<<
>>

, Лекция 5 АРМИЯ И ВОЕННОЕ ПРАВО

Для уяснения особенностей римского военного строя, а равно и лучшего уяснения постепенно сложившихся норм военного права, следует усвоить содержание реформы Сервия Туллия, шестого по счёту римского царя (рекса), проведённой им в первой половине VI века до н.
э.

Сервий Туллий понимал, что господство патрициев не может в дальнейшем обеспечить безопасность римской общины. В целях укрепления её военной мощи необходимо было объединить две общины, создав римско-плебейское ополчение. Сервий Туллий разделил страну на 20 округов (триб): 4 трибы были городскими и 16 — сельскими. Но это были не старые племенные, а новые территориальные трибы. При таком территориальном делении не только члены римской, но и плебейской общины получили значение в государственной жизни.

Далее, все лица, способные носнть оружие, были разделены в зависимости от имуществеииого достатка на V классов или разрядов (CLASSIS). К первому классу были причислены те, кто имел состояние в 100 ООО ассов. Для последующих классов устанавливались такие цифры: II — 75 ООО ассов; III — 50 000; IV — 25 000; V—11 000. Каждый класс выставлял определённое число военных единиц (центурий), а именно: I — 80 пеших центурий плюс 18 конных; II — 22; III — 20; IV — 22; V — 30. Лица, не обладавшие имущественным цензом, составляли разрид пролетариев, который выставлял одну центурию. Каждому разраду присваивалось и определённое вооружение. Полным тяжелым вооружением обладал только первый класс (шлем, круглый щит, поножи, панцирь, меч и копьё). Вооружение других классов было более простым и дешёвым.

Центурии были не только войсковыми, но и политическими единицами, так как отныне народное собрание стало собираться по центуриям.

Каждая центурия обладала одним голосом, поэтому перевес в народном собрании был за первым классом, располагавшим 98 голосами из 193. В созданном новом собрании участвовали, наряду с членами римской общины, и плебеи.

В результате преобразований Сервия Туллия возникло римско-плебейское войско, была обеспечена возможность дальнейших захватнических войн и успешной защиты от вторжения тех же этрусков.

Неявка на призыв каралась:

1. Денежным штрафом. У Варрона по этому поводу имеется указание на то, что за неявку был назначен штраф в виде одного барана. Неясно, однако, назначался ли этот штраф за неявку на военную службу или за неявку вообще к исполнению каких- либо обязанностей. Основи 2.

Конфискацией имущества. 3.

Телесным наказанием. 4.

Продажей в рабство.

Освобождались от военной службы только при наступлении предельного возраста (46-60 лет), при физической неспособности к несению военной службы, или при завершении определённого законом количества походов. Далее, освобождение допускалось при принятии определённых должностей или жреческого сана, и, наконец, по постановлению сената в виде награды.

Кроме этого, в эпоху республики были уже временные и бессрочные отпуска.

Когда набор был окончен, приносилась присяга. Солдаты присягали, что их можно вести на любую войну, что они не покинут знамён легиона, не совершат ничего противозаконного и будут находиться всегда в повиновении консула.

Имелись также: a)

присяга знамени (SACRAMENTUM); b)

лагерная присяга, когда все находившиеся в лагере лица — свободные и рабы — клялись ничего не похищать, всё захваченное доставлять трибунам; c)

CONIURATIO — клятва не убегать, не покидать рядов войска. Такого рода обещание имело место при EVOCATIO, когда в ряды армии привлекались, ввиду грозящей опасности и те, кто обычно был избавлен от военной службы.

Во втором веке до н. э. вооруженные силы Рима состояли: 1)

из римских граждан, формировавшихся в легионы; 2)

из италийских союзников (SOCII); 3)

из вспомогательных отрядов, укомплектованных из жителей внеиталийских областей (AUXILIA).

Когда к концу эпохи республики SOCII получили гражданские права, то состав римского войска стал определяться двумя группами: римские граждане и наёмники.

Определяя численность легиона в 4 200 человек, можно прийти к выводу, что при наличии двух легионов и вспомогательных отрядов SOCII, а также AUXILIA следует исчислять личный состав вооруженных сил римской республики в 20-24 тысячи человек.

Командование такой армией возлагалось сначала, как известно, на консулов, а с образованием провинций — на наместников; с этого времени (до Суллы) консулы являлись командующими только в Италии.

При Сулле, (82-79 год до н. э.) они утратили IMPERIUM и могли иметь таковой в качества .проконсулов.

