<<
>>

Лекция 10 ЛИЦА, ПРАВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ

Полноправный римский гражданин обозначался термином "Лицо" (PERSONA). Только он был носителем прав и обязанностей. Способность члена общества обладать правами, быть субъектом гражданского права именуется правоспособностью.
Римские юристы обозначали правоспособность термином CAPUT. Способность же лица своими действиями осуществлять принадлежащее ему право, самостоятельно распоряжаться своими правами называется дееспособностью. Не были дееспособны, например, малолетние и умалишённые. Их волеизъявления не имели юридического значения. Правоспособность — это есть способность лица участвовать в обороте в качестве управомоченной или обязанной стороны, способность выступать в какой-то обменной сделке в качестве товаро- хозяина или товаровладельца. Полная правоспособность включала в себя три статуса или состояния:

A. STATUS LIBERTATIS — состояние свободы. С этой точки зрения различались: свободные и рабы; JB. STATUS CrVITATIS — состояние гражданства (различались римские граждане и другие свободные лица — латины, пере- грины);

С. STATUS FAMILIAE — различались самостоятельные отцы семейств (PERSONAE SUI IURIS) и подвластные им лица (PERSONАЕ ALffiNI IURIS).

Полноправные римские граждане имели право вступления в квиритский брак (IUS CONUBII), обладали имущественной и гражданской правоспособностью (IUS COMMERCII), то есть могли приобретать собственность и совершать имущественные сделки, обращаться в суд для защиты своиХТшущественных интересов, имели право голоса в народном собрании (IUS SUFFRAGII), имели право на замещение государственных должностей (IUS HONORUM). Лицо могло быть ограничено в своей правоспособности. Ограничение правоспособности имело место уже в первый период истории римского права в отношениях между мужем и женой, между отцом и детьми. И жена и дети по старому цивильному праву ничего не могли приобретать для себя — всё имущество или деньги, ими приобретённые, считались собственностью домовладыки (PATER FAMILI- AS).

В более поздний период то или иное лицо (свободное) могло быть умалено в гражданской правоспособности. Такое умаление именовалось CAPITIS DEMINUTIO. Оно могло быть максимальным — CAPITIS DEMINUTIO MAXIMA, средним — CAPITIS DEMINUTIO MEDIAE и минимальным — CAPITIS DEMINUTIO MINIMA. В первом случае речь идёт об утрате человеком свободы по причине пленения врагом или в силу обращения в рабство за тяжкое преступление (SERVUS POENAE). Лишались статуса свободы и лицо, добровольно продавшее себя в рабство, и женщина, вступившая в связь с рабом. Лица, подвергшиеся максимальному ограничению правоспособности, утрачивали все личные и имущественные права.

Во втором случае лицо сохраняло свободу, но утрачивало права римского гражданина по причине изгнания или ссылки. В третьем — лицо утрачивало связь со своей прежней семьёй, сохраняя свободу и гражданство.

ЛАТИНЫ. На территории Италии, а затем и вне её, в римских провинциях, проживала такая часть населения, как латины (LATINI). Вначале латинами именовались древнейшие жители Лациума (LATINII VETERES) и их потомство. После того, как в I веке до н. э., римское гражданство было распространено на всю Италию, латинами считалось население вне италийских общин или даже провинций. Латинами были и жители Римских колоний (LATINII COLONIARII). Правое положение Латина (LATINITAS) приобреталось: в силу рождения, присвоения этого положения актом государственной власти, добровольным переходом Римского гражданина в разряд LATINI в целях приобретения земель, раздаваемых населению колоний, освобождения из рабства господином, латином или римлянином. Латины во время нахождения в Риме могли участвовать в народных собраниях (IUS SUFFRAGII), они обладали IUS COMMERCII, а некоторые — IUS CONUBII. Латины сравнительно легко могли приобретать права Римского гражданина в силу общих актов римского государства или в силу специальных актов государства.

