<<
>>

Права человека в истории политико-правовой мысли

Теория и практика прав человека имеют долгую и поучительную историю. Современная постановка вопроса о правах человека — при всей своей новизне п особенностях, обусловленных современным уровнем и характером мировой цивилизации, — опирается на богатый предшествующий опыт человечества прежде всего в области правовых форм организации общественной и государственной жизни людей, правового способа регуляции их социальных отношений.

Права человека — явление социально-историческое.

Не отрицая большой новизны, специфики и богатства содержания современных развитых представлений о правах человека, следует вместе с тем иметь в виду и момент исторической преемственности этих представлений с предшествующими правовыми воззрениями на человека как участника социальной жизни. Как реально, так п теоретически (логически) каждая исторически данная система права включала и включает в себя (явно или латентно) определенную юридическую концепцию человека как субъекта права и соответствующие представления о его правах и обязанностях, его свободе и несвободе. В этом смысле история права и правовых учений — это вместе с тем и история формирования и эволюции пред ставлен! и"1 о правах человека: от примитивных, ограниченных п неразвитых до современных.

В самом общем виде можно сказать, что степень п характер развитости прав человека определяются уровнем развития

36

Глава II. Права человека в истории политико-правовой мысли

права в соответствующем обществе. Право вообще и права человека — это ис различные (но своей сути, функциям и назначению) феномены, ведущие независимую друг от друга жизнь, а явления принципиально одного порядка и одного типа. Права человека (в тех или иных формах и объемах их бытия п выражения) — это необходимый, неотъемлемый п неизбежный компонент всякого права, определенный (а именно субъсктно-человеческнн) аспект выражения сущности права как особого типа и специфической формы социальной регуляции.

Право без прав человека так же невозможно, как и права человека вне права.

Основной принцип любого права, выражающий специфику права и его отличие от всех иных видов социальных норм и типов социальной регуляции, — это принцип абстрактного, формального равенства фактически различных люден, выступающих в роли участников определенного круга отношений.

В этом правовом равенстве присутствует и признание свободы субъектов права, т. с. их формальная независимость друг от друга. Присущий праву принцип равной свободы носит всеобщий характер, но только в том смысле, что он в одинаковой степени (в качестве всеобщего масштаба и единой меры) значим для всех возможных участников определенного круга отношений, подпадающих под действие принципа права и конкретизирующих данный принцип правовых норм.

Историческое развитие начал свободы и права в человеческих отношениях представляет собой прогресс равенства людей в качестве формально (юридически) свободных личностей. Через механизм права — формального (правового) равенства — первоначально несвободная масса людей постепенно преобразуется в свободных индивидов.

В целом историческая эволюция содержания, объема, сферы действия принципа формального равенства не опровергает, а, наоборот, подкрепляет значение данного принципа (и конкретизирующей его системы норм) в качестве отличительной особенности права в его соотношении и расхождении с иными видами социальной регуляции (моральной, религиозной п т. д.).

История прав человека свидетельствует о том, что сформировавшиеся в русле естественноправовых идей представления о прирожденных и неотчуждаемых правах человека лежат в

I

§ 1. Древняя Греция 37

основе и современных положений о правах человека и гражданина, современных концепций о правовом статусе личности, о господстве права н верховенстве закона, о гражданском обществе и правовом государстве.

Этот естествснноправовой подход (в современной модификации) нашел свое признание в повой Конституции Российской Федерации, согласно которой именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

Богатый опыт прошлого позволяет лучше понять как логику формирования и развития идей прав и свобод человека, так п наши собственные сложности н проблемы на пути к практическому воплощению этих общечеловеческих ценностей в современных условиях иостсоцналистнчсской России.

<< | >>
Источник: Е. А. Лукашева. Права человека. Учебник для вузов — М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М). — 573 с.. 2001

Еще по теме Права человека в истории политико-правовой мысли:

  1. 1.5 Основные концепции правового образования
  2. § 1. Социальные нормы и место права в их системе
  3. § 3. Право как описание материальной сущности
  4. § 2. Права .человека и цивилизация
  5. Права человека в истории политико-правовой мысли
  6. § 2. Права человека и формирование правового государства в России
  7. § 1. Либеральная доктрина: от человека к государству
  8. § 2. Права человека как критерий нравственного измерения политики и государственной власти
  9. § 3. Права человека — консолидирующий принцип! нравственной и правовой ориентации российского общества
  10. § 4. Права человека как сфера взаимодополнения права и морали
  11. § 2. Устав ООН и Международный Билль о правах человека
  12. § 1. Становление теории правового государства
  13. Б.H. ЧИЧЕРИН КАК ИСТОРИК ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ МЫСЛИ А.В. ПОЛЯКОВ1