<<
>>

Лекция 2 ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА

Слово "источник" имеет много значений. В нашем случае под ним понимается способ или форма образования, то есть возникновения норм права. Сюда относятся: обычное право; законы; эдикты магистратов; деятельность юристов, под которой в первую очередь понимаются их толкования (INTERPRETATION постановления сената; императорские указы.
В таком порядке мы и рассмотрим эти источники.

Древнейшим источником права был обычай. Говорят ещё об обычном праве, в том смысле, что обычаи догосударственного периода получили санкцию государственной власти и стали поддерживаться принудительной силой государства, а через это они и становились правом. Обычное право это неписаное право, то есть это право, которое не фиксировалось. Обычное право — обычай — это юридическая норма, которая основана не на прямом велении или предписании государя или государственной власти, а на долговременном её применении, на частом её повторении. Обычное право именовалось по-разному: MORES MAIORUM (обычаи предков), USUS (обычная практика) и, в период империи, CONSUETUDO (обычай). По преданию, ещё в царский период некто Папирий (PAPIRIUS) произвёл запись обычаев, которая именовалась царскими законами (LEGES REGIAE). Эту запись именуют ещё IUS PAPIRIANUM. Но данная традиция или данное предание подвергается сомнению большинством историков права. Главное соображение состоит в том, что если бы существовало обширное законодательство периода царей, то становятся беспредметными жалобы плебеев на отсутствие писаного права. Издание законов XII Таблиц как раз и было вызвано борьбой плебса за писаное право.

Законы XII Таблиц — LEGES DUODECIM TABULARUM — один из наиболее ранних источников римского права, обыкновенно датируемый 451-450 годами до н.э. У самих римлян XII Таблиц пользовались большой популярностью. Историк Тит Ливий называл XII Таблиц источником всего частного и публичного права: "FONS OMNIS PUBLICI PRIVATIQUE IURIS".

По словам Цицерона, "Для всякого, кто ищет основ и источников права, одна небольшая книжица законов XII таблиц, весом своего авторитета и объёмом пользы, воистину превосходит все библиотеки философов". По его же свидетельству, он, в молодости, как и другие школьники, "заучивал XII таблиц наизусть как «необходимую песнь»". Многие римские юристы в течение всего периода республики комментировали текст XII Таблиц. Не утратили интереса к нему и юристы императорского периода.

Согласно траднцнн, в 462 году до н. э. плебеи потребовали назначить комиссию для составления писаных законов. В 454 году до н. э. Рим отправил посольство в составе трёх патрициев в Афины для изучения законов Солона. В 451 году до н. э. образуется комнссвя нз десяти патрициев, которая начертала законы на деснтн таблицах. В 450 году до и. э. образуется новая комиссия, пять патрициев и пять плебеев, которая добавила ещё две таблицы.

Если один исследователи доверяют известию о посольстве в Грецию, то другие сомневаются в этом. По их мнению, посольство направлялось лишь в Великую Грецию (MAGNA GRAECIA), то есть греческие колонии на юге Италии. Против посольства в Афины говорит, в частности, то обстоятельство, что у римлян эпохи XII Таблиц ещё не было флота, на котором можно было бы совершить столь длительное путешествие. Кроме того, не только римские писатели более раннего периода, но и греческие авторы, молчат о факте такого посольства.

В конечном счете, надо признать, что в XII Таблицах отразилось римское национальное право. Если греческое влияние и имело место, то оно не носило определяющего характера. Таблицы (TABULA), по-видимому, представляли собой деревянные доски, а возможно и бронзовые или мраморные, выставленные у входа в сенатскую курию. XII Таблиц в подлинном виде до нас не дошли. Они, как повествует традиция, сгорели в 390 году до н. э. во время нашествия Галлов на Рим (вести о "галльском пожаре" также подвергаются сомнению рядом учёных). Затем таблицы по распоряжению сената были восстановлены.

Этот юридический памятник сохранился только в скудных и не ясных по смыслу отрывках, числом более ста, которые мы встречаем у позднейших римских и греческих авторов (Ливия, Геллия, Цицерона, Гая, Тацита, и других). Отдельные положения из XII Таблиц встречаются в их сочинениях либо в кратких выдержках, либо в свободном пересказе. Чаще же всего античные авторы ограничиваются указанием, что в XII Таблицах предусматривалось такое-то решение определённого юридического вопроса.

