятся его движения: его эмоциональные силы несравненно сильнее и полнее участвуют во всем. Рассудок отступает на подобающее место.

Затронутые в данной главе и столь важные психологические вопросы о ритме и такте будут еще раз обсуждаться в связи с походкой, так как они имеют особо важное практическое значение.

Степень вариантности

Оформленность, богатство форм, многообразие движений:

«+»: высокая впечатлительность и открытость жизни в сфере чувств, разнообразие переживаний, духовное богатство, гибко-многообразная внутренняя жизнь. Состояние настроения: в данный момент — приподнятое и радостное — но это когда оно уже проходит - или позитивно-базисная жизненная установка высокого и оптимистического характера, веселье (постоянное или хотя бы господствующее)—закрытый в себе человек, уравновешенный, полностью отдается любому переживанию.

«-»: опасность - недостаток внутренней дисциплины, инерции, то есть лабильность, несамостоятельность, внушаемость до суггестивности, слабость чувств (особенно при недостатке напряженности). (Известное родство с множеством движений округло-текущего типа и направленных наружу.)

Скупость и бедность форм, однообразие, монотонные движения:

при выраженной бедности напряжения — малая открытость и выразительность, бедность чувств, монотонный внутренний мир, тупость, также и пресыщенность. Интеллектуал, отрицающий все духовное, скептически настроенный человек без истинного эмоционального участия или вообще без глубины переживаний. Угнетенное настроение;

при .напряжении — холодный волевой человек, у которого почти или совсем нет чувств или который их постоянно подавляет. Тотальная самодисциплина и монотонное владение собой, например, типичное «покерное лицо» известных дипломатов и прочих участников переговоров, у людей с сильно развитым высшим владением собой из таких идеалистических, элитарных групп, как профессиональные солдаты, вельможи, японские самураи. Если (естественное) владение собой становится (неестественным) лицемерием, то проявления становятся застывшими, замороженными, например, часто улыбки в Азии.

Отношение напряжения с сентиментальностью (впечатлительностью) и неудовлетворенной потребностью в оценке: постоянно ощущаемая угроза ведет к внутреннему перенапряжению и застаиванию, недостатку способности к самовыражению, к постоянному латентному раздражению и соответственно образованию комплекса. (Типично для шизоидных гиперэстетиков в смысле Э.Кречмера.)

Обсуждаемый здесь вопрос о широте вариаций движений не надо подменять вопросами о степени подвижности мимики и пластики (частоте смены форм). Об этом будет сказано в связи с мимикой.

Отдельно: походка (ритм и такты движений)

Ритмичная походка (напряжение и расслабление сменяются ритмично, движения туда-сюда плавно перетекают друг в друга): расслабленная форма приподнятого, но уравновешенного настроения, существование напряжения в смысле особого внимания, критичности или готовности к действиям; в известной степени. игривая отдача поступающим впечатлениям. Типична для гуляющих, для многих молодых девушек. При веселом настроении легко, без какого-либо особого повода, сменяется на ускоренную походку (ее противоположностью в определенной степени является целеустремленная). Высокомернобеззаботные часто ходят для своего удовольствия ритмично- покачивающейся походкой.

Равномерная походка (преобладание напряжения, прямолинейный, напряженный тип движений): волевая деятельность или стремление к цели, которой хотят овладеть, применяя силу толи; чем это желание выраженней, тем более равномерна походка, шире шаги, прямолинейнее линия движения, тем больше верхняя часть тела наклонена вперед.

Отличие ритмичной походки от равномерной можно часто наблюдать на прогулке, когда вдруг в голову приходит какая-нибудь идея, побуждающая к немедленным действиям. Хороший пример равномерной походки - подтянутый армейский маршевый шаг, особенно на плацу: крайность - старая прусская парадная маршировка.

Равномерный рипи - начальная ступень равномерной походки, твердая, уже почти подтянутая, целенаправленная, но еще заметно ритмичная походка или маршировка.

