§3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ)
Тесная связь государственного права с религией доказывается той важной ролью, которую играли в государственной жизни Рима жреческие коллегии. Так, коллегия авгуров путем гадания по внутренностям животных, по полету птиц, на основании различного рода знамений, «свидетельствовавших о воле богов», давала заключения о том, угодно или неугодно божеству такое- то государственное мероприятие. Находившиеся при римском войске гадатели докладывали консулу о результатах гадания. Если оно было неблагоприятным, консул должен был отказаться от активных действий. Председатель жреческой коллегии понтификов некогда имел даже право приговаривать за религиозные преступления к смерти. Следует при этом отметить, что и нарушение межи тоже считалось религиозным преступле- ниєм. Таким образом, укреплявшаяся частная собственность на землю получала санкцию и защиту со стороны патрицианской жреческой коллегии.
Что же касается коллегии фециалов, то ее жрецы ведали международными отношениями и, в частности, совершали акт объявления войны — бросали копье с окровавленным концом на территорию врага (формализм права).В древнейший период истории в Риме существовала царская власть. Исторические свидетельства о месте царей (rex) в системе управления крайне скупы. Поэтому об их положении и полномочиях трудно судить с полной уверенностью. Имеются указания на выборность царей. Их власть была ограничена народным собранием и советом старейшин. И хотя с течением времени полномочия царей расширяются, их все же нельзя считать абсолютными монархами по примеру правителей в странах Древнего Востока.
В современной зарубежной литературе вопрос о существовании монархии в раннем Риме не имеет однозначного решения. Так, У. Колли не видит существенной разницы между царской властью в восточных деспотиях, властью базилевса в Афинах и рекса в Риме3. Де Мартино, напротив, считает рекса лишь магистратом, которому федерация родов поручила осуществление военных и религиозных функций . В советской историко- правовой литературе преобладает взгляд, согласно которому в раннем Риме не было монархической формы государства («наименование периода — царский — отнюдь не связано с указанием на существование монархии»5). Круг полномочий римских царей — рексов — был довольно широким. Царь командовал вооруженными силами, был верховным жрецом, вершил суд, заключал международные договоры. В его руках были и ключи от хранилища казны. Царь избирался народным собранием, однако «в ряде случаев эти выборы являлись, вероятно, лишь формальными»6. «Исключительное положение царя, полнота власти, безусловное право приказа, — пишет С. Л. Утченко, — все эти прерогативы верховного властителя, которыми, очевидно, обладали последние римские цари... как и внешние знаки царского достоинства — пурпурное одеяние, трон из слоновой кости, свита ликторов, фасцы, опять-таки свидетельствуют об особом и исключительном положении его носителей»7.
В доказательство широты полномочий последних царей и исключительности их положенияС. Л. Утченко ссылается, в частности, на тот факт, что после уничтожения царской власти (империум) верховная власть с безусловным правом приказывать от имени всей общины (за исключением жреческих полномочий) перешла к высшим республиканским магистратам. Империум в ранней республике С. Л. Утченко считает «рудиментом централизованной монархической власти», по которому можно судить и о самой уже исчезнувшей царской власти8.
Выяснение связи форм и этапов в развитии государственно-правовой надстройки эксплуататорских общественно-экономических формаций не привлекало пока что достаточного внимания советских историков и юристов. Однако предположительные выводы в этой области уже имеются. Например, Ю. К. Колосовская считает, что формирование политической власти, как правило, происходит в виде ранних форм монархии, которые мы находим и в Греции, и в Риме, и в племенном мире9. Неразвитость экономической жизни, наличие общинных отношений, низкий уровень культуры, общественной активности — вот что породило в Риме такую форму государства, как царская власть.
После свержения царской власти в Риме устанавливается республика, во главе которой стали высшие магистраты в лице двух консулов и их заместителей, помощников — преторов. Постепенно появляются и другие магистраты (должностные лица). Важную роль в государственном управлении играл сенат, который, по образному выражению Цицерона, «держал в руках все государство». Властные полномочия осуществляли и народные собрания (куриатные, трибутные и центуриат- ные комиции).
Еще по теме §3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ):
- Социальный и государственный строй
- Лекция З ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РИМА В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ ( V -1 ВЕКА ДО Н. Э . )
- Лекция 4 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ PllKlA В ПЕРИОД ИМПЕРИИ (1-У ВЕКА Н. Э.)
- §3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ)
- §3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ)
- §3. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ)
- 1.2. Государственный строй
- 2.2. Государственный строй
- 4. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ СЕВЕРНОЙ ИНДИИ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 1 ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО П. Э.
- Общественный и государственный строй Ахеменидской державы.
- § 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
- § 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РУССКИХ КНЯЖЕСТВ ПЕРИОДА ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ
- § 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РОССИИ НАКАНУНЕ ПАДЕНИЯ САМОДЕРЖАВИЯ
- § 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИ РОССИИ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
- 6.3. Изменения в государственном и политическом строе империи. Опыт российского парламентаризма.