Таким образом, по меткому выражению исследователя XII Таблиц И.ИЛковкина, "науке приходится иметь дело с безнадёжно рассыпавшимся памятником". Следовательно, ни текст, ни система XII Таблиц, усвоенные современной наукой, и опубликованные в книгах по истории римского права, не могут считаться тождественными тексту и системе этого памятника в момент его возникновения.

В XII Таблицах правовые нормы носят, как правило, не казуистический, а общий характер, то есть они регулируют типические отношения. Юридические правила носят светский, а не сакральный характер. Хотя XII Таблиц не охватывают всего римского права, в них предусмотрен порядок судопроизводства, имеются нормы гражданского и уголовного права, в частности, они содержат юридические тексты о торговле, о наследовании, о неоплатных должниках, о преступлениях против личности и против собственности, о лжесвидетельстве, волшебстве и тому подобном. Есть и административно- полицейские нормы, как, например, о порядке погребения и прочее. Уже при беглом знакомстве с XII Таблицами, бросается в глаза двоякий характер содержащихся в них предписаний. Одни нормы, относящиеся к уголовному праву, весьма суровы, например, правило Талиона (IUS TALIONIS — право возмездия, по силе равного преступлению), дозволявшее сломать кость тому, кто сам сломал кость свободному человеку. Сурово каралась ворожба. Другие нормы носили более мягкий, если можно так выразиться, либеральный характер. За тот же перелом кости у свободного человека можно было отделаться денежным штрафом.

Здесь возможны различные объяснения. По-видимому, нормы второго рода отражали новые общественные отношения. Они более позднего происхождения — результат каких-то вставок и переделок. Другое объяснение таково. Есть те или иные основания рассматривать XII Таблиц как своего рода договор между римской (POPULUS ROMANUS) и плебейской общинами. При таком подходе более архаичные нормы следует считать "патрицианскими", с плебеями же увязывать более развитую систему норм. Договорный характер носят нормы: "патрон, обманувший клиента, да будет проклят" или "привилегий пусть не испрашивают", сюда же мы отнесли бы правило "о тридцати льготных днях" для должника. Наконец, того же происхождения правило, гласящее, что нельзя казнить свободного человека без санкции народного собрания — Центуриатных комиций.

В западноевропейской романистической литературе в конце XIX и начале XX веков поивнлось течение, отрицающее подлинность XII Таблиц и относищее возникновение этого правового памятника не к середине питого века до н. э., а к началу третьего или даже к началу второго века до н. э. Однако, мнение тех авторов, которые подвергли сомнению датировку XII Таблиц, встретило энергичное возражение у ряда иностранных и русских романистов.

Их доводы сводятси к следующему: 1.

Язык XII Таблиц отлнчаетси архаичностью. Некоторые выражении не были понятны Сексту Элню Пету (начало II века до н. э.), автору IUS AELIANUM (III век дон. э.). Сомнительно поэтому, чтобы законы XII Таблиц ивлялнсь позднейшей подделкой. 2.

В законах говорится о продаже неоплатного должника за пределы римских владений, граница которых проходила в то время по реке (VENDITIO TRANS TIBERIM). Между тем, к трёхсотому году Тибр уже не являлси границей римского государства. 3.

Правовые институты, регулируемые таблицами, крайне древнего происхождения. Например, узаконение принципа Тал нона: "Око — за око, зуб — за зуб". 4.

С мнением тех, кто отрицает историчность законодательства XII Таблиц, не согласуются многие законы более позднего происхождения, которыми изменялись н отменялись отдельные правила XII Таблиц, в частности, закон Аквилия III века до н.

э., закон Фурия I века до и. э.

К источникам римского частного права, следует отнести и некоторые постановления сената (SENATUS CONSULTA). Сюда относятся: SENATUS CONSULTUM MACEDONIANUM, I века н. э., которым отменялась исковая защита договоров займа подвластного сына; SENATUS CONSULTUM VELLEIANUM, I век н. э., которым объявлялось недействительным вступление женщины в чужой долг.

Хотя законодательная деятельность народного собрания распространялась главным образом на область публичного права, некоторые законы относились к частному праву. Имеются ввиду: закон Пе- телия (LEX POETELIA) IV века до н. э., отменивший продажу в рабство, а, возможно, и убийство неоплатного должника; закон Аквилия (LEX AQUILIA) III века до н. э., в котором устанавливались новые правила об ответственности за уничтожение и повреждение чужих вещей; (LEX FALCIDIA) 1 век до н. э., об ограничении завещательных отказов.

