<<
>>

ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Понятие Слово «норма» происходит от латинского социальной нормы «norma», что означает правило, образец, стандарт. На протяжении многих веков, чтобы жить в обществе, люди вырабатывали определенные правила.

Эти правила были разнообразны: они касались вопросов взаимоотношений в семье, в кругу друзей и знакомых, поведения в общественном месте, на работе и т. д. Все созданные людьми правила можно условно разделить на две группы.

Первую группу составляют правила наиболее рационального обращения людей с орудиями труда и природными ресурсами. Они получили название технических норм, т. е. таких правил, выполнение которых помогает человеку безвредно использовать в своей деятельности достижения техники, работать с естественными (природными) и искусственными объектами. Примерами технических норм могут служить правила выполнения определенных строительных работ, нормы расходования сырья и т. п.

Ко второй группе правил относятся нормы, регулирующие общественные отношения. Их называют социальными нормами. Под социальными нормами понимаются общие правила и образцы поведения людей в обществе, обусловленные общественными отношениями и являющиеся результатом сознательной деятельности людей. Социальные нормы представляют собой некоторые стандарты, модели поведения человека в обществе. Социальные нормы разнообразны. Одни из них воплощают в себе интересы отдельных социальных групп, другие носят всеобщий характер, выражают ценностные ориентации, свойственные всем людям. Последние нормы оказывают особенно большое воздействие на жизнь общества.

Система социальных норм отражает достигнутую обществом ступень экономического, социально-политического и ду- ховного развития. В ней находят отражение образ жизни,

исторические особенности народа, его менталитет, характер

существующей в стране государственной власти.

„ Существуют различные классификации со-

9 циальных норм.

Среди наиболее важных для

социальных норм 4 ^ к « «

ЖИЗНИ общества выделяют нормы обычаев,

нормы морали, нормы этикета, корпоративные, религиозные и правовые нормы.

Нормы обычаев представляют собой правила поведения, вошедшие в привычку в результате их многократного повторения. Первые обычаи начали складываться еще в эпоху родового строя. Их формирование чаще всего было обусловлено конкретной потребностью людей. Например, появление обычая кровной мести было вызвано необходимостью мстить за вред, нанесенный роду. Обычаи регулировали наиболее устойчивые общественные отношения, складывавшиеся на протяжении длительного периода времени, в течение жизни нескольких десятков поколений. В процессе исторического развития общества одни обычаи отмирали, другие рождались.

На ранних этапах развития человеческого общества особая роль в регулировании отношений между людьми принадлежала такой разновидности обычаев, как ритуалы. Ритуалом называется правило поведения, в котором самым главным является строго заданная заранее форма его исполнения. Само содержание ритуала не столь важно - главное значение имеет именно его форма. Ритуалами сопровождались многие события в жизни первобытных людей. Нам известно о существовании ритуалов проводов соплеменников на охоту, вступления в должность вождя, преподнесения даров вождям и др. Особую группу ритуальных действий составляют обряды. Обряд - это правило поведения, заключающееся в выполнении некоторых символических действий. В отличие от совершения ритуала исполнение обряда имеет определенные идеологические [воспитательные) цели и оказывает сильное влияние на психику человека.

Обычаи нравственного характера называют нравами. В этих обычаях, как правило, выражается психология определенных социальных групп. В нравах чаще всего отражаются пережитки прошлого в области морали.

Прогрессивное общество, используя культурные, правовые, организационные и иные меры, ведет борьбу с неприемлемыми, устаревшими нравами.

Разновидностью обычаев также являются традиции (лат. tradi- tio - передача; предание) - элементы социального и культурного наследия человечества, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах, классах и социальных группах в течение длительного времени. Основой жизненности традиций является преемственность в развитии общества, бережное отношение к истории своего народа и государства.

Нормами морали (лат. moralis - нравственный) называют правила поведения, являющиеся производными от представлений людей о добре и зле, о справедливости и несправедливости, о хорошем и плохом. Моральные нормы предписывают людям вести себя в соответствии с этими представлениями, они формируются и воспроизводятся в рамках человеческого общежития практиче- ски ежедневно. При помощи морали общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. Особую роль в моральной регуляции играет формирование в человеке способности относительно самостоятельно вырабатывать и оценивать свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля. Эта способность выражается в таких понятиях, как совесть, честь, чувство собственного достоинства. Моральные требования, предъявляемые к людям, и контроль за их исполнением в основном осуществляются посредством духовного воздействия: через чувство долга, через оценку и самооценку поступков человека. Санкции за нарушение моральных норм состоят в укоре совести и переживании нарушителем чувства вины за содеянное. Однако за нарушение общепризнанных моральных норм возможно и осуждение человека со стороны общества.