ПЕРЕГРИНЫ. На территории Рима обитало немалое число иностранцев (PEREGRINI). Они вступали в те или иные имущественные отношения с римскими гражданами, но так как они не пользовались их правами, то и были лишены правовой защиты.

Поэтому они искали себе покровителя или защитника — патрона (PATRONUS) из числа римских граждан. Какое-то время они жили по праву того государства, гражданами которого они были. В 242 году до н. э. была учреждена должность претора по делам иностранцев (PRAETOR PEREGRINUS), который разбирал споры между римлянами и иностранцами или между иностранцами. На этой почве и выработалось так называемое IUS GENTIUM (право народов). Перегрин не был рабом, но не был и римским гражданином. Не обладал он, естественно, и политическими правами. Хотя перегрины не только в эпоху республики, но, отчасти, и во времена империи правоспособностью не обладали, экономические процессы, протекавшие в недрах римской империи, привели к отмене такого положения. Источниками перегринства были: рождение от брака с перегрином, присуждение судом к такому наказанию, как AQUAE ЕТ IGNIS INTERDICTIO ( "лишение воды и огня" — применялось в период республики), присуждение к высылке (применялось в период империи). Перегрины могли становиться римскими гражданами: в силу закона, в награду за услуги, оказанные государству, в силу специального акта власти.

РАБЫ. Обратимся теперь к правовому положению рабов. Рабство в своём развитии прошло две стадии: патриархальное рабство и античное рабство. Характерными чертами патриархального рабства является то, что рабы в это время не многочисленны. Они трудятся в основном в домашнем хозяйстве- господина и являются как бы низшими членами семьи (FAMILIA). В земледелии применялся главным образом труд свободных. Численность рабов не могла быть особенно значительной в связи с небольшими земельными наделами римлян. В ремесле труд рабов также не имел большого распространения.

Основным источником рабства являлась война. Рабами становились военнопленные, нередко даже члены родственных Риму латинских племён. Вторым источником рабства была долговая кабала. Рабами становились свободные ранее граждане, ставшие неоплатными должниками. Незначительную роль в первый период развития римского права играл такой источник рабства, как рождение от рабыни. Кроме того, некоторых свободных обращали в рабство за преступления. Это было уголовное рабство. Рабов приобретали и за деньги, то есть путём купли-продажи. Как общая тенденция, должно быть отмечено постепенное увеличение числа рабов. Развивается торговля рабами. В середине IV века до н. э. был установлен налог на отпуск рабов на волю. По свидетельству Тита Ливия, консул Гней Манлий в лагере под Сутрием небывалым способом провел в трибутных комициях закон об уплате 5% каждым, кого отпускают на волю.

Завоевательные войны III века до н. э., в первую очередь Пунические и Македонские, ознаменовались резким увеличением количества рабов, труд которых становится прямой основой производства. Рабство переходит в новую фазу — становиться античным. В отличие от Греции, где рабы использовались главным образом в мастерских, в Риме рабский труд не нашёл широкого применения в промышленности. Так как Италия была страной аграрной, рабы трудились здесь преимущественно в качестве сельскохозяйственных рабочих. Благодаря всё более увеличивающемуся притоку рабов, рабский труд становится очень дешёвым. Создавшаяся в Сицилии громадная хлебная фабрика была целиком основана на рабском труде. Рабы имеются теперь в каждом крупном имении. Они исчисляются сотнями и тысячами. Наряду с рабами, работающими на плантациях, появляются рабы домашние, обслуживающие господ — челядь, то есть непроизводительные массы рабов. Здесь их значительно больше, чем в Афинах. Каждый рабовладелец имеет рабов в домашнем хозяйстве. В Риме нередко можно было наблюдать, как рабы, восемь человек, несут на носилках своего господина, а девятый раб — номенклатор, называет господину имена встречных, чтобы тот мог с ними здороваться. Во втором веке до н. э. рабы используются даже в качестве мелких государственных служащих, одним словом, они проникают во все поры хозяйственной и иной деятельности государства.

В таком источнике, как сочинение рабовладельца II века Катона Старшего (234-149) "О земледелии (DE AGRICULTURA)" содержится поучение землевладельцам, как вести сельское хозяйство. Даютси советы, относящиеся к домашнему быту, способам эксплуатации рабского труда. Катон советует заводить имение поближе к морю или к реке, чтобы легче было сбывать продукцию своего хозяйства. В имении следует культивировать главным образом виноград н оливку, то есть технические культуры. Хлеб занимает в этом хозий- ства скромное место. Он сеетси в размерах, достаточных дли рабов имении, н продаётся только в том случае, если остаётси излишек, чтобы ничего не пропадало даром. Суть поучений такова: "Покупай как можно меньше; продавай как можно больше". "Домовладыке следует быть продавцом, а не покупщиком, — указывает он. — Имение следует обрабатывать с помощью рабов, прн нх покупке проявлять осторожность, стараясь купить нх здоровыми". Надо следить, чтобы они никогда не пребывали в праздности, но всегда работали. Раб должен работать или спать — полагает Катон. — Надо всегда знать образ мыслей раба. Постоянные занятии рабов какнмн-лнбо делом помогают отклонить их от преступлений и кражи. Если раб болей, то следует уменьшить ему порцию пищи. Состарившихся или болезненных рабов надо продавать, наряду со старыми повозками или негодным железом. На время уборки урожая Катои советует нанимать дополнительно или безземельных батраков, или мелких крестьян соседей.

Что касается юридического положения рабов, они всегда считались вещами — SERVI RES SUNT, то есть рабы суть вещи. Этот принцип римского права имел силу уже в древнейший период, хотя тогда он, может, и не достаточно сознавался, и не был, вероятно, сформулирован с такой чёткостью, как в период действия претор- ского права. Раб не считался субъектом права. Он был его объектом — SERVI PRO NULLIS HABENTUR (не признаются лицами). Поэтому они не могли служить в армии и не платили налога. Раб не имел права на создание семьи. Если своими действиями раб наносил ущерб третьим лицам, то господин мог выдать его потерпевшему, в порядке так называемого нокзального иска, ACTIONES NOXALES (иски о возмещении ущерба). Но, тем самым, господин как бы ограничивал пределы и размеры собственной ответственности за действия раба. Господин был вправе наказывать раба, вплоть до лишения жизни — IUS УГГАЕ AC NECIS. Что касается имущественного положения раба, то всякая вещь, находившаяся в его обладании, считалась принадлежащей господину. Нередко господин предоставлял рабу небольшой земельный участок, скот или мастерскую, даже других рабов, под условием уплаты рабом какого-то оброка. Такое имущество, вверенное господином рабу, именовалось пекулием (PECULIUM). Господин мог в любой момент отобрать пекулий. Для того, чтобы уплатить оброк, раб должен был что-то продавать со своего участка. Поэтому римское право начинает признавать за действиями раба известную юридическую силу. Рабы нередко совершали сделки в качестве судоводителей и капитанов. Конечно, выгоды от таких сделок получал господин раба. Убыток также ложился на господина. Стали допускать даже иски рабов к господам (ACTIO DE PECULIO), в пределах стоимости пекулия. Государственные же рабы получили право распоряжаться по завещанию половиной предоставленного им пекулия.

Положение рабов во все времена римской истории было тяжёлым. Неудивительно поэтому, что рабы оказывали сопротивление своим господам сперва в скрытых формах, путём порчи и ломки орудий труда, а затем путём побегов, убийств своих хозяев и даже вооружённых восстаний, которые сурово подавлялись. Некоторые законы и сенатусконсульты носили явно террористический характер. Ещё во времена республики был принят закон, по которому, в случае убийства господина, все рабы, находившиеся в доме, приговаривались к смертной казни. В 10 году н. э. сенат подтвердил этот закон. Позднее юрист Ульпиан так комментировал данное постановление сената: "Так как не может быть в безопасности ни один дом, если рабы под страхом смерти не будут вынуждены охранять господ от опасности, угрожающей их жизни как со стороны домашних, так и со стороны посторонних, то введены были сенатские постановления о предании казни рабов убитых господ".

В первом веке и. э. (по одним данным в 54 году, по другим в 61 году) некий раб убил своего господина — префекта (градоначальника) города Рима, Педа- иия Секунда. Городские низы пришли в возбуждение. Они хотели защитить большое число невинных людей, которым грозила смертная казнь. Дело дошло до сената, в котором также раздавались отдельные голоса против смертной казни. Однако большинство поддержало сенатора Гая Кассии, который в своей пространной речи, с требованием казни всех рабов, говорил: "Наши предки относились недоверчиво к рабам даже в те времена, когда рождённый в доме или имении своего господина раб, с самого своего появлении иа свет, приучалси любить его, ио теперь, когда у нас в качестве рабов появились целые племена, из которых каждый имеет свои особые обычаи и своих богов, а некоторые совсем ие зиают их, ничем уже кроме страха ие удержишь сброда в повиновении". Было казиеио 400 рабов. Сенатским постановлением 57 года определилось, что, в случае убийства господина, казни подлежат и те рабы, которые по завещанию должны были получить свободу.

Всё же, общая тенденция заключалась в установлении сравнительно терпимого отношения к рабам. В период империи наблюдается более активное вмешательство государства в отношения между господами и рабами. Некоторые императорские законы в какой-то мере смягчали личное положение рабов.

Император Клавдий (41-54) постановил, что если господии выбросит своих больных рабов иа остров Эскулапа, то такие рабы становится свободными. Согласно его же указу, убийство больного раба следует рассматривать как преступление. Некоторыми законами предписывалось, что решение вопроса о том, подлежит ли раб смертной казни, входит ие в компетенцию его господина, а в компетенцию органов государственной власти. Закон Петроиия 61 года и. э. установил, что господа по своему усмотрению ие могут отдавать рабов в гладиаторы иа сражение с дикими зверями. Этот вид наказании мог налагать только суд по жалобе господина. Известен случай, когда по указу Адриана одна женщина была отправлена в ссылку за жестокое обхождение с рабами. Рескрипт Антонина Пия 159 г. предписывал, чтобы господина, раб которого спасался от преследования своего хозиина в храме или у статуи императора, претор либо наместник провинции, иа основе жалобы раба, заставил продать раба другому хозяину. В случае беспричинного убийства (SINE CAUSA) господином своего раба, ои подвергало! уголовной ответственности, как за убийство чужого раба. Но ведь за убийство чужого раба господии отвечал, как за повреждение чужой вещи. Если же ои убьёт собственного раба, то кто предъявит к нему иск? И перед кем ои будет отвечать? Дальше пошёл в этом отношении Константин, который законом 319 года приравнивал убийство раба к человекоубийству: "Если господин подвергнет раба бичеванию розгами, или плетьми, или заключит его в оковы, — гласил закон, — ему не может быть предъявлено обвинение в убийстве раба, однако ои не должен пользоваться своим правом неумеренно, ои должен быть признан виновным в убийстве, если ои по свей воле убьёт раба ударом дубинки, или камнем, или несомненно при- чиииет ему смертельную раиу оружием или прикажет повесить его в петле, или, отдав ужасный приказ, поручит сбросить с высоты, или отравит, или разорвёт его тело публичными пыткамн, когда когти диких зверей рассекают бока, или поднесённый огонь сжигает члены".

Однако, трудно сказать, как все эти законы, сами по себе благоприятные для раба, применялись на практике.

ВОЛЬНООТПУЩЕННИКИ (LIBERTINI). Отпущенные своими господами на волю рабы именовались LIBERTINI — вольноотпущенниками. Совокупность таких лиц можно считать особым сословием. В древнейший период не существовало каких-либо ограничений в деле освобождения рабов. Но в период поздней республики и ранней империи, когда численность рабов заметно уменьшается, усиливается контроль государства в этой области.

Законом Элия Сенция 4 года н. э. господин, не достигший двадцати лет, был вправе освободить своих рабов только при наличии должных оснований. Это доказывалось перед особой комиссией (DE CAUSIS LIBERALIBUS). Если рабу не исполнилось 30 лет, то требовалось разрешения той же комиссии. Закон объявлял недействительным отпущение на волю, сделанное во вред кредиторам (IN FRAUDEM CREDITORUM) в предвидении несостоятельности отпускающего на волю. Рабы, наказанные по суду за более тяжёлые преступления, в случае их последующего освобождения, становились PEREGRINI DEDITICII и выселялись из Рима. Следовательно, свободными гражданами они не делались. Законом запрещалось отпускать по завещанию всех рабов.

Если у господина было трое рабов, то можно было отпустить двух; при количестве рабов от 4 до 10 дозволялось отпустить половину; при числе от 10 до 30 разрешалось отпустить треть рабов; при числе 30-100 допускалось отпущение четверти рабов; при 100-500 — пятую часть. Но ни в коем случае не разрешалось отпустить более 100 рабов.

Имелись следующие формы отпущения на волю рабов: a)

MANUMISSIO VINDICTA или отпущение с использованием судебной процедуры. Кто-либо, чаще всего ликтор, выступавший в роли "защитника свободы" (ASSERTOR IN LIBERTATEM), объявляет перед претором, что раб свободен и налагает на него VINDICTA. После этого господин раба заявляет, что он согласен отпустить его на волю, и, в свою очередь, налагает виндикту. Претор же подтверждает решение собственника раба. Так как в данном случае применялась судебная форма, то можно говорить об отпущении по способу IN IURE CESSIO, то есть путём мнимого судебного спора. b)

MANUMISSIO CENSU. Отпущение совершалось на основе занесения цензором раба в список граждан. При этом раб заявлял, что он является римским гражданином, лицом "своего права" (CIVIS ROMANUS SUI IURIS). Занесение в списки делалось, разумеется, с согласия господина. c)

MANUMISSIO TESTAMENTO. Отпущение по завещанию. Завещатель мог прямо указать в завещании, что после его смерти раб получает свободу, либо возложить обязанность отпущения на своего наследника," то есть в порядке фидеикомисса (FIDEICOMMISSARIA LIBERTAS). В первом случае наследодатель, вероятно, писал, что "STICHUS SERVUS MEUS LIBER ESTO", то есть "Мой раб Стих, да будет свободным". Во втором случае наследник совершал в отношении раба акт отпущения путём VINDICTA или CENSU.

Отпущение на волю без указанных выше форм или с их нарушением считалось недействительным.

Были и другие, уже не формальные, способы отпущения рабов на волю: a)

объявление в кругу друзей; b)

объявление в письме к рабу (PER EPISTOLAM); c)

усаживание господином раба за стол рядом с собой (PER

MENS AM);

Можно отметить ещё, что указом 380 года н. э. получал свободу раб, выдавший дезертировавшего солдата.

В принципе вольноотпущенник нёс ряд обязанностей в отношении своего бывшего господина. Прежний господии становился патроном. А бывший раб — клиентом. Обязанности клиента выражались в словах OBSEQUIUM (почтение) и OFFICIUM или OPERAE (личные услуги). Кроме того, клиент был обязан помогать матери патрона материально. Почтение выражалось в том, что если у патрона и его детей ие было средств существования, то вольноотпущенник должен был давать ему такие средства. Вольноотпущенник ие мог предъявлять к своему бывшему господину исков, которыми бы наносился урон доброму имени и чести патрона. Не только сам патрон, ио и его дети имели право на те или иные услуги со стороны вольноотпущенника. Патрон имел право домашнего суда над клиентом. Ои имел право наследовать по закону после отпущенника, ие оставившего нисходящих и умершего без завещания.

В свою очередь, патрон обязан был помогать клиенту в нужде.

Патрон утрачивал свои права, если он отказывал вольноотпущеннику в алиментах; возбудил против последнего судебное обвинение, грозившее смертной казнью; пытался иа возмездных началах передать другому лицу своё право на услуги.