К важнейшим источникам римского права относятся эдикты магистратов (EDICTA MAGISTRATUUM. Слово "эдикт" пошло от "DICO" — "говорю"). Римские юристы издавали те или иные постановления, предписания или общие правила поведения. Делали они это в силу принадлежавшего им империя (IMPERIUM), то есть высшей власти. На первое место здесь выдвигаются эдикты преторов — городского и по делам иностранцев. На основании распоряжений претора периода поздней республики сложилось так называемое "преторское право" — IUS HONORARIUM. Римские юристы именовали эдикт претора живым голосом цивильного права. Магистрата же они именовали говорящим законом, а закон — немым магистратом. Папиниан говорил о преторах, что они помогают применять римское право, восполняют его пробелы, исправляют цивильное право. Необходимо подчеркнуть правотворческую роль претора, который по существу творил новые нормы права, ибо он мог дать исковую защиту, а мог и не дать. Вначале эдикт существовал в устной форме, а затем — в письменной.

Остатки подобных эдиктов дошли до нас: "Я дам защиту тому, кто заключил договор без обмана, насилии и иных неправильных действий", "Если капитан корабля или хозяин гостиницы, взявшие у путешественника вещи иа сохранение, ие возвратит их, то и дам против них иск", "Если кто-нибудь даст вещь в ссуду (безвозмездное пользование), то я дам ему иск (для возврата вещи)", "Если из какого-нибудь здания будет что-либо выброшено или вылито в такое место, где проходит или останавливается публика, то я дам против обитателя этого здания иск вдвое, сравнительно с причинённым ущербом" и т.

п.

В конце республики эдикт уже обязателен для претора; претор связан собственным эдиктом. Костяк эдикта — то есть его части, которые оказались устойчивыми и повторялись в эдикте вновь избранного магистрата, а затем и преемника этого последнего, — именовались EDICTUM TRALATICIUM. До поры до времени, эдикт, в соответствии с нуждами товарооборота, развивался. Но в период принципата, поскольку основные типы исковых формул уже сложились, преторский эдикт окостеневает. Около 130 года н. э., по повелению императора Адриана (117-138), юрист Юлиан обобщил преторский эдикт. Получился "постоянный (вечный) эдикт" — EDICTUM

PERPETUUM, который, впрочем, до нас не дошёл. Попутно отметим, что эдикты издавались и курульными эдилами (AEDILES CURULES), ведавшими торговой юрисдикцией. Один из таких эдиктов гласил: "Кто продаёт RES MANCIPI (рабов, скот), должен ставить покупателей в известность, какой болезнью или каким пороком страдает продаваемая вещь, является ли раб беглым, или бродягой, или подлежащим нокзальной ответственности (ACTIONES NOXALES), которой он ещё не понёс; всё это продавцы должны объявлять откровенно и правильно при продаже RES MANCIPI. Если какая-нибудь из RES MANCIPI продана вопреки этому правилу или вопреки тому, что было указано или обещано при продаже, то, по заявлению соответствующей претензии, мы дадим покупателю и всем, кого это касается, иск в том, чтобы купленная вещь была направлена продавцу".

Однако, по значению регулируемых вопросов преторский эдикт, сравнительно с эдиктом курульного эдила, был более важным.

<< | >>
Источник: Е.А. СКРИПИЛЁВ. Основы римского црава. Конспект лекций. - 3-изд. - М.: ОСЬ-89. - 208 с.. 2003

Еще по теме Лекция 2 ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА:

  1. Тема семинарского занятия №15: Аграрное движение в Римской республике во второй половине 2 в. до н.э., римская армия и реформы братьев Гракхов.
  2. 1.3. Из истории становления права какучебной дисциплины
  3. 2.1. Основные методы обучения праву
  4. § 3. Предмет исследования тюркского права
  5. ПРЕДИСЛОВИЕ
  6. Лекция 1 ЗНАЧЕНИЕ РИМСКОГО ПРАВА В ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
  7. Лекция 2 ИСТОЧНИКИ РИМСКОГО ПРАВА
  8. Лекция З ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ РИМА В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ ( V -1 ВЕКА ДО Н. Э . )
  9. Лекция 10 ЛИЦА, ПРАВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ
  10. Лекция 17 ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ
  11. Лекция 5 Определяющие понятия конституционного права
  12. Лекция 7 Общие понятия гражданского права
  13. Предисловие
  14. учебники, источники и хрестоматии Общие руководства
  15. 2.2. Русская цивилистическая наука и культурное наследие римского права
  16. Персоналии римских юристов, императоров