Нормы этикета (фр. etiquette] представляют собой правила поведения, в которых так или иначе проявляется отношение человека к другим людям. Как правило, нормы этикета призваны показать другому человеку благожелательное, располагающее к нему отношение.

Различают речевой этикет, этикет письма, повседневный этикет, деловой этикет, гостевой этикет, воинский этикет и т. д. В современном международном сообществе большую регулятивную роль играют нормы дипломатического этикета, представляющие собой правила поведения в международных отношениях, неукоснительное соблюдение которых подчеркивает уважение к другой стране. Например, строгие нормы дипломатического этикета предписывают соблюдение правил обязательности ответа на письмо, ноту или поздравление, необходимость присутствия в официальной переписке вступительного (в начале] и заключительного (в конце) комплимента и т. п.

Корпоративными нормами называют правила поведения, установленные общественными организациями. Корпоративные нормы представляют собой особую разновидность социальных норм, призванных регулировать отношения, складывающиеся в общественных организациях, предпринимательских союзах, ассоциациях.

Эти нормы содержатся прежде всего в уставах соответствующих организаций. Например, деятельность Московского политехникума регулируется его Уставом. Большая часть корпоративных норм - это правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, построения, функционирования общественных организаций, а также права, обязанности, ответственность членов этих организаций. Исполнение корпоративных норм обеспечивается самими организациями: их нарушение влечет за собой организационное наказание - исключение из организации, общественное порицание и т. д.

Под религиозными нормами понимаются правила поведения, содержащиеся в различных священных книгах (Библии, Коране и др.] либо установленные церковью. В средневековых и теократических государствах религиозные нормы играли ведущую роль в регулировании общественных отношений, тесно переплетаясь с обычаями, моралью и правом. В современных светских государствах религиозные нормы регулируют частную жизнь и внутренний мир верующего человека.

Правовые нормы - это правила поведения, установленные или санкционированные государством, а иногда и непосредственно народом, реализация которых обеспечивается авторитетом и принудительной силой государства.

Правовые нормы являются самым распространенным видом социальных норм.

С их помощью в современном обществе регулируются все наиболее значимые общественные отношения - экономические, политические, социально-культурные и др. Совокупность существующих в государстве правовых норм называется правом.

Право характеризуется следующими при- Признаки права знаками:

1) нормативностью. Право состоит из норм, т. е. правил поведения общего характера, адресованных персонально неопределенному кругу лиц, попадающих в ситуацию, регулируемыми данными нормами. Потенциально действие правовой нормы может быть распространено на любого, кто находится на территории государства, хотя круг конкретных адресатов правовых норм может быть различен: например, норма Конституции РФ, устанавливающая обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, касается всех, находящихся на территории России, а конституционная норма, закрепляющая обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования имеет силу только в отношении родителей; 2]

общеобязательностью. Правовые нормы обязательны для исполнения любыми лицами и организациями, которым они адресованы, - вне зависимости оттого, как те к ним относятся, нравятся они им или нет; 3)

формальной определенностью. Правовые нормы выражаются в словесно-письменной форме в текстах различных источников права и, в силу этого, отличаются большой степенью определенности и ясности. Нормы права четко, в деталях фиксируют требования, предъявляемые к поведению людей, а сами субъекты права знают границы правомерного и неправомерного, свои права, свободы и обязанности, а также вид юридической ответственности, к которой они могут быть привлечены в случае нарушения требований правовых норм; 4]

системностью. Ни одна правовая нормы не регулирует общественные отношения самостоятельно, все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему, называемую системой законодательства; 5)

многократностью применения.

Нормы права рассчитаны на регулирование не единичного отношения, а, напротив, неограниченного количества случаев, возникающих в типичных жизненных ситуациях;

Б) гарантированностью государством. Реализация правовых норм обеспечивается авторитетом государства и возможностью применения государственного принуждения к лицам, которые нарушают правовые нормы или уклоняются от их исполнения.

Право призвано быть стабилизирующим функции права фактором общественного развития. В соответствии со своим предназначением правовые нормы выполняют в обществе следующие функции:

а) регулятивную, которая проявляется в способности воздействовать на поведение членов общества правовыми средствами;

б) охранительную, заключающуюся в способности охранять положительные, общественно полезные и вытеснять вредные отношения;

в) гуманистическую, которая выражается в том, что право смягчает возникающие в обществе социальные противоречия и конфликты;

г) воспитательную, отражающуюся в подготовке подрастающего поколения к восприятию существующих в обществе ценностей и идеалов;

д) идеологическую, в рамках которой право способствует формированию в общественном сознании представлений о необходимых и желательных принципах и правилах поведения.

Место права Право регулирует общественные отноше-

„ ния во взаимодействии с другими социаль-

в системе

социальных норм НЬ|МИ Н0Рмами- в некоторых странах нормы права, морали, религиозные нормы могут даже совпадать между собой (запрет убийства, кражи).

