<<
>>

ТЕРАПИИ, ПОВЫШАЮЩИЕ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ, И ФЕМИНИСТСКАЯ ТЕОРИЯ

Можно сказать, что женское движение больше сделало для психического здоровья женщин, чем все теории, описанные в этой книге. Точно так же и движение за освобождение чернокожего населения Америки существенным образом повысило уровень психического здоровья негров и послужило примером для развития многих других подобных движений групп населения, которые недооценивались обществом.

Повышение уровня индивидуального сознания приводит к изменению способа отношения личности к миру. Консультанты-феминисты и консультанты “черного” сознания стремятся воссоздать способ восприятия мира чернокожим или женщиной. И те и другие пытаются развить качества человечности у отдельных клиентов и групп, которые были лишены доступа к положительному взгляду на мир. Основная цель терапии повышения сознания состоит в том, чтобы поднять уровень сознания клиентом или группой, влияния социоэкономических сил на социальную группу, а не отдельного человека. Осознав это, человек осознает важность социальных изменений, и клиент тем самым может включиться в общественную деятельность, направленную на изменение окружающей среды — борьбу с расизмом, борьбу за права лиц пожилого возраста, неравноправием женщин в обществе.

Все виды терапии повышения сознания обсуждаются в заключительной части данной главы, поскольку они являются новейшими и наиболее перспективными направлениями в области психической помощи. Их идеи постоянно входят в практику психологов, независимо от их теоретической ориентации. Эти психологи направляют методы индивидуальной ориентации на общественное движение. Во многих учебных планах по консультированию и терапии стандартной частью является женский вопрос, проблема чернокожего населения США и другие проблемы такого типа. В 1980 году, когда появилось первое издание этой книги, ситуация была несколько иной, поэтому включенный позднее материал не является достаточным, и мы советуем читателю познакомиться с дополнительной литературой.

Обратимся к основным теориям повышения сознания.

Развитие культурной идентификации

Может ли белый психотерапевт консультировать черного клиента? Может ли мужчина консультировать женщину? Ответ на эти часто задаваемые вопросы не просто “да” или “нет”. Решающим при выборе ответа будет здесь способ идентификации культурно различных людей и их мировоззрение. Черные психологи и психологи азиатского происхождения разработали лучшие модели культурной идентификации.

Аткинсон, Мортен и Сью разработали пятиступенчатую модель культурной идентификации, которая описывается ниже. Многие ученые полагают, что женщины и даже белые этнические группы действуют по одним паттернам. Здесь мы приведем стадии, через которые проходит женщина или группа женщин в процессе роста своего самосознания.

Стадия 1. На этом уровне группа верит в доминирующие в данном обществе культурные ценности. Так, женщины могут поддерживать идею о том, что современный мир существует для мужчин. Клиент негритянского или азиатского происхождения может думать, что белые правы всегда и отрицательно относиться к своему происхождению (например, “Мы негры — плохие работники”).

Стадия 2. Диссонанс. Группа или отдельный человек обнаруживает, что ситуация не такова, как принято считать. Становятся очевидными несоответствия между тем, что человек может делать, и тем, что ему позволяется из-за расизма, пренебрежительного отношения к женщине, старикам, молодежи и т. д. Человек может начать подвергать сомнению ценности, которые он раньше поддерживал, и почувствует необходимость противопоставить себя застывшим истинам, диссонирующим с живой жизнью.

Стадия 3. Сопротивление и погружение в проблему. Человек или группа людей синтезирует в своем сознании мысль о неконгруэнтности общества и реагирует ненавистью и недоверием. Для этой стадии характерны значительные усилия женщин или меньшинств в борьбе с угнетением. Может проявиться ненависть к мужчинам или белым. Группа начинает фокусировать внимание на своих собственных культурных интересах.

Стадия 4. Углубление взглядов. Человек снова встречается с неконгруэнтностью (несоответствиями) жизни. Женщина может обнаружить, что некоторые мужчины отзывчивы и надежны. Количество и качество общения возрастает и человек может испытать чувство близости к противоположным группам. Внутренняя и внешняя группы, к которым принадлежит человек, могут прийти в противоречие друг с другом.

Стадия 5. Четкое выражение своей позиции и осознание себя в мире. Человек находит удовлетворение в культурной и половой идентификации: “Я — негр и горжусь этим”, “Я — женщина!” Человек исходит из чувства удовлетворения собой и группой, к которой принадлежит, для того, чтобы плодотворно действовать в доминирующей системе и противостоять ей.Испаноязычное меньшинство, гордящееся собой, работает с большинством исходя из самоощущения силы и гордости. Женщины могут по-прежнему с симпатией относиться к мужчинам, но они имеют и свое собственное жизненное пространство и принимают свои собственные решения.

