<<
>>

§4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО (ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ)

Наличие сословных делений — характерная черта раннеримского общества. На тесную связь классовых и сословных делений общества указывал В. И. Ленин. Сословие — категория социаль- но-юридическая, непосредственно выражающая правовое положение групп населения.
«Сословия, — писал В. И. Ленин, — предполагают деление общества на классы, будучи одной из форм классовых различий»10. Сословия — это такие социально-правовые группы, каждая из которых отличалась своим юридическим положением, определенными правами и обязанностями в обществе; в развитом, сложившемся виде сословия характеризовались наследственностью и относительной замкнутостью. Сословное деление населения преломлялось, фиксировалось и закреплялось в нормах права.

Принадлежность к сословиям определялась непосредственно рядом таких факторов, как отношение к господствующей религии, род занятий, племенным происхождением, имущественной состоятельностью, принадлежностью к победившему или побежденному народу и т. д.

В раннем Риме основным сословным делением свободных было деление на патрициев и плебеев.

Первоначально лишь патриции, полноправные члены римской общины, могли участвовать в народных собраниях, занимать государственные должности, быть субъектами всех имущественных правоотношений, вступать в квиритский брак.

Плебеи же находились вне родовой организации римского народа. В царский период они имели свою общинную организацию, во главе которой стояли плебейские должностные лица. По отношению к римскому народу плебеи рассматривались как чужеродный элемент. Поэтому им не доверялась служба в войске, они были лишены политических прав, до середины V века браки между патрициями и плебеями запрещались. Что особенно важно, плебеи не имели права на получение наделов из общественных земель (ager publicus). Правда, уже в ранний период у плебеев были небольшие участки земли, они приобрели гражданскую правоспособность, занимались ремеслами, торговлей.

В их среде ускоренно происходит имущественное расслоение, у богатой верхушки плебеев скапливаются значительные по тому времени материальные богатства. Плебеи сплоченно вступают в борьбу с патрициями за доступ к государственным должностям, получение земли из государственного фонда, требуют записи норм обычного права, разрешения вступать в браки с патрициями. В результа- те длительной и по временам острой борьбы плебеи добились уравнения прав с патрициями.

Постепенно в качестве нового сословного образования выделяется патрицианско-плебейская верхушка — нобилитет". Параллельно шло образование сословий сенаторов и всадников. Сенаторами были крупные землевладельцы и представители знати, получившие доступ в сенат. Всадническое сословие складывается из зажиточных, средних землевладельцев, а также из лиц, нажившихся на торговых и финансовых операциях (ростовщики, откупщики ит. п.). В некоторых случаях нобилями становились и всадники. Еще в IV в. до н. э. всадник за особые заслуги мог получить сенаторское звание. Привилегии нобилей состояли в основном в праве и реальной возможности занимать государственные должности, тем самым оказывать влияние на государственные дела. Законом Клавдия (220 г. до н. э.) сенаторам запрещалась какая бы то ни было коммерческая деятельность.

Все другие римские граждане, не вошедшие в состав сенаторского или всаднического сословий, стали называться плебеями12. Термин «плебей», таким образом, теряет свое первоначальное значение. Теперь им обозначали весьма обширный слой римского населения, основную часть которого составляли свободные мелкие собственники, обладавшие правоспособностью римских граждан (правом участия в народных собраниях, правом на получение государственной земли и т. п.).

К ограниченной в правах части свободного населения Рима принадлежали и клиенты. Они входили в состав больших римских семей, получали родовое имя своих покровителей. На них распространялась власть домовладыки, в случае неповиновения клиенты по решению суда могли быть обращены в рабство.

Клиент получал для обработки участок земли от патрона (который в свою очередь получил ее из ager publicus), передавал патрону часть получаемого дохода, сопровождал его в военном походе, обязан был оказывать «почтение» своему покровителю. Если клиент не оставлял завещания, то после смерти его имущество переходило к патрону. На положении клиентов сказывался и патриархальный характер их отношений с патроном. Последний обязан был оказывать покровительство своим клиентам, защищать их интересы от притязаний третьих лиц, представлять клиентов в суде. Если патрон прене- брегал своими обязанностями, то он подвергался религиозному осуждению. Тот патрон, который «причиняет вред своему клиенту, пусть будет предан богам подземным, т.е. проклятию» (Табл. VIII, 21). Возможно, что в различных формах институт клиентелы появился даже раньше рабовладения.