Наиболее тесную взаимосвязь право имеет с моралью. С точки зрения современной системы ценностей, право должно соответствовать основным требованиям морали. Реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловловлено тем, насколько люди считают данные нормы справедливыми. В то же время, некоторые нормы права (в частности, уголовные нормы) непосредственно закрепляют в законе нормы моральные, подкрепляя их юридическими санкциями [например, запрещение лжесвидетельства). Однако в правовых нормах невозможно закрепить все без исключения требования морали. Связано это с тем, что нормы морали распространяют свое влияние на более широкую сферу отношений, нежели та, которая регулируется правом: они регули- руют многие отношения, которые не подлежат правовому регулированию (отношения дружбы, любви и т. д.].

Соотношение права с нормами обычаев различно и зависит от того, как к последним относится государство. К некоторым из обычаев государство относится безразлично (например, к обычаю делать подарки на день рождения), с другими оно при помощи правовых норм борется, ограничивает сферу их действия либо запрещает (например, обычай многоженства запрещен нормами семейного права). С одной стороны, некоторые обычаи могут наделяться государством правовой санкцией и принимать форму правовых обычаев. Правовые обычаи фиксируются в юридических документах либо «молчаливо» признаются государством. В последнем случае они нигде не записываются, но всеми неукоснительно соблюдаются и обеспечиваются принудительной силой государства или органов местного самоуправления.

С другой стороны, правовые нормы, которые действительно выражают интересы населения и обеспечивают удовлетворение его потребностей, со временем входят в привычку и приобретают устойчивость, характерную для обычаев. В результате законопослушное поведение людей становится обычным и массовым явлением.

Что же касается взаимоотношения права и религии, то степень и характер взаимодействия правовых и религиозных норм зависит от правовой системы конкретной страны: в некоторых правовых системах эта связь настолько тесна, что ученые-юристы называют их религиозными правовыми системами. В таких странах религиозные нормы обеспечиваются принудительной силой государства и фактически превращаются в нормы права. Существуют также страны, в которых религиозные нормы действуют наряду с правовыми, дополняя последние и регулируя те вопросы, которые не охватываются правом (например, брачно-семейные отношения]. Нормы, установленные религиозными организациями, соприкасаются с действующим правом в ряде отношений. Например, Конституция Российской Федерации создает правовую основу для деятельности религиозных организаций, гарантируя каждому свободу совести, включая право свободно исповедовать любую религию. Религиозным объединениям может придаваться статус юридического лица, они вправе иметь храмы, молитвенные дома, учебные заведения.

Таким образом, право не является и не может являться единственным регулятором общественных отношений. Однако, устанавливая права и обязанности конкретных лиц и организаций, именно право вносит определенный порядок в общество и государство, создает предпосылки для их активности и эффективности, играет важную роль, развивая в людях чувства справедливости, добра и гуманности. В этом заключается ценность права для общества. Для отдельной личности ценность права состоит в том, что оно способствует сознанию условий для нормальной жизни и всестороннего развития любого члена общества, закрепляет и охраняет права и свободы человека, ограждает индивида от произвола со стороны государства.

^ Словарь •

Достоинство - самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззрения, общественного значения. •

Менталитет - особенности образа мышления человека или группы. •

Неправомерный - нарушающий требования норм права. •

Правомерный - соответствующий требованиям правовых норм. •

Совесть - моральная категория, выражающая высшую форму способности личности к самоконтролю. •

Теократическое государство - это такое государство, в котором высшая политическая и духовная власть сосредоточена в руках духовенства, а глава церкви одновременно является и светским главой государства. •

Честь - моральная категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества.

Вопросы ?

1. Что такое социальная норма? ?

2. Какие виды социальных норм вы знаете? ?

3. Приведите примеры известных вам обычаев, которые активно применяются в современной жизни. ?

4. Какие нормы называют правовыми? Перечислите и раскройте признаки права. ?

5. Какие функции право выполняет в обществе?

в 6. Как правовые нормы взаимодействуют с другими видами социальных норм? ?

7. В чем заключается социальная ценность права для общества и для отдельного индивида?