Нарушения в ртмичносга («запинающиеся», прерванные на половине движения, спотыкания, заминки и т.п.): человек не совсем «здесь», не совсем «в себе», какому-либо побуждению противостоят некоторые силы, отсюда известная раздвоенность и отсутствие уверенности, надежности: замешательство, задумчивость, направленность в себя, нехватка внутренней свободы, робость — нечто, что встречает внутреннее противодействие,

например, ученик с плохими знаниями, идущий к учителю. Также угнетенное настроение, тогда, пляшущая, колеблющаяся, ритмически нарушенная походка.

Признаки походки

Важнейшие — скорость, величина шагов, степень напряжения, связанные с ходьбой движения тела, постановка носков. Не забывать о влиянии обуви, особенно у женщин!

Следующие различия нужно только правильно увидеть, что в основном дело упражнения и опыта. Потом же для правильно воспринимающего человека будет достаточно опознать что-либо одно, и он получит полное впечатление.

Быстрая или медленная походка зависит от темперамента и силы побуждений: беспокойно-нервные — оживленные и активные - спокойные и расслабленные — вяло-ленивые (например, при расслабленной, обвисшей осанке и т.д.).

Широкие шаги (чаще у мужчин, чем у женщин): часто экстраверсия, целеустремленность, рвение, предприимчивость до сплошной занятости, деловитость, выход из себя, непринужденность, свободно разворачивающееся самоощущение. Скорее всего, направленное на далекие цели, абстрагирующееся мышление.

Короткие, маленькие шаги (чаще у женщин, чем у мужчин): скорее интроверсия, оставаться при себе, осторожность, расчет, приспособляемость, быстрое мышление и реакции, сдержанность, самочувствие проявляется лишь ограниченно.

Тип мышления скорее конкретный, связанный с чувственными впечатлениями. Нужно принимать эти указания лишь как рабочую основу для дальнейшей точной перепроверки!

То же самое и (или) раскачивание бедер, часто у девушек и у молодых женщин: от эффективности до безобидной, переходящей К кокетливости.

Походка с несшбающимися ногами, особенно большими шагами: способ действия подчеркнуто мужской, сильный, энергичный (часто осознанно или нет перенимается некоторыми женщинами).

Слегка раскачивающаяся походка, никакого напряжения, силы или даже веса на первом плане, а расслабленные свободные движения и соответственно легкое покачивание бедер: отчетливо женская походка, чувствительность, эротическое воздействие на мужчин.

Шаркающая «провисающая» походка, несколько тяжелые, расплывающиеся движения: отказ от волевых усилий и стремлений, вялость, медлительность, леность.

Типичная походка, то есть совершенно свободная постановка ног (никакой форсированное™), спокойные, полные достоинства, сильные и упруше движения при выпрямленном корпусе, надежном равновесии, не быстро и не медленно, не напряженно и не расслабленнонеуправляемые, не слишком большие и не слишком маленькие шаш: спокойная, уверенная в себе, исганная личность, которая знает, что она хочет, и не нуждается в рекламировании своей ценности форсированными движениями.

Тяжеловесная «гордая» походка, в которой есть что-то театральное, так сказать, желаемое, но не уместное, например, когда при медленной ходьбе шага относительно или слишком малы (противоречие!), когда верхняя часть тела держится подчеркнуто и слишком прямо, при отсутствующем или нарушенном ритме: переоценка самого себя, высокомерие, самовлюбленность.

Твердая, угловатая, ходульная, деревянная походка (неестественная напряженность в ногах, тело не может естественно раскачиваться): зажатость, недостаток контактов, робость, неспособность к свободному проявлению, отсюда сверхкомпенсация в направлении излишней твердости, перенапряжения, судорожности. Или из-за недостатка витальное™, силы побуждений, то есть внутренней слабое™.

Неестественно порывистая походка, подчеркнуто большие и быстрые шага, сразу заметное размахивание руками вперед-назад: имеющаяся и демонстрирующаяся активность - часто лишь бессодержательная занятость и старания по поводу каких-то своих собственных желаний.

Постоянное приподнимание вверх (на напряженных носках ног) — стремление вверх, ведомый идеалом, сильной потребностью, чувством превосходства, особенно интеллектуального превосходства.

Взаимосвязь с типами строения тела Э.Кречмера

Рамки данной книга и ее особые задачи были бы значительно превышены, если бы мы специально остановились здесь на широко известных формах строения тела кречмеровской топологии консгатуции. Но с другой стороны, ее результаты очень интересны. Поэтому здесь приводится следующий ясно расчлененный обзор всего этого комплекса вопросов.

