<<
>>

В каком жанре предстоит работать?

  Жанров на телевидении очень много, каждый из них, в общем-то, доступен. Но выбор, к сожалению, невелик – пока вы не Светлана Сорокина и не Павел Шеремет, будете работать так, как скажут.
Поэтому выбирать вам придется не жанры, а скорее стили, приемы и методы. Но телевизионщики обожают подмену понятий, поэтому будем говорить о жанрах. Наиболее распространены три жанра, «правильно» отражающие ход журналистского расследования: 1.        Репортаж – съемка одного события или их цепочки, при этом вы являетесь чуть ли не их участником и предоставляете зрителю возможность ощутить происходящее, как говорится, в реальном времени (real time). Так работают корреспонденты «новостийных» программ, программ «Криминал» и «Чистосердечное признание» на НТВ, «Дежурная часть» на РТР, «Взгляд» на ОРТ и др. 2.        Очерк или фильм – произведение того или иного формата, позволяющее абстрагироваться от повествования в реальном времени, совершить экскурс в прошлое, проследить судьбу персонажа или ход событий, осветить глобальную проблему и т.д. В качестве примеров назовем программы «Профессия –репортер» и «Совершенно секретно» на НТВ, «Специальный репортаж» на РТР и пр.; из крупных форм – фильм «Криминальная Россия» на НТВ. 3.        Ток-шоу – сравнительно молодой для России жанр. Скорее, все-таки шоу, чем расследование, но вполне имеет право на существование. К тому же сочетает в себе все вышеназванные жанры. В пример можно привести программы НТВ «Независимое расследование» и «Ищу тебя». Теперь поговорим все-таки о методах, из которых многие прямо продиктованы жанром: 1.        Репортажная съемка – чаще всего применяется в репортаже, хотя не только. Она отражает некое участие в событиях, придает «картинке» оперативность, темп, подчеркнутую документальность. Репортажная съемка часто ведется «с плеча» оператора – нет времени ставить свет, подстраивать баланс или устанавливать штатив. И конечно, в смысле напряженности кадра нечего и сравнивать четко выстроенную «правильную» панораму, когда камера следит за бегущим человеком, и трясущуюся, скачущую «картинку», которую снимает оператор, бегущий следом за этим человеком. 2.        Реконструкция событий – метод, применяемый в разных жанрах. Отличается от других своей «постановочностью» и, пожалуй, более высоким бюджетом. Использование этого метода иногда приносит очень яркие результаты – так, скажем, весь фильм «Криминальная Россия» построен по этому принципу, его часто берут на вооружение создатели программ «Совершенно секретно» и «Служба спасения». И, в любом случае, на вопрос о жанре не бойтесь ответить: «Давайте подумаем вместе!» – и предлагайте свои варианты. И пусть – когда вам придется объяснить оператору, зачем это вы собираетесь заставить его пробежаться по парапету Невы с пятнадцатикилограммовой камерой на плече – вам улыбнется удача!  
<< | >>
Источник: Под общей редакцией А.Д. Константинова. ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ История метода и современная практика. 2003

Еще по теме В каком жанре предстоит работать?:

  1. СУБЪЕКТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО В ЕГО ПРОТОСТРУКТУРЕ И ДИСКУРСИВНОЙ ВЫРАЖЕННОСТИ КАК ПРОБЛЕМА ЖУРНАЛИСТСКОЙ КОММУНИКАЦИИ Н.В. Бойко Харьковский национальный университет
  2. РОДЫ, ВИДЫ И ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ. ТИПОЛОГИЯ РЕКЛАМЫ
  3. Развитие жанра
  4. Развитие жанра
  5. Развитие жанра
  6. ТЕЛЕПРОЕКТ КАК ОСНОВА ПРОДЮСЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
  7. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕЛЕПРОДУКТОВ РАЗЛИЧНЫХ ЖАНРОВ
  8. 4.4. 2. Современный очерк: проблемы жанра
  9. Телеэссе как специфический вид учебной деятельности
  10. 1.2 Популяризация науки как разновидность массовых коммуникаций
  11. I.II. Радиотеатр как вид художественного вещания. Развитие радиодраматургии
  12. II. IV. Жанры мозаично-фрагментарного построения
  13. Проблема сетевой идентичности как личностного образования в психологических исследованиях
  14. Глава 1 КЛАССИКИ ЖАНРА
  15. 2.7. ТЕЛЕВИЗИОННАЯ СПЕЦИФИКА ЖУРНАЛИСТСКОГО РАССЛЕДОВАНИЯ
  16. В каком жанре предстоит работать?
  17. ЧАСТЬ I Специфика экологической журналистики как жанра
  18. 5.3. Художественно-публицистические жанры
  19. 5.6. Интервью как особый жанр журналистского произведения