Если вы работаете с клиентом другого пола или расы, он уже каким-то образом идентифицируется в рамках системы идентификации и в условиях ее развития. Очевидно, что вы не сможете работать абсолютно эффективно, будучи чужаком по отношению к группе, находящейся на стадии сопротивления (стадия 3), и будут некоторые трудности при работе с клиентами, находящимися на стадиях 2 и 4. Некоторые специалисты сомневаются, разумно ли вообще консультировать клиента другого пола или расы, если он находится в первой стадии (конформизм по отношению к системе) — они считают, что для ускорения нужных изменений клиента нужно направить к психотерапевту, имеющему с клиентом общее происхождение или одного с ним пола. По-видимому, с клиентом, находящимся в стадии 5, может работать любой психолог. Сью, однако, считает, что здесь решающую роль играют взгляды самого терапевта. Терапевту, находящемуся в стадии 1, было бы трудно работать с клиентом, находящимся в стадии 3. Если вы в перспективе собираетесь работать с клиентом, отличающимся от вас по полу или расе, вы должны изучить материалы по этой группе, меньшинствах и т.

д.

Короче говоря, нужно иметь в виду общие взгляды клиента на жизнь. А когда вы получите представление о них, задайте себе вопрос: “Готов ли я как личность, профессионал работать с этим человеком? Знаю ли я его культуру?” Ответ на этот вопрос зависит от вашей культурной и половой идентификации и от того, как она отражается в ваших взглядах.

Сью (1981) уделяет особое внимание, считает ли клиент свою проблему личной или он считает, что в его трудностях виновато общество и его окружение. Исследования показывают, что многие небелые клиенты и женщины считают причиной своих трудностей внешний мир — они остро осознают общественное значение своих проблем. Понятие фокусировки (глава III) как микротехники помогает понять проблему и работать над ней. Например, Берман сравнивал, как черные и белые консультанты смотрят видеозаписи бесед с клиентами. Тренеров попросили сказать, что они говорили вслед за клиентами. Мужчины-белые обычно задавали вопросы, белые женщины отражали чувства и переформулировали идеи, черные консультанты давали консультации и директивы. Что еще более важно, черные консультанты считали проблему общественной, а не индивидуальной, в то время как белые считали ее индивидуальной. И те и другие по-разному использовали микротехнику фокусировки (белые фокусируют внимание на личности, небелые — на контексте культуры и окружающей среды).

Таким образом, вы можете предполагать, что ваши клиентки и клиенты другой расы по-разному будут истолковывать происхождение (проблемы?). Используя микротехнику фокусировки, вы сможете определить, как клиент локализует свою проблему — как внешнюю или как внутреннюю.

Сью считает, что микротехники должны использоваться по-разному с клиентами разных культур и с клиентами различных уровней сознания относительно их половой или этнической идентификации. Вообще говоря, методы пассивного выслушивания могут быть восприняты подозрительно клиентами других культур, отличных от североамериканской. Честное самораскрытие, директивы и советы могут стать альтернативой этим методам.

Указания на противоречия и помощь клиенту в выяснении противоречий их мышления могут быть особенно полезными, но терапевт должен иметь прочный контакт с клиентом и понимать конкретное культурное окружение этого клиента. На ранних стадиях консультирования может быть полезным присоединиться к клиенту, фокусируясь на культурных или бытовых вопросах. Однако, в конечном счете вы работаете с личностью и вам не стоит замыкаться на культурных или теоретических стереотипах. Полезно сфокусироваться на том, как ваш клиент как личность относится к своему окружению. Успешная терапия повышения уровня сознания обычно требует, чтобы личная и групповая идентификация не противоречили друг другу.

До сих пор мы обсуждали общие направления, следующий раздел посвящен черной расе. Теория роста черной идентификации

Джексон выдвинул четырехступенчатую теорию развития, которая описывает рост и изменение сознания черных. Он считает, что если консультант хочет эффективно работать с клиентом независимо от того, одной ли они расы, он должен определить уровень сознания клиента. Из теории Джексона явно следует, что многие терапевты, не принадлежащие к черной расе, не смогут эффективно работать с некоторыми черными клиентами. Даже черные терапевты могут иметь трудности с черными клиентами, мировоззрение которых отличается от их взглядов. Сами члены определенных групп — расовых или национальных меньшинств — смогут извлечь пользу для себя, изучив данные теории.