Практическая ценность кречмеровских тепов для оценки конкретной личноста не высока в быту по многам причинам; но их пристальное изучение тем не менее необходимо д ля каждого, кто хочет получить более глубокий взгляд в естественные основы и противоречия многих людей. Затраченный на это труд оплачивается сторицей.

Типы строения тела по Э.Кречмеру

' Типы строения тела

Циклотимический пикнический (округлый)

Шизотимичес- кий лептосом- ный (вытянутый)

Атлетический

(сильный)

Телесные

черты

Широкое, как бляха, лицо, высокий выпуклый лоб, часто двойной подбородок, склонность к облысению, короткая толстая шея, чувствительные члены, слабая мускулатура, склонность к ожирению, короткие широкие руки

Лицо в форме вытянутого или укороченного яйца, острый угловатый профиль, часто выдающийся нос, подбородок покатый, узкое худое лицо, узкие покатые плечи, плоская грудная клетка, длинные узкие руки

Грубые черты лица, высокая средняя часть лица, широкие брови, мощный подбородок, лицо боксера с тупым широким носом, массивный грубый облик, широкие плечи, узкие бедра, сильно развитая грудь, грубые руки, несколько неуклюжий

Психичес

кие

свойства:

темпера

мент

Радостный - грустный

Сверхчувствительный - холодный

Флегматический - взрывной

сфера

чувств

Благодушный, добросердечный, мягкий, интуитивный, веселый, уравновешенный

Чувствительный, сдержанный, возбудимый или апатичный, малоинтуитивный, нервный

Нечувствительный, равнодушный, «толстокожий», спокойный, стабильный

сфера

желаний

Гибкий, импульсивный, слабо стремящийся к цели, малая выдержка, подвержен влиянию, плохо владеет собой

Напряженный, решительный, целеустремленный, мало подвержен влиянию, хорошо владеет собой

Жесткий, выдержанный, свободный, твердый, способный к сопротивлению, непреклонный

Типы

строения

тела

Циклотимический пикнический (округлый)

Шизотимичес- кий лептосом- ный (вытянутый)

Атлетический

(сильный)

сфера

мышления

Многостороннее, конкретное, практическое, многословное, более субъективное, личное, свободное течение мысли

Одностороннее, абстрактное, теоретическое, понятийное, рассудочное, более объективное, предметное, часто скачкообразное

Ясное, понятливое, основательное, лаконичное, сухое, часто педантичное, немногословное, малоподвижное

Внешнее

Доступный, открытый, общительный, сострадающий, участвующий, умелый

Сдержанный, закрытый, малообщительный, корректный, молчаливый, официальный

Малоразговорчивый, терпеливый, пассивный, общительный, упрямый, неловкий

<< | >>
Источник: Р. Р. Кашапов. Курс практической психологии, или Как научиться работать и добиваться успеха: Учебное пособие для высшего управленченского персонала. 2008

Еще по теме РАЗЛИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ ЯЗЫКА ТЕЛА В ОТДЕЛЬНОСТИ И ЧТО ОНИ ЗНАЧАТ:

  1. 4. ТЕРМИН
  2. «Великое искушение около святейшего Имени Божия
  3. VII. ОСВЯЩЕНИЕ РЕАЛЬНОСТИ 1918. V.3L Вознесение ІЬсподне. Ночь
  4. ДОПОЛНЕНИЕ К "СУЩНОСТИ ХРИСТИАНСТВА"
  5. VII. РУССО
  6. ДВЕ КОНЦЕПЦИИ СИМВОЛА: БЕРГСОН-КАССИРЕР
  7. Кошеленко Г.А., Маринович Л.П. Лысенковщина, фоменковщина - далее везде?
  8. Отступление 1. Слова науки и техники
  9. Очерк четырнадцатый ЭТНОСОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРЕ СОЦИАЛИЗМА*
  10. Рецензии Русская грамматика для русских Виктора Половцова (старшего).
  11. § 4. Свойства и структура сознания
  12. ЭЛЕКТРОННЫЕ СМИ И ТИПЫ РЕКЛАМНЫХ ОБРАЩЕНИЙ
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -