<<
>>

4.1. Выбор жанра расследования. Построение композиции текста. Выдвижение гипотез и версий в расследовании и ответы на них. Структура расследовательских ТВ-материалов и сценарий телевизионного расследования.

Давайте не будем забывать непреложную истину: все, что вы делаете, в первую очередь должно быть интересно читателю и зрителю. Даже если вы провели грандиозную, сопряженную с риском работу, но свои наблюдения изложили сухим бюрократическим языком, не слишком напрягаясь, то ваше расследование, увы, может остаться незамеченным. То есть, попросту недочитанным и недосмотренным. Есть такая старая шутка, давно гуляющая по редакционным коридорам: «Прочесть это можно только по решению районного суда. Но и решение это можно оспорить в вышестоящей инстанции».
Шутка старая, а проблема не стареет, к сожалению. Вечная спешка и написание «с колес» часто не дают возможности отшлифовать способ подачи материала. Журналист идет проторенным путем - излагает суть, строго следуя хронике событий. В конце прикрепляет собственные выводы. Ни творчества, ни изюминки, так сказать. Текст получается монотонным, длинным и откровенно скучным. Если переборщить с цитированием официальных документов, дать для наглядности слишком много цифр, то изложение неизбежно становится казенным, сухим. Как этого избежать? С цитированием официальных документов все очень просто. Изучив, их следует тут же отложить подальше, спрятать в стол. То, что необходимо процитировать, надо изложить своими словами. Это несложно, самое главное вы непременно запомните. Возможно, дописав материал до конца, поймете, что такого изложения по памяти вполне достаточно. Если же нет - вернетесь к своим бумагам еще раз. Когда статья будет уже практически готова, вы проверите точность фамилий, цифр, дат, зато материал выйдет интересным и легким для восприятия. С композицией вашего произведения все гораздо сложнее. Здесь придется подумать и поэкспериментировать. Как гармонично соотнести объем, количество и качество добытой информации? Одно дело, когда вы беретесь за расследование уголовного преступления, в котором изначально присутствует интрига, совсем другое - когда предметом расследования становится, к примеру, обыденное подорожание сахара в республике. Дело тут вовсе не в том, какое из двух этих расследований будет иметь больший общественный резонанс, а в том, что в первом случае может получиться настоящий документальный детектив, а во втором - грамотный анализ выдвигаемых гипотез. В результате чего случился неурожай сахарной свеклы? Происки конкурентов? Вышло из строя старое оборудование комбината по переработке свеклы? В любом случае читателю должно быть интересно и понятно то, что вы хотите сказать. Чтобы избежать монотонности в изложении материала, следует особенно тщательно продумывать первую фразу, первый абзац - именно в них должна заключаться самая главная интрига. Если читатель с первого предложения увидит нечто заумное, скорее всего, он предпочтет кроссворд на последней полосе. Есть и такой нехитрый, но не всеми авторами используемый прием, как изложение фактов небольшими блоками с яркими, необычными подзаголовками, выносками, комментариями специалистов или даже с цитированием статей уголовного кодекса, если это уместно. Например, газета опубликовала без сокращений письмо читателя, описывающего свою многолетнюю и бесплодную войну с соседями, то перекрывающими поливную воду, то травящими собак, то поджигающими мусор в ветреную погоду, чтобы дым шел «во вражеский стан». Забавным, неожиданным и поучительным ходом здесь было использование в качестве комментариев различных статей административного, гражданского, уголовного кодексов республики.
Они проходили рефреном и демонстрировали вовсе нешуточную ответственность, которая предусмотрена законом при подобных «военных действиях». Часто при проведении журналистского расследования автор, исследуя несколько версий, приходит к истине. Прекрасно! Но не стоит эту истину выдавать сразу в готовом виде. Гораздо интереснее «конечного продукта» могут оказаться приключения самого журналиста, те лабиринты, которыми он прошел в поиске истины, люди, с которыми при этом встречался. Их-то и можно использовать в качестве интриги при изложении. Однако здесь важно не переборщить, не превратить повествование в презентацию своих необыкновенных умений и талантов - вот, мол, я какой смелый, умный, веселый и находчивый. Если попробовать изобразить ваше расследование графически, может получиться такая схема:

