БРАК (MATRIMONIUM). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИК
Брак
Условия действительности брака в римском праве:
Семья образовывалась
Наихудший вариант брака в римском праве
Брак матримониум
Основным назначением брака было
Препятствия, которые могли возникать при заключении брака:
Соединение мужчины и женщины, объединение всей жизни и обращение в праве божеском и человеческом, «правильный брак».
- достижение брачного возраста;
- достижение половой зрелости;
- нахождение в здравом рассудке;
- согласие на брак (мужа и жены);
- воля, желание состоять в браке;
- привязанность и согласие, которые должны быть длительными, продолжающимися;
- наличие права на вступление в брак;
- наличие нерасторгнутого брака;
- невозможность брака между опекуном и подопечной;
- наличие агнатского родства, исключение — когнат- ского до 6-й степени.
посредством правильного, правомерного брака.
Брак замужней женщины с неженатым мужчиной, основное наказание несла женщина.
- постоянное сожительство мужчины и женщины с неизменно обоюдного согласия;
- постоянное сознание супругов, что их союз является браком;
- взаимная физическая зрелость;
- половая связь;
- постоянная совместная жизнь;
- ‘ согласие партнеров по браку.
Производить на свет законных детей, чтобы отец имел своих полноправных наследников.
- кровное родство;
- брак между двоюродным братом и сестрой;
- брак между дядей и воспитанницей;
- социальное неравенство;
Женщина[18] в браке
Законы императора Августа составили важнейший компонент его реформ, преследуя далеко идущие цели, прежде всего укрепления римской семьи (особенно внутри римского правящего класса) с помощью энергичных мер, касающихся брака.
Были такие предписания:
брак между сенатором и вольноотпущенной; предыдущий брак и религиозные различия (в юс- тиниановом праве).
была подчинена мужу; жила в его доме;
разделяла его общественное положение; только женщина подвергалась наказанию за неверность (но не муж).
римляне обязаны жить в браке с 25 до 60 лет (женщины — с 20 до 50) и иметь не меньше 3 (вольноотпущенники — 4) детей. Вдовы, вдовцы и разведенные должны были вступать в новый брак: вдовы в течение 2 лет, разведенные — в течение 18 месяцев;
запреты: свободнорожденные римские граждане не имели права вступать в «неподобающий» брак (с бесчестными женщинами), а сенаторы и их дети и внуки — также с вольноотпущенницами, артистками.
санкции: живущие согласно этому закону имели различные имущественные льготы (при занятии должностей). Браки, заключенные вопреки закону, считались недействительными.
Заключению брака предшествовал обряд, обручение[19], оно было не формальным, а просто началом совместной жизни супругов.
Во времена ранней Республики сторона, нарушившая обручение, взаимное обещание вступить в брак, обязана была возместить ущерб.
В классическую эпоху обручение ни к чему не обязывало. Как говорил Павел, непорядочно связывать узами договорного штрафа брак как будущий, так и уже заключенный.
В свою очередь, под влиянием христианства постклассическое право делало обручение все более обязывающим актом, и в конце концов его последствия во многих отношениях уподобились последствиям брака.
Для существования брака необходим был как фактический (совместная жизнь), так и волевой компонент (согласие).
Общая согласная воля супругов проявлялась уже во время некоторых традиционных обрядов при заключении брака, но главное — подтверждалась всем дальнейшим поведением супругов, которое не допускало никакого сомнения в том, что они рассматривали свои отношения как пожизненную моногамную семейную совместную жизнь.
Рожденные дети считались наследниками главы семьи.
Брак матримониум имел также многочисленные имущественно правовые последствия, существовала, хотя и ограниченная, взаимная алиментарная обязанность.
ПрекращенЬ^брака | — смерти; |
происходило ьТщучаях: | — отпадения одного из существенных реквизитов |
| (согласия); |
| — безвестного отсутствия; |
| — потери свободы; |
| — потери гражданства; |
| — какого-либо дополнительно возникшего препят |
| ствия. |
Два закона императора Августа внесли серьезные изменения в область брачного права, чтобы воспрепятствовать неподобающим бракам, необоснованным разводам, катастрофическому снижению рождаемости и общему распаду семьи. После строгих законов Августа о браке стал широко распространяться конкубинат[20], внебрачное сожительство.
Совершенно иной характер приобретал брак в постклассическую эпоху. Под влиянием христианского вероучения согласие супругов становилось лишь изначальным фактором, а матримониум все труднее расторжимым.
Юстинианово право было уже направлено на нерасторжимость брака, который каноническое право с X в. стало считать святыней.