Все главнокомандующие имели при себе квестора и несколько легатов, которым во время сражения могло быть поручено командование отдельными частями. Равным образом и при диктаторе, кроме начальника конницы, состояли также несколько легатов. Если оба консула находились при армии, то они сменялись ежедневно в командовании.

В конце Республики армия становится постоянной. В 107 году до н. э. римский полководец Гай Марий стал допускать в неё всех желающих. Солдаты получают казённое вооружение и плату за службу. Последняя становится их профессией.

При Августе завершился процесс создания постоянного войска. Отныне армия окончательно становится профессиональной, благодаря закреплению принципа добровольности вступления в неё, продолжительным срокам службы и относительно высокому жалованью. Легионы, когорты и алы получили постоянные названия и нумерацию. Август и последующие императоры всячески старались насаждать и укреплять воинские традиции и дисциплину, культивировать в войске дух корпоративности. Отсюда широкая и детальная регламентация всех сторон быта, жизни и деятельности армии, приведшая к созданию особой отрасли римского публичного права — военного права (IUS MILITARE).

Верховное командование армией находилось в руках императора, которому был подчинён весь офицерский корпус римского войска. Высший и старший офицерский состав комплектовался из рядов сенаторского и всаднического сословий.

При Августе в качестве личной его охраны состояло 9 преторианских когорт (COHORTES PRAETORIAE) по 1000 человек в каждой. Воины этой преторианской гвардии рекрутировались исключительно из числа римских граждан-италиков и пользовались рядом привилегий. В отличие от легионеров, они служили не 20, а 16 лет, получали жалованье не 12 ООО сестерциев в год, а 20 000 и назывались "преторианцами". Впоследствии преторианцы принимали активное участие в дворцовых заговорах, устраняя одних императоров и выдвигая других.

Большое значение в императорскую эпоху имели так называемые вспомогательные войска (AUXILIA) рекрутировавшиеся за счёт провинциалов, то есть тех же галлов, германцев, фракийцев, иберов. Численность вспомогательных войск никогда не была ниже 50% состава всей римской армии.

В 31 г.

число римских легионов доходило до 70-75. Учитывая, что в каждом легионе насчитывалось 6 000 пехотинцев и 700 кавалеристов, можно определить общую численность армии в то время примерно в 500 000 человек. Содержание столь огромного войска было дорогим для римской казны, небезопасным для самого Августа, который по этой причине заметно сократил его.

Общая численность войск при Августе колебалась в пределах от 250 ООО до 300 000 человек. Из них половина служила в римских легионах, куда зачислялись только римские граждане, и половина — во вспомогательных войсках.

Уменьшение численности армии Август старался возместить приданием ей большей подвижности. Отсюда — строительство дорог стратегического характера. Численность войска лимитировалась как финансовыми, так и политическими причинами. Но, в общем, она была всегда довольно внушительной.

Огромное постоянное войско, состоввшее нз безземельного нталнйского пролетариата и реформированное Августом, оставалось решающей силой и в руках всех последующих императоров. Недаром Септимий Север (193-211) советовал своим детям: "Обогащайте солдат и презирайте остальное".

В период поздней империи в армии наблюдалось такое явление, как "варваризация". Это было следствие столкновения империи с варварской периферией. Уменьшилась численность легиона до 2000 человек и даже до 1000, вследствие чего легион стал более мобильным. Войско комплектуется почти целиком за счет рекрутчины. В армию привлекают отряды из "варваров" (BARBARES). Войско располагалось на границах (LIMITANEI). Но есть и подвижные части, составлявшие резерв и направлнемые на угрожаемые участки.

Легионеры наделялись рядом привилегий: A.

Запрещалось в качестве наказания по суду отдавать их на бой с дикими зверями, сечь розгами, ссылать в рудники и присуждать к принудительным работам. К ним не мог применяться такой способ смертной казни, как повешение, считавшийся позорным. Их не дозволялось пытать на допросах. B.

Ветераны платили налог с имущества и несли корабельную повинность, но освобождались от повинности по сооружению кораблей. C.