Версия № 1

Версия № 2

Версия № 3

Анализ

Или так, если полученная фактура позволяет варьировать текст:

Сенсация

Официальная версия

Версия знатоков

Версия обывателей

Анализ

Для чего это нужно, спросите вы. Да так гораздо легче увидеть, вытянете ли вы такую форму, хватит ли у вас фактов на все версии, достаточно ли иллюстративного материала. В конечном итоге это решать вам и редактору. А оценивать - читателю или зрителю. Структура расследовательских ТВ-материалов и сценарий телевизионного расследования. После того как ТВ-журналист выбрал тему расследования и определил его цели и методы, он приступает к оформлению плана и предварительного сценария своей работы. Сценарий - это основа, базис, на котором построено любое произведение, предназначенное для театра, радио, телевидения или фильма. Это тщательно продуманный план, по которому будут работать оператор, режиссер и инженер монтажа. Вполне естественно, что предварительный сценарий частенько бывает видоизменен в ходе расследования, в него могут быть добавлены или, наоборот, исключены какие-либо фрагменты. На заключительном этапе сценарий расследования дополнится монтажным листом, где будут подробно, в соответствии с тайм-кодом, расписаны закадровый текст, интервью, графика, видеопланы и их последовательность. Монтажный лист отображает визуализацию истории. Это своего рода нитка, на которую нанизаны разноцветные бусинки. Или поезд, состоящий из множества вагонов. Паровоз, или первая бусинка, - это идея и направленность материала, а остальные бусинки, или вагоны, - это видеоряд, графическое и текстовое оформление материала.

Прежде чем написать монтажный лист, следует просмотреть весь отснятый материал и составить съемочный лист с тайм-кодами кадров. Это хотя и долгая, но необходимая работа. Лишь после ее завершения можно детально обдумывать и приступать к формированию монтажного листа -основы журналистского расследования.