Практикум

^ 1. Определите вид социальных норм, которые описаны ниже:

а] весной перед выгоном скотины в поле хозяева обходят свой двор с образом и ладаном, завершая это действо угощением пастухов;

б] мусульмане хоронят умерших в саване из белого полотна. Саван завязывается у головы и ног. Покойника слегка присаживают в нишу, которая вырыта в боковой стенке могилы, причем его лицо должно быть обязательно обращено к Мекке. Если умершего кладут в гроб, то последнего накрывают черным покрывалом и несут головой вперед. Покойник в гробу тоже обязательно должен быть похоронен лицом к Мекке. Памятников на могиле мусульмане не ставят, ограничиваясь каменным надгробьем в виде круглого или четырехгранного столба (большинство арабов не ставит даже надгробий, соблюдая древнее бедуинское правило, согласно которому «могила должна быть сровнена с землей таким образом, чтобы, сделав семь шагов в сторону, ее нельзя было отличить от окружающей почвы»];

в] при знакомстве младшие всегда должны первыми пред- ставляться старшим. Женщина, вне зависимости от возраста, первой не представляется мужчине (правда, возможны и исключения, например, если эта женщина - студентка, а мужчина - пожилой профессор);

г) трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях;

д) распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах, за исключением организаций торговли и общественного питания, в которых разрешена продажа алкогольной продукции в розлив, -

влечет наложение административного штрафа в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда;

е) поступай днем так, чтобы твой сон был спокоен, а в молодости так, чтобы старость твоя была спокойна.

ф 2. Древнеримские юристы говорили: «Обычай ведет за собой того, кто хочет, закон тащит за собой того, кто не хочет». Объясните, как вы понимаете это выражение.

+ 3. Прокомментируйте выражение Цицерона: «Несправедливые законы не создают право». Какое требование к правовым нормам оно содержит?

+ 4. Обычай кровной мести существовал в Древней Руси достаточно долго. Сначала кровная месть исполнялась любым способным на это членом рода. Затем в Русской Правде возможность отомстить за убийство была ограничена - такое право предоставлялось только ближайшему кругу родственников убитого: «Если убьёт свободный человек свободного, то (за него имеют право) мстить брат за брата, или сын за отца, или отец за сына, или сыновья брата и сестры; если кто не пожелает или не может мстить, то пусть получит 40 гривен за убитого...» Впоследствии Ярослав Мудрый запретил кровную месть и заменил ее исключительно денежной платой.

Как вы думаете, почему древнерусское государство сначала ограничило, а потом и запретило обычай кровной мести?

? 5. Назовите существующие в наши дни обычаи, которые, по вашему мнению, государство должно запретить, и наоборот, те, которые следует закрепить законодательно.

? 6. Изобразите в виде двух пересекающихся кругов соотношение норм права и норм морали. Может ли человек нарушить правовые нормы, не нарушая при этом нормы моральные, и наоборот? Приведите примеры.

ф 7. В конце прошлого века в штате Нью-Йорк суд рассматривал дело об убийстве: наследник по завещанию убил своего деда-наследодателя, чтобы скорее получить наследство. Убийство было раскрыто, а убийца приговорен к длительному сроку тюремного заключения. При этом вопрос о наследстве не рассматривался, и получилось, что убийца автоматически вступает в права наследника. Тогда другие родственники убитого заявили, что допущена несправедливость, поскольку убийца, несмотря на то, что факт убийства установлен судом, все-таки достиг своей преступной цели. Верховный суд штата Нью-Йорк, рассмотрев жалобу, установил следующее. В штате Нью- Йорк действует закон о наследовании, в котором содержится исчерпывающий перечень обстоятельств, вследствие которых наследник по завещанию утрачивает право наследовать. Причем убийство наследником наследодателя в этом перечне не названо. Мнения судей разделились. Меньшинство решило, что убийца, хотя это и несправедливо, не утрачивает право наследовать. Большинство же заявило: «Мы, судьи Верховного суда штата Нью-Йорк, придерживаемся тех же представлений о справедливости, которыми руководствовался законодатель, принимая закон о наследовании. Поэтому мы уверены, что если бы он предвидел дело, с которым нам пришлось столкнуться, то дополнил бы исчерпывающий перечень - с тем, чтобы убийца своего наследодателя не мог наследовать. Следовательно, по закону убийца утратил право на вступление во владение наследством».

Руководствуясь какими нормами - правовыми или моральными - суд вынес данное решение? Согласны ли вы с ним? Обоснуйте свой ответ.

<< | >>
Источник: Румынина В. В.. Основы права: Учебник для студентов учреждений сред. проф. образования. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. - 256 с. - (Серия «Профессиональное образование»).. 2005

Еще по теме ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ:

  1. § 3. Субъекты права в системе универсалистской модели мира
  2. 2.5 Характеристика современной правовой системы Англии
  3. § 1. Понятие правовой системы
  4. § 2. Национальная правовая система
  5. § 3. Основные правовые системы мира (правовые семьи)
  6. § 5 Закономерности правовой системы
  7. ПРАВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
  8. Система права и система законодательства
  9. 10.1. Право в системе социальных норм
  10. 10.5. Действие права. Правовое регулирование
  11. Лекция 3 Действие права в системе общественных отношений
  12. Глава 17. Право в системе социального регулирования
  13. § 2. Публичные и частные начала в правовой системе общества