В особо приниженном правовом состоянии находились рабы. В раннем Риме правовое положение рабов вытекало из наличия так называемого домашнего, патриархального рабства, не являвшегося прямой основой производства, — раб на правах младшего члена включался в состав большой патриархальной семьи. Вместе с другими ее членами он участвовал в общих трапезах, его допускали к отправлению культа Ларов — покровителей фамилии. Религия освящала власть домовладыки над рабом, но вместе с тем и ограничивала ее рамками патриархальных обычаев и религиозных традиций. Убийство раба считалось нечестивым делом. За причинение увечья рабу, как и за нанесение телесных повреждений свободному, полагался штраф, разница была лишь в его размере (Табл. VIII, 3). Раб был обязан выполнять волю господина. Вместе с тем за ним еще признавалась некоторая, хотя и ограниченная, правоспособность. Если раб с ведома своего господина совершал мошенничество или какое-либо другое правонарушение, то иск вчинялся рабу, а не господину. «Законы XII таблиц, — писал Ульпиан, — желали, чтобы в таких делах рабы не повиновались господам» (Д.9,4,2,1). Господин мог отдать раба внаем, заложить, продать.

Но таким же правом домовладыка обладал и по отношению к другим членам фамилии, т. е. жене, детям. Отличительной особенностью фактического и правового положения раба было то, что власть домовладыки над ним была пожизненной. Раб обычно трудился под наблюдением других членов семьи и выполнял наиболее тяжелые работы13.

Следует также сказать о латинах и перегринах — группах населения, численность которых значительно увеличивается по мере расширения границ римского государства. Латинами первоначально, видимо, называли жителей Лациума, не включавшихся в состав римского народа. Они не обладали всей полнотой прав римских граждан, но могли от своего имени заключать на территории Рима сделки, выступать в суде, а в некоторых случаях им предоставлялось даже право голоса в народных собраниях и право вступать в брак с римлянами. Позже латинами стали называть жителей Италии и некоторых внеиталийских общин, получивших ограниченный объем прав, равный в общих чертах правам древних латин, а также право на самоуправление. Латины разных городов и областей наделялись неодинаковыми правами. Руководствуясь принципом «разделяй и властвуй» (divide et impera), римляне давали жителям покоренных местностей в одних случаях почти полный объем прав римских граждан, в других — крайне ограниченные права.

Перегринами именовали тех жителей захваченных вне Италии территорий, которые не получали ни прав граждан, ни прав латин, а также подданных иностранных государств, в частности иностранных купцов. Перегрины в принципе считались чужаками, на них не распространялось квиритское право, но это не означало, что они вовсе были лишены прав. Иностранные купцы могли совершать на территории Рима сделки при посредстве патрона из числа римских граждан. Жители захваченных территорий продолжали пользоваться своим местным правом, а затем получали защиту и в развившемся позднее преторском праве.

Сословная организация общества в истории римского права более полно представлена на первом этапе его развития (а также в постклассическом праве). В классическом праве вследствие развития товарного производства и высокой подвижности общественных отношений сословные деления ослабевают.

<< | >>
Источник: А. И. Косарев. Римское право. 1986

Еще по теме §4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО (ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ):

  1. § 3. Право как описание материальной сущности
  2. § 4. Юридическое лицо н правовой нигилизм
  3. Введение Предмет и задачи теории прав человека
  4. §4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО (ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ)
  5. §4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО (ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ)
  6. §4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРАВО (ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ)
  7. 1.1. Общественный строй. Правовое положение населения
  8. 2.1. Общественный строй. Правовое положение населения
  9. § 1. Неразрывная связь эволюции судейского права с процессом становления и развития романо-германского права
  10. 3.1. Определение права
  11. 10.5. Действие права. Правовое регулирование
  12. 11.3. Характеристика собственно юридических и социальных функций права
  13. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В.В. БИБИхИНА
  14. § 2. СТРУКТУРА ЕДИНОГО ПРЕДМЕТА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
  15. КОММЕНТАРИЙ ИЗБРАННЫХ МЕСТ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
  16. 4. Правовая культура
  17. § 3. Становление и развитие правовой системы в Российской Федерации
  18. Мораль и право