ЛЕГИСАКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
Явка ответчика в суд обеспечивалась истцом. Государственная власть в это дело ие вмешивалась.
Требовалось, чтобы в суд была доставлена и сама спориаи вещь. А если это невозможно, то хотя бы её символическое изображение. Если предметом спора была земли, то доставлилси кусок дёриа. Если спор шёл о строении, то приносился обломок колонны или балки. Истец и ответчик, оба с палками в руках (VINDICTA), идут к претору, где происходит судоговорение. Истец произносит формулу: "Я заявлию, что эта вещь принадлежит мие по праву квиритов, в доказательство чего я накладываю иа неё свою виидикту". Ои накладывает иа спорную вещь палку. Если ответчик ие возражал и молчал, то истец забирал вещь и тем дело кончалось. Но если ответчик возражал, то ои, в свою очередь, произносил формулу: "А и утверждаю, что эта вещь моя" и тоже накладывал иа спорный предмет свою виидикту. В этот момент вмешивалси претор и произносил: "Оставьте оба вещь! (MITTITE AMBO REM [!])", после чего судоговорение протекало в более спокойной обстановке. Истец спрашивал ответчика, по какой причине тот наложил свою виидикту, то есть почему ои утверждает, что вещь принадлежит ему. На это ответчик мог ответить как по существу, так и ограничиться простым заявлением, что ои осуществляет своё право. После этого стороны заключают друг с другом своеобразное судебное пари. Каждый из тнжущихси вносит определённую сумму денег (SACRAMEN- TUM) в качестве залога. Если затем частный судья, к которому претор иаправ- лил тажущихси для рассмотрении дела по существу, признавал чей-либо залог неугодным богам или несправедливым (NON IUSTUM), то проигравшая сторона лишалась ие только права на спорную вещь, ио и утрачивала залог. Размер залога определялся в зависимости от стоимости предмета. Если спориаи вещь стоила тысячу ассов, то сакрамеитум составлял пятьсот ассов. А если вещь была дешевле тысячи ассов, то сумма залога определялась в пятьдесят ассов. Первоначально эта сумма шла в кассу жрецов-поитификов, а позже в общегосударственную казну.Картина, описанная Гаем, позволяет прийти к таким выводам. Во-первых, древнейший гражданский процесс имеет две стадии: Производство у претора IN IURE и рассмотрение дела по существу у частного судьи IN IUDICIO. Во-вторых, в ведении процесса сторонам принадлежит широкая самостоятельность. Представитель государственной власти, претор, занимает в процессе сравнительно пассивное положение — его роль сводится к тому, что он произносит формулу "Оставьте оба вещь!" и назначает судью. В-третьих, активность сторон протекает в строго очерченных формах, это процесс формальный — он называется легисакционным процессом от слов ACTIO (действие, имеющее юридическое значение, осуществление права) и LEX (закон, которому должно соответствовать это действие). Так, по свидетельству Гая, если предъявлялся иск о порубке виноградных лоз, то нельзя было произносить слово VITES, а надо было сказать ARBORES, так как закон XII Таблиц говорит не о лозах, а о деревьях: "DE ARBORIBUS SUCCISIS". Ошибка в произнесении исковой формулы влекла за собой проигрыш процесса.
Надо заметить, что наличие в руках у тяжущихся виидикты, увесистой палки, свидетельствует о пережитках того времени, когда тяжущиеся решали вопрос о праве вооружённой борьбой где-нибудь иа спорном участке земли.
Претор в легисакционном процессе выступает не в качестве судьи, ибо он не судит, а в качестве носителя административной, полицейской власти. Первоначальная функция претора как магистрата состояла в том, чтобы наблюдать за порядком в городе Риме. Претор в данном случае регулирует самоуправство сторон, он даёт должное направление спору, посылая тяжущихся к частному судье. А такими частными судьями в ту пору были понтифики, то есть патрицианская коллегия. Следовательно, государственная власть направляет спор в такое русло, чтобы интересы патрициата были обеспечены.
Насчитывается в общей сложности пять форм легисакционного процесса.
Одну из них — LEGIS ACTIO PER SACRAMENTUM — мы только что рассмотрели. Необходимо ознакомится ещё с одной формой, а именно с LEGIS ACTIO PER MANUS INIECTIONEM, то есть с "процессом посредством наложения руки". Суть данной формы заключается в том, что кредитор обращает взыскание на личность должника.Если должник не мог уплатить кредитору определённую сумму, то последний приводил первого к претору, где произносил формулу: "Так как ты мне обречён за такую-то сумму, и ие уплатил миє, я накладываю иа теба руку". Сам должник ие мог освободиться от руки кредитора, это могло сделать третье лицо, какой-либо римский гражданин (VINDEX — заступник), который согласился бы выступить за должника или оспорить долг. Если VINDEX заявлял, что ои как поручитель обязываетса, что должник уплатит, то последний освобождался. Если же виндекс не находился, то кредитор отводил должника в свою домашнюю тюрьму, скажем, в чулан, заключал в оковы весом в 15 фунтов и кормил весьма умеренной пищей. В тюрьме должник содержалса 60 дней. В продолжение этого срока кредитор должен трижды выводить должника иа рыночную площадь и объявлять сумму долга, спрашивая, ие найдётся ли кого, кто пожелал бы выкупить должника. Если никто должника не выкупал, то кредитор имел право продать его в рабство и даже убить. Авл Геллий свидетельствует, что если кредиторов было много, то одно из постановлений XII Таблиц разрешало разрубить такого должника иа части. И если при этом отрежут больше или меньше, то за это кредиторы ие отвечают. Впрочем, некоторыми исследователями данная норма толкуетса ие как буквальное рассечение тела должника иа части, а как определённый порядок удовлетворенна требований кредиторов, если их было несколько.
Еще по теме ЛЕГИСАКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС:
- 1.1. Понятие и предмет римского права
- 2.1. Деление гражданского процесса
- ЛЕГИСАКЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС
- ФОРМУЛЯРНЫЙ ПРОЦЕСС
- ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
- § 7. СУД И ПРОЦЕСС
- § 7 СУД И ПРОЦЕСС
- § 18. Государственная защита прав 48.
- § 23. Производство in iure
- § 24. Производство in iudicio
- § 109. Зачет (compensatio) 336.