<<
>>

5.1. Степень риска. Работа «под легендой» и анонимность автора журналистского расследования.

Если говорить о безопасности журналиста, проводящего расследования, то в большой степени она зависит от него самого, начиная от выбора темы (когда журналист, оценивая последствия публикации, принимает решение: будет он этим заниматься, или нет) до способов сбора информации (скрытая камера и диктофонные записи) и т.д.
Безусловно, когда расследование посвящено социально-бытовым проблемам, у журналиста меньше рисков нажить кровных врагов или подвергнуться опасности физического устранения. Другое дело, когда расследование касается финансовой сферы или большой политики. Выбор темы может автоматически поставить журналиста в разряд «опасных» и «неудобных» людей для определенных кругов. Браться за поиск ответов на общественно важную и значимую тему или нет, журналист решает сам. Никто (ни редактор, ни законодательство в медиа-сфере) не может обязать журналиста освещать опасную тему. Но если вы все-таки решили рискнуть, стоит придерживаться некоторых правил, которые помогут снизить персональные риски при проведении расследования и особенно после его публикации. Вам придется запастись копиями используемых документов; иметь двух-трех надежных очевидцев или свидетелей; предварительно посоветоваться с опытными коллегами и редактором; заручиться заключениями экспертов; представить готовый материал для оценки юристу. Проверять достоверность сведений крайне важно еще и потому, что судьи, как правило, усматривают умысел в действиях журналиста, пренебрегшего проверкой информации. Это обстоятельство значительно осложняет положение и редакции, и автора материала. Начинающим журналистам необходимо исключить стилистическую приблизительность и небрежность, неумеренное и неосмотрительное использование нелестных эпитетов. В судопроизводстве немало дел, в которых ответчиками выступают журналисты или редакции СМИ. Одна из причин возникновения исковых претензий заключается в том, что журналисты становятся жертвами вольного обращения с языком. Подчеркнем, речь идет не о запрете на использование эпитетов (без них газетные статьи кажутся пресными, а ведущие передач - занудами). Практика подсказывает: значительно безопаснее не пригвождать человека хлестким эпитетом, например, называя его "скудоумным", а продемонстрировать такие факты и аргументы, которые опосредованно убедят в этом аудиторию. Нельзя допускать: - использования предположений без доказательств и свидетельств. Под этим подразумевается необходимость четко разграничивать способы получения информации. Все слухи и предположения следует проверять дополнительно. - однобокого изложения материала, предоставляя слово лишь одной из конкурирующих сторон. Причины игнорирования этого простого правила кроются, во-первых, в недавнем прошлом, когда в течение многих десятилетий люди находились под прессом жесткой идеологии, и инакомыслие просто не допускалось. Во-вторых, есть опасность попасть под обаяние одной стороны и забыть о мнении другой. В-третьих, журналисты порой приглушают другие голоса еще и по такому соображению: эта точка зрения им более близка или прибыльна в прямом и переносном смысле. - некорректного применения монтажа (верстки) материалов. Известно, что монтаж усиливает тот или иной факт, может придать ему совершенно противоположный смысл или значение.
- обобщений и выводов, основываясь на неполной информации. Выражая свою оценку или формулируя собственную позицию в ходе подготовки материала, журналист всегда должен иметь достаточное количество фактов, которые привели его именно к этим обобщениям. Часто случается, однако, что исходных материалов для заявленных выводов явно не хватает. В понятие защиты или так называемого «бронежилета» для журналиста-расследователя входят: - непременная проверка достоверности получаемых и сообщаемых сведений, то есть категорический отказ от использования неподтвержденных сведений и слухов. В том случае, когда слухи все же становятся предметом интереса журналиста, следует отыскать достоверный источник, который может подтвердить или опровергнуть информацию. Если потребуется, даже в суде. Небесполезно показать материал юристу, дабы убедиться: не повлечет ли публикация обвинений со стороны затронутых в ней персон. Те же самые действия возможны и тогда, когда журналист сообщает информацию, предваряя ее сочетаниями типа «по сведениям из источников, заслуживающих доверия», «как нам стало известно». Один из способов проверки слухов - официальный запрос редакции. - хранение материалов в надежном месте. К материалам следует отнести: записные книжки, кассеты, свидетельские показания, копии документов, фотографии. Все это может понадобиться в суде. - знание положений закона о защите журналиста и СМИ в целом. Работа «под легендой», или что следует знать журналисту, если он выдает себя не за того, кем является на самом деле. Российский журналист-расследователь Николай Никитин сформулировал некоторые правила работы «под легендой». Не воображайте себя Штирлицем Главное правило, которое необходимо усвоить звучит предельно просто: забудь о том, что ты журналист. Забудь и по-настоящему стань тем, за кого ты себя выдаешь. Стань, а не играй. Стань банкиром, водителем автобуса, продавцом пива….. Только тогда ты начнешь разбираться в тонкостях исследуемой проблемы. Любому успешному внедрению обязательно предшествует кропотливая работа плюс везение, удача. Без этого капризного компонента не состоится ничего. Отыскивая пути в интересующую тебя контору, ты должен руководствоваться вполне достоверными, легко проверяемыми (разумеется, не журналистскими) обстоятельствами и причинами, по которым тебе просто необходимо там оказаться. Помни о нескольких правилах, которые важно соблюдать на «журналистско-нежурналистской» работе: старайся освоить новую профессию как можно быстрее и выполнять свои обязанности как можно лучше; не задавай много вопросов: все, что нужно, умей увидеть и услышать сам; не торопись: часто то, что с риском пытаешься узнать сегодня, без труда становится известным завтра; не пытайся знать больше положенного: твоя осведомленность в любом случае имеет предел, перешагнуть который нельзя, не меняя своего положения в той организации, куда ты внедрился; не стремись быть особо «интересным»: старайся сводить дружеские разговоры на текущие проблемы, планы, случаи из жизни своих собеседников, а не собственные; не обдумывай на работе свою будущую публикацию, полностью войди в роль.