Ветераны по выслуге лет имели право приобретать земельные участки. Их доходы состояли из жалованья, наград от императора, земельных наделов. Воинам, уходящим в отставку (ветеранам), выплата пенсии производилась из особой военной кассы, основанной Августом в 6 году н. э. Эта касса пополнялась за счёт вновь введённого налога на наследство и за счет налога на куплю-продажу. Совокупность материальных благ составляла так называемое лагерное имущество, для которого был установлен особый правовой режим. В разряд лагерного пекулия входило также имущество, подаренное родителями и родственниками или полученное по наследству от товарища, павшего на поле сражения. Отец подвластного сына не имел никаких прав на лагерное имущество, которое считалось собственностью сына. Ещё Август издал закон, дозволявший сыну завещать лагерный пекулий по своему усмотрению. Этот закон был подтверждён Нервою (96-98 гг.) и Траяном (92-111 гг.). В период империи установилось правило, по которому солдат в походе мог завещать без каких бы то ни было формальностей. Он мог назначить себе наследника на время или под резолютивным условием. Солдатское завещание считалось действительным безотносительно к его форме. Требовалось лишь, чтобы завещатель ясно выразил свою волю. Как известно, воин до момента отставки не имел права вступать в законный брак (CONUBIUM). Если он был женат к моменту зачисления в армию, то брак расторгался. Императорскими LEGES DATAE тем солдатам, срок службы которых истёк, предоставлялось право вступать в юридически оформленный брак с прежней сожительницей (фактической женой).

Условия службы в армии были настолько тяжелы, что иа этой почве происходили брожения н восстания целых легионов, о чём повествует Тацит. К этому следует прибавить и то, что полководцы нередко использовали подчинённых им вониов в личных целях. Императоры, в связи с этим, пытались хотя бы для видимости ограничить эту практику. По словам юриста Штерна, "тот, кто сознаёт, что ои командует вооружёнными силами, должен самым строжайшим образом относиться к предоставлению отпусков, не позволять уводить за пределы провинции воинских лошадей, ие посылать легионеров на частные работы, на рыбную ловлю или охоту".

Императорские указы неоднократно напоминали старшим и высшим офицерам об их обязанностях.

В 16-м титуле 49 книги Дигест мы читаем: "К обязанностям (военного) трибуна или того, кто командует военным отрядом, относится: содержать легионеров в лагере, производить с инми учения, хранить ключи от ворот (лагеря), делать ночные обходы, присутствовать при раздаче легионерам продовольствия, проверять пнщу (легионеров), предупреждать злоупотребления при взвешивании (продовольствия), карать в пределах предоставленной им компетенции преступные деяния, присутствовать возможно чаще иа собраниях лагеря, принимать жалобы легноиеров, иметь надзор за больными". *

Подробно регламентировался вопрос об отставке. Существовали следующие виды отставки: а) почётная, которая давалась по выслуге полного срока службы; б) уважительная, которая давалась в тех случаях, когда военнослужащий объявлялся непригодным к дальнейшей военной службе вследствие болезни; в) порочащая, когда лицо увольнялось в отставку за совершенное им преступление. Уволенный из армии по последнему основанию не имел права оставаться в резиденции императора и в городе Риме, хотя бы он был уволен без указания в приказе порочащего его обстоятельства.

Много забот государству, особенно в периоды поздней республики н империи, доставляла дисциплина в войсках. В целях её поддержания солдат занимали различными работами. По словам Тацита, солдаты всегда устраивали возмущения и бунтовали, когда нм нечего было делать.

Римские императоры и командиры легионов пуще всего боялись праздности в войске. Отсюда — постоянные учения, походные марши, земляные и строительные работы. Это делалось также и с целью физической подготовки воинов, чему уделялось значительное внимание. Укреплению дисциплины служило и насаждение религиозной идеологии. Философ Сенека говорил, что "первейшей связью между солдатами является религия".

<< | >>
Источник: Е.А. СКРИПИЛЁВ. Основы римского црава. Конспект лекций. - 3-изд. - М.: ОСЬ-89. - 208 с.. 2003

Еще по теме , Лекция 5 АРМИЯ И ВОЕННОЕ ПРАВО:

  1. Тема семинарского занятия №15: Аграрное движение в Римской республике во второй половине 2 в. до н.э., римская армия и реформы братьев Гракхов.
  2. Лекция З ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РИМА В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ ( V -1 ВЕКА ДО Н. Э . )
  3. , Лекция 5 АРМИЯ И ВОЕННОЕ ПРАВО
  4. Лекция 6 ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ ВОИНОВ
  5. § 1. Понятие и генезис прав человека
  6. ВОЕННАЯ ШКОЛА ВАМПУ
  7. Лекция 4: Греция в архаический период и создание классического греческого полиса
  8. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В.В. БИБИхИНА
  9. Русская военная цензура в 1914—1917 годах
  10. ЛЕКЦИЯ I
  11. ЛЕКЦИЯ II