Стадия 1. Принятие. На этой стадии черный клиент думает о себе как о “небелом”. Личная идентификация определяется как “другой”. Образ жизни белых представляется как единственно правильный. При работе с белым консультантом такой клиент может вести себя услужливо и приниженно. На этой стадии самым разумным будет обратиться к черному консультанту. Чтобы описать эту теперь довольно редкую форму черного сознания, иногда используется стереотип “дяди Тома”, угождающего белым.

Стадия 2. Сопротивление. Черный американец переживает критическую стадию и начинает признавать, что быть черным — это есть идентификация, сама по себе ценная.

Человек переживает феномен своей принадлежности к черной расе и его значение. На этой стадии некоторые клиенты испытывают негативные эмоции по отношению к белому и могут отказаться работать с белым консультантом. Задача развития на этой стадии — достижение личной и культурной идентификации.

Стадия 3. Рефреймировние. Развитие черного сознания продолжается. На второй стадии черное сознание фокусировалось на отделении черных от белых, а не ориентацией на культуру черных. На стадии 3 черный американец может отойти от белой культуры и заняться историей черной расы и черного населения Америки. В этом периоде белые мало интересуют черного клиента. Задача развития здесь — восстановление черного сознания в полном объеме.

Стадия 4. Интернациализадия. Человек становится личностью, гордящейся своей принадлежностью к черной расе, и сознающей ценность других рас. Он использует все лучшее из всех стадий своего развития, тем самым признавая и принимая все ценные аспекты белой культуры, борется с проявлением расизма и угнетения, разделяет самомнение и чувство собственного достоинства и интегрирует все стадии в трансцендентное сознание.

Джексон утверждает, что каждая стадия имеет свое значение в развитии личности. Он утверждает, что все стадии, кроме первой, достойны того, чтобы черный американец находился на них всю жизнь. Хотя четвертый уровень сознания имеет видимые преимущества. Он подразумевает такое сознание, с которым трудно действовать в расистском обществе, по сравнению с другим уровнем. При том расизме и угнетении черной расы, существующих в США и во всем мире, мы должны признать ценность не только одной позиции.

Для консультирования, независимо от того, к какой расе относится терапевт, важно сознавать различия в развитии культурной идентификации. Понятия, введенные Джексоном, оказались в высшей степени полезными для понимания различий между отдельными людьми и группами.

Феминистская терапия

Считаем ли мы проблему индивидуальной или рассматриваем в контексте общества, культуры? Стремится ли терапия добиться независимости или взаимозависимости? Является ли терапевт авторитетной фигурой для клиента или они равны? Будет ли клиент приспосабливаться к миру, каков он есть, или он(она) будет принимать участие в борьбе против угнетения? В каждом случае вторая альтернатива говорит об идеологии феминистской терапии.

В феминистской терапии считается, что традиционные системы психотерапии страдают недостатками, которые происходят из традиционного отношения к женщинам. Тем самым нет полного доверия принципам исследования, теориям личности, клинической практике. Феминистская ориентация в терапии является эклектичной. Здесь отдается предпочтение теоретическим позициям, которые постулируют первичность и причинность внешних факторов. Подчеркиваются сильные, а не слабые стороны клиентки. Феминистическая терапия требует отношений полного равенства между терапевтом и клиенткой.

Можно легко заметить, что многие конструкты и теории, которые обсуждались ранее в этой книге, открыты для феминистской критики. Кроме того, легко проследить структурные параллели между феминистской терапией и движением развития, идентификации черной и цветной рас. И те и другие испытывают угнетение и потребность найти для себя новую группу и место в обществе. Однако, нужно отметить, что движение за женские права имеет свой собственный облик и существует отдельно от движения народов за равные права и справедливое отношение.

Основные области действия феминистской терапии таковы:

1. Отношения равенства. Терапевт-феминистка считает, что они находятся с клиенткой в партнерских отношениях. Она ценит женщин и их потребность во взаимной поддержке. Самораскрытие своего собственного опыта как женщины — особенно важная часть терапевтического процесса.

2. Использование ресурсов общества. Терапия не заканчивается с окончанием интервью. Многие практики направляются в женские группы поддержки, включаются в работу по месту жительства, ими оказывается юридическая помощь и другие услуги.