Правила составления съемочного и монтажного листов не предназначены лишь для работы в жанре расследования, это - критерии профессионализма в ТВ-журналистике вообще. Следует напомнить, что монтажный лист сэкономит время и силы, так как всегда легче на бумаге предварительно обдумывать структуру материала, переставляя элементы в поисках лучшего варианта, нежели склеивать фрагменты методом «научного тыка» - додумывая или передумывая что-то во время монтажа. Особое внимание следует обратить на то обстоятельство, что в монтажном листе не должно быть проходных сцен, которые повторяют уже показанное действие. В материале не должно быть также избытка интервью, в которых разные люди говорят об одном и том же. Лучше, если они будут дополнять друг друга только им известными подробностями. Не всегда наличие в ТВ-материале множества свидетелей оправдано. Для убедительности материала вполне хватает нескольких. Многие и не только начинающие журналисты сталкиваются с проблемой отбора важного и второстепенного в отснятом материале. Неопытные журналисты предпочитают включить в монтаж практически всех лиц, которые что-то сказали по теме расследования. Эта ошибка основана на том, что авторы считают: чем больше людей скажет своими словами о расследуемом событии, тем достовернее оно будет выглядеть. В результате получается нагромождение лишних фраз и текста, теряется острота подачи, появляется излишнее затягивание той или иной части материала и тем самым нарушается ритм повествования. Например, при расследовании проблемы оформления документов на контрольно-пропускных пунктах на границе с Узбекистаном автор смонтировал материал, в котором семь граждан один за другим жаловались на нарушения законности. Другая кыргызстанская радиожурналистка использовала высказывания пяти человек, говоривших общие фразы о том, как молодежи приходится трудиться, чтобы оплатить свою учебу в вузах Бишкека. В результате расследование превратилось в последовательный рассказ людей, недовольных тем или иным обстоятельством. И в первом и во втором материалах хватило бы двух-трех интервью, чтобы обрисовать проблему. При монтаже материалов журналистам также не следует забывать еще и о том, что синхроны не должны превышать 15-20 секунд, за исключением тех, в которых респондент рассказывает нечто захватывающее и тем самым удерживает внимание слушателя/зрителя. Особое значение в ТВ-материале имеет первый кадр, с него начинается история и именно он или привлечет зрителя, заинтриговав или зацепив за живое, или, наоборот, побудит его переключить канал в поисках чего-нибудь более интересного. О первом и последнем кадре тележурналисту следует думать в ходе расследования особенно. Иначе может оказаться, что на съемках замечательный кадр был упущен, а вернуться в прошлое и изменить там что-либо пока еще никому не удавалось. Очень выигрышно будет смотреться материал, если в нем будет показана живая реакция человека на какое-либо событие или сообщение. Если вы расследуете факты незаконного осуждения человека, покажите, например, во время объявления приговора не только самого обвиняемого и его родственников, но и лица посторонних людей, конвоя или помощников прокурора. Если ваша тема - смертельные случаи в результате ДТП, дайте зрителям увидеть ужас на лицах подбежавших пешеходов, водителей, сотрудников ГАИ. Излишний натурализм, когда беспардонно демонстрируют тела жертв, при этом может только навредить. Представьте, что это касается ваших близких - и вам сразу станет понятно, что это как минимум бесчеловечно. Не забывайте про журналистскую этику. То же самое относится и к сценам похорон. Если нужно показать трагизм события, это не означает, что следует давать крупным планом лицо покойного. Всегда можно найти другие кадры, способные передать печальную атмосферу события. Особое внимание при подготовке ТВ-продуктов следует обращать и на закадровые тексты, при написании которых многие отечественные журналисты продолжают совершать одну и ту же ошибку. Тексты зачастую грешат длиннотами и написаны протокольным языком. Понятно, что авторы стремились рассказать как можно подробнее. Напрасно. Для этого на телевидении существует самое главное и незаменимое оружие - «картинка». Она и несет всю смысловую нагрузку. Назначение же закадрового текста - лишь дополнить эту картинку и дать информацию, которую трудно продемонстрировать видеорядом. Не забывайте: лучше один раз увидеть… Кроме того, продолжительные закадровые тексты утомляют и рассеивают внимание зрителей, которые не могут вернуться обратно и послушать текст еще раз. Поэтому принято разбивать закадровый текст на сегменты (в среднем по 20 секунд), давая аудитории возможность вникнуть в расследуемую проблему. Не следует забывать, что язык телевизионных материалов должен быть простым и понятным, ориентированным на рядового зрителя. Вместо слов «выйдя на заслуженный отдых после сорок лет работы учительницей, бабушка Маша переехала в этот дом и живет здесь одна двадцать лет» будет предпочтительнее сказать: «Бабушка Маша сорок лет проработала учительницей. Двадцать лет назад она вышла на пенсию. Переехала в этот дом. И с тех пор живет здесь одна». Еще лучший вариант - дать бабушке Маше самой рассказать о себе. Используйте вместо вашего закадрового текста ее слова, живую речь живого человека. А видеоряд лишь подтвердит ее историю. Помните, что приоритет всегда следует отдавать видеоряду. Зрители хотят увидеть историю, а не услышать ее, поэтому предпочтительнее отказаться от избытка слов и предложений в пользу видеоматериала. Хотя этот вариант приемлем для тех редакций, где используется нелинейный монтаж. Местные телевизионщики в большинстве случаев монтируют «под текст», то есть сначала записывают закадровый текст и синхроны, и только потом под них накладывают «картинки». Телевизионное, как и любое другое журналистское расследование, может уместиться в одну передачу, но также может представлять собой и серию программ. О том, будет ли продолжение или уже сегодня будут расставлены все точки над «i», зритель должен понять в самом начале. Форма продолжения может быть различной - это и комментарии, и дополнительные сюжеты, дискуссии или дебаты. Это могут быть другие отдельные программы и передачи. Главное, чтобы зрителю было ясно, что автор вернется к расследуемой проблеме еще не раз. Техническое отступление для телевизионщиков. Хотелось бы специально остановиться на очень важной проблеме - соответствии текста видеоряду. Сколько существует телевидение, столько же ведутся споры: что важнее - изображение («картинка») или текст. Важно и то, и другое. В идеале, включив в любой момент телевизор, зритель должен мгновенно понять, о чем репортаж, и найти для себя ответ на пять главных вопросов: кто-что-где-когда-почему. Иначе он тут же переключится на другой канал. Сегодня, когда темп жизни максимально ускоряется, считается роскошью тратить время на просмотр репортажа и при этом додумывать за автора сюжетную линию и искать ответы на основные вопросы. Правило «пяти вопросов» придумали газетчики. Многие телевизионщики усвоили это правило с четкостью ксерокса. Другими словами с видеорядом обращаются по принципу «клея и ножниц», как с кухонными обоями - просто режут и «лепят». Такие программы смотреть не обязательно, их можно просто слушать. В некоторых странах сюжеты делаются одновременно для радио и ТВ. Кыргызстан в этом смысле не исключение. В течение нескольких месяцев существовал проект, в котором закадровый текст использовался одновременно радио и ТВ-монтажками. Идеальной считается модель, и мы согласны с ней, когда звук и видео не могут существовать друг без друга. Иными словами: «Когда, закрыв глаза, вы ничего не поймете из услышанного, но без звука вам станет непонятной и «картинка». Они должны абсолютно соответствовать друг другу. Только в таком случае передачу можно считать удавшейся. В. Гончаров