Не выходите резко из игры Журналист, работающий «под легендой», должен помнить как минимум о двух вещах: 1. Представители любой «закрытой» среды - криминальной, правительственной, коммерческой и т. п. - до крайности чутко реагируют на всякое проявление двуличия. Часто любая информация о том, что кто-либо «не за того себя выдает», провоцирует агрессию с этой стороны. 2. Герои журналистских публикаций далеко не всегда бывают довольны собственным изображением, даже если оно достаточно объективно. Редкому преступнику понравится, как он представлен в твоей публикации. И дело здесь вовсе не в точности картины. Строчить жалобы на тебя они, понятно, не станут, а найдут другие методы воздействия - пожестче. 3. Мало успешно внедриться, собрать информацию, надо суметь исчезнуть, не вызывая подозрений. Весьма желательно при этом оставить за собой «окно», сохранить постоянные связи. Не пишите с натуры Одно дело - добыть необходимые тебе сведения, и уж совсем другое - рассказать о них «по секрету всему свету» так, чтобы самому остаться в тени. Для этого придерживайтесь следующих правил: 1) Избегайте описания деталей, штрихов и мелочей, которые носят явно индивидуальный характер, сколь яркими они бы ни были, а также использования конкретных чисел. Пишите, скажем, не «двенадцать», а «десять-пятнадцать», не «восемь», а «около десяти». 2) Меняйте, по возможности, подробности, которые не имеют для вас принципиального значения, но могут указать именно на вас. 3) Избегайте даже приблизительного сходства в построении фразы в своей устной речи и на бумаге, не говоря уже об употреблении характерных для вас выражений, оборотов, словечек. 4) Ваш псевдоним не должен содержать никаких биографических указаний (место или дату рождения, девичью фамилию матери и т.п.) или как-нибудь перекликаться с вашим подлинным именем. Когда вы встречаете в газете фамилии - Николаев, Майская, Маринина и прочие - велика вероятность того, что это псевдоним автора, придуманный по простой схеме: Николаев (от отчества Николаевич), Майская - (день рождения в мае), Маринина - (от настоящего имени Марина). 5) И что особенно важно - круг лиц, знающих о вашем задании, должен быть сокращен до минимума, независимо от степени доверия или родства (последнее особенно важно - не создавайте без необходимости своим близким повода для тревог).

<< | >>
Источник: Гончаров В.В. Журналистское расследование: от замысла до воплощения. 2010

Еще по теме 5.1. Степень риска. Работа «под легендой» и анонимность автора журналистского расследования.:

  1. Журналистское расследование
  2. Журналистские расследования
  3. Под общей редакцией А.Д. Константинова. ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ История метода и современная практика, 2003
  4. Организация журналистского расследования
  5. Опасности журналистского расследования
  6. Гончаров В.В. Журналистское расследование: от замысла до воплощения, 2010
  7. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ И ЖУРНАЛИСТСКИЕ РАССЛЕДОВАНИЯ А.В. Пичугин Волгоградский государственный университет
  8. Умения и навыки, необходимые для журналистского расследования
  9. 3. 5. Образ автора в журналистском произведении
  10. Шум Ю.А.. ЖУРНАЛИСТСКОЕ РАССЛЕДОВАНИЕ Методические рекомендации   Учебно-методическое пособие, 2001
  11. 1. Относится ли к сведениям о частной жизни кандидата информация о доходах кандидата в депутаты, полученная в ходе журналистского расследования?
  12. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ИЗ ГРУППЫ РИСКА ПО БЕЗДОМНОСТИ            
  13. Выступление перед Европейским судом по правам человека о незаконных методах ведения расследования и условиях содержания под арестом в России
  14. Карьера журналиста и психология журналистской работы