3. Активный стиль консультирования. Чувствам придается большое значение, но также важно обозначить конфронтацию противоречивых факторов в самой клиентке и между ней и обществом. Примером этого может быть клиентка, переживающая сильный конфликт. Терапевт работает с клиенткой, стараясь понять ее эмоции, но также вступает в конфронтацию с ней в целях развития и решения проблем. Терапевт может работать в мягкой манере, но одновременно добиваться движения к независимости мысли. Терапевт может использовать для этого многие методики, описанные в этой книге, но она будет это делать в контексте феминистских принципов.

4. Снабжение информацией. В феминистском консультировании присутствует сильный обучающий компонент. Терапевт может рассказать клиентке об исторических корнях неравноправия женщин и о влиянии на это культуры.

5. Личная валидизация. Многие женщины пережили ситуации угнетения, когда они почти или совсем не сознавали своей значимости. В феминистской терапии терапевт стремится создать у клиентки отношение к себе как к уникальной и ценной личности.

Ценностный конфликт внутри феминистской теории фокусируется вокруг вопроса о том, когда и как женщина вступает в конфликт по поводу неравноправия. Внезапно столкнувшись с социальным неравноправием, женщина может испытать серьезное потрясение. Брак может разрушиться из-за того гнева, который появляется, когда клиентка переходит на более высокий уровень феминистского сознания. Некоторые терапевты считают,  что  традиционная  терапия  более  подходит для “традиционной” женщины, а феминистская терапия должна подключаться позже, когда клиентка уже продвинулась по пути равноправия. Другие терапевты считают, что боль и трудности — необходимая часть этого пути, и поэтому они пытаются привести по нему всех женщин.

Теоретики феминизма, как и общество в целом, имеют различные взгляды на проблему аборта, на степень необходимости различных общественных и политических акций, о месте лесбиянок в феминистском движении и на то, какие отношения между мужчиной и женщиной можно назвать правильными.

Фрагмент интервью, приведенный ниже, иллюстрирует терапевтический подход, используемый в данной ориентации. Обратите внимание на взаимоизучение терапевта и клиентки и на то, как отражаются на интервью культурные факторы.

Консультант: В прошлый раз вы рассказали мне о вашей истории, нынешней ситуации, о том, что более всего беспокоит в целом, о взглядах на жизнь. Мы выяснили вашу феминистскую ценностную ориентацию и ваше желание исследовать конфликты на работе и в семье и многое другое. Я рассказала вам о моей ориентации в консультировании и о моих личных феминистских взглядах. Мы договорились провести вместе 6 сеансов, а затем произвести ревизию. Мне очень интересно, какая реакция была на первый сеанс, и как вы чувствовали себя в промежутках между сеансами.

Клиент: Реакции были сложными и разными. Мне было легко с вами. Я поняла почему вам была нужна именно эта информация и мне было легко рассказывать о своей истории, росте и нынешних трудностях. Я почувствовала облегчение от того, что вы не видите во мне больную или недалекую. Мне помогло то, что вы сказали, что у многих женщин бывают подобные ситуации и что решать их можно по-разному. Я почувствовала поддержку и понимание и что вы не сводите мой случай к схеме, как это было раньше. И еще я ощутила уверенность в том, что я не буду одна при решении моих проблем, но решение это будет мое.

Консультант: Все эти реакции позитивные. А были реакции менее ясные или внушающие тревогу?

Клиент: Да, не могу пока понять, что думать о наших с вами отношениях. Не похоже на консультирование, которое было несколько лет назад, тогда терапевт держался в отдалении, я чувствовала, что разговариваю с профессионалом, а с другой стороны это не похоже на разговоры с подругами из группы поддержки.

Консультант: А могли бы вы все же подумать, на какие отношения это больше всего похоже?

Клиент: Может быть, похоже на сотрудничество с коллегами на работе, но здесь больше внимания уделяется моим проблемам. Но я не уверена, как мне вести себя с вами. Можно ли пригласить вас на ланч, задавать вопросы из вашей личной жизни, или все же относиться к вам как к эксперту или начальнику?

Консультант: Итак, не очень ясна роль и границы поведения и это беспокоит, если я правильно поняла.

Клиент: Да, и то и другое.

Консультант: Трудно чувствовать комфорт, когда не определены роли, границы и ожидания. Это похоже на появление на чужой территории. Если вам это будет полезно, давайте поговорим о наших отношениях и об их границах.

Клиент: Да, будет, я думаю.

Консультант: Хорошо, но сначала нам надо на некоторое время сфоку-сироваться на процессе нашей беседы, потому что я думаю, что это относится к общим проблемам жизни и вашего брака. Интересно, вы бы сказали сами об этом, если бы я вас не спросила ? И еще мне интересно знать, является ли для вас стереотипом задержка чувства смущения и неловкости в отношениях с людьми.