Охотничьи «байки»

А ВОТ ЕЩЕ СЛУЧАЙ БЫЛ…

В эфире прозвучал в интервью одного из чиновников синхрон: "Ну, и оно, конечно, может быть, не совсем так, как иногда говорят - как-то вдруг, что-то такое, но в то же время есть результаты вот этой работы.» Наверное, редактор подумал: чем мудрее фраза, тем она значимее, и оставил все как есть, пропустив это «словотворчество» в эфир. Или еще один пример синхрона. Один из работников аэропорта на вопрос, как бороться с тошнотой во время полета, ответил: «Перед посадкой лучше не есть бобовые: фасоль, горох..., а если поели - заедать чесноком». Эти «перлы» редактор также вставил в сюжет. А это уже пример неудачного стендапа: «Дан старт подземному размножению картошки», или еще: «Массовое отравление сальмонеллезом произошло потому, что работники предприятия плохо мыли яйца!!!». Приведем для полноты картины и пример неудачного закадрового текста «Серые цапли стояли по колено в воде и зорким глазом выискивали в мутной жидкости микроорганизмы».

<< | >>
Источник: Гончаров В.В. Журналистское расследование: от замысла до воплощения. 2010

Еще по теме 4.1. Выбор жанра расследования. Построение композиции текста. Выдвижение гипотез и версий в расследовании и ответы на них. Структура расследовательских ТВ-материалов и сценарий телевизионного расследования.:

  1. Подготовка материалов для производства судебно-почерковедческой диагностической экспертизы при расследовании преступлений и рассмотрении дел в суде
  2. Глава 11. Предварительное расследование
  3. Часть II НАЧАЛО РАССЛЕДОВАНИЯ
  4. Глава 15. Окончание предварительного расследования
  5. Журналистские расследования
  6. § 5. Предварительное расследование
  7. Журналистское расследование
  8. Глава 14. Приостановление и возобновление предварительного расследования
  9. 14.1. Понятие приостановления предварительного расследования
  10. Как проводить расследования
  11. Расследование и учет несчастных случаев
  12. Организация журналистского расследования
  13. Порядок расследования случаев профессиональныхзаболеваний (отравлений)
  14. РАССЛЕДОВАНИЕ СЕРГЕЕВА
  15. Недопустимость разглашения данных предварительного расследования
  16. Основное расследование
  17. Опасности журналистского расследования