Клиент: Это наблюдение очень точное, для меня является стереотипом задержка чувства дискомфорта в отношениях с людьми и желание удовлетворить потребности других членов семьи.

Консультант: Таким образом, наше взаимодействие воспроизвело ваш обычный стереотип — придавать большое значение чувствам, потребностям, просьбам других. Каковы ваши чувства по отношению к этому?

Клиент: Это меня смущает. Думаю, мне не надо так делать, но так уж сложилось.

Консультант: Вы усматриваете в этом какую-нибудь связь со стереотипом женской роли в обществе?

Клибнт: Я еще не связала этого. Конечно, если я это сделаю, это скажется на моих паттернах общения.

Консультант: Это важно, и об этом можно поговорить еще, но я вас прервала, вернемся ли мы к выяснению наших отношений, границ и ожиданий?

Преимущества и ограничения терапии повышения уровня сознания

Мы проиллюстрировали различные направления терапии повышения уровня сознания. В то время как каждая группа культурной идентификации имеет свои собственные потребности и стиль, есть и общие факторы развития сознания и, возможно, даже общее в теориях и терапевтических методах. Феминистская терапия в настоящее время является наиболее четко выраженной стратегией изменения, тем не менее, вы не можете сказать, что сделано уже столько, что это направление уже может быть основой для новой терапии и новых методов помощи различным культурным и этническим группам.

Любая терапия имеет дело с уникальностью клиента. Первоначально теоретики и исследователи не уделяли особого внимания культурным различиям. Но постоянная и последовательная работа профессионалов и всего общества по повышению уникального потенциала человека наводит на мысль о том, что теории феминистской терапии и расовой и этнической идентификации со временем будут приобретать все большее значение, поскольку терапевты все больше начинают понимать, насколько важно учитывать культурные, этнические и половые различия в процессе терапии.

Что касается ограничений этого новейшего метода терапии, который еще находится в процессе становления, их трудно сейчас обозначить. Например, теория черной идентификации приводит нас к мысли о том, что многие современные системы терапии неполные и ограниченные. Феминистская альтернатива бросает вызов многим теориям, изложенным в этой книге. Конечно, теории повышения уровня сознания имеют те же ограничения, что и другие психологические теории — сверхуверенный психотерапевт с большим личным обаянием может навязать свои мысли, идеи неподготовленному клиенту, тем не менее, сама природа этих идей подсказывает, что этот тип гиперактивности чужд целям и задачам данной терапии.

<< | >>
Источник: Айви А. Е., Айви М. Б., Саймэк-Даунинг Л.. Психологическое консультирование и психотерапия. Методы, теории и техники: практическое руководство. — М.:, 1999- 487 с.. 1999

Еще по теме ТЕРАПИИ, ПОВЫШАЮЩИЕ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ, И ФЕМИНИСТСКАЯ ТЕОРИЯ:

  1. ТЕРАПИИ, ПОВЫШАЮЩИЕ УРОВЕНЬ СОЗНАНИЯ, И ФЕМИНИСТСКАЯ ТЕОРИЯ
- Коучинг - Методики преподавания - Андрагогика - Внеучебная деятельность - Военная психология - Воспитательный процесс - Деловое общение - Детский аутизм - Детско-родительские отношения - Дошкольная педагогика - Зоопсихология - История психологии - Клиническая психология - Коррекционная педагогика - Логопедия - Медиапсихология‎ - Методология современного образовательного процесса - Начальное образование - Нейро-лингвистическое программирование (НЛП) - Образование, воспитание и развитие детей - Олигофренопедагогика - Олигофренопсихология - Организационное поведение - Основы исследовательской деятельности - Основы педагогики - Основы педагогического мастерства - Основы психологии - Парапсихология - Педагогика - Педагогика высшей школы - Педагогическая психология - Политическая психология‎ - Практическая психология - Пренатальная и перинатальная педагогика - Психологическая диагностика - Психологическая коррекция - Психологические тренинги - Психологическое исследование личности - Психологическое консультирование - Психология влияния и манипулирования - Психология девиантного поведения - Психология общения - Психология труда - Психотерапия - Работа с родителями - Самосовершенствование - Системы образования - Современные образовательные технологии - Социальная психология - Социальная работа - Специальная педагогика - Специальная психология - Сравнительная педагогика - Теория и методика профессионального образования - Технология социальной работы - Трансперсональная психология - Философия образования - Экологическая психология - Экстремальная психология - Этническая психология -