И всё же в конечном счёте либертины были ограничены в сфере частного и публичного прав: они не служили в войске; в I веке н. э. они утратили IUS SUFFRAGII; они не имели права быть включаемыми в состав сената.

Но в период империи вольноотпущенники могли получить полную политическую правоспособность по специальному постановлению императора. Одновременно они получали полную правоспособность и в сфере частного права.

Император порой награждал вольноотпущенников золотым перстнем (кольцом). Отсюда — IUS AUREUM — право кольца. Такие отпущенники при жизни становились полиостью независимыми от своих бывших господ.

КОЛОНЫ (COLONI). Изучая право периода римской империи, мы встречаемся со сложной проблемой так называемого "колоната".

Вопрос о юридической природе данного института следует решать, исходя из социально-экономической обстановки того периода. Постепенно отдельные провинции начинаю приобретать экономическую самостоятельность, жить своей собственной жизнью. Экономическое же господство Рима прекращается уже со второй половины I века н. э. К этому времени хозяйство, основанное на рабском труде, начинает себя изживать. Рабство не даёт предпосылок для интенсивного труда, ибо раб не заинтересован в результатах своей работы. Поэтому обширные хозяйства — латифундии — дробятся на мелкие участки — "парцеллы", на которые и сажают рабов.

Итак, раб становится самостоятельным производителем, а рабство в целом переходит в какую-то новую свою стадию. С другой стороны, и мелкие крестьяне понижаются в своём социально- экономическом уровне. Они также прикрепляются к земле. На этих двух корнях и создаётся колонат, то есть такой юридический институт, при котором непосредственный производитель прикрепляется к земле. Колон обязан вносить землевладельцу определённый оброк или подать.

Колонатные отношения зародились и развивались, прежде всего, в обширных имениях, принадлежавших императорам, на которых обрабатывались пашни и виноградники. Эти имения назывались салътусами (SALTUS).

Императорскими сальтусами ведало специальное центральное учреждение. Отношения между колонами, работавшими в сальтусах, и собственниками последних регламентировались специальными уставами (LEX SALTUS PERPETUA FORMA). В этих уставах определялись повинности коЛонов, как правило, весьма обременительные. Общая линия в развитии колонатных отношений состояла в усилении эксплуатации, а значит в ухудшении личного и имущественного положения колонов.

В сальтусах, расположенных на территории Римской Африки, колоны арендовали землю от четвёртой до третьей доли урожая, например: третьей части пшеницы и ячменя; третьей части собранных оливок; четвёртой части гороха; определённого количества мёда с каждого улья. Кроме натуральных взносов, колоны платили также и денежные, главным образом, со скота. Помимо этого, колоны обязаны были в течение года трижды отрабатывать в самом имении по два дня.

Собственником Буруннтанского сальтуса в Африке был император, но над колонами возвышались и правители провинции — прокураторы, которым принадлежала в отношении колонов судебно-полнцейская власть. Они моглн наказывать колонов, вплоть до смертной казни. Непосредственно же управлало Бурунитанскнм сальтусом частное лнцо, некий Аллий Максим, именуемый кондуктором. Он приобрёл арендные права на основе проведенного прокуратором аукциона. Этот кондуктор нарушал предписания императора Адрнана о том, что кондуктор не должен требовать от колонов обязательной работы сверх шести дней в году. Он всячески утеснял колонов, увеличивал и поставки рабочего скота. В жалобе на нмя императора Коммода (177-192) колонов Буруннтанского сальтуса сообщалось, что когда они пожаловались прокуратору, то последний несколько лет вообще не обращал внимания на эти жалобы, а затем "отправил в имение вооружённый отряд, приказал арестовать и наказать некоторых нз нас; некоторые были брошены в тюрьму, другие даже наказаны розгами, хотя онн — римские граждане". Коммод удостоил жалобщиков ответом, который гласил: "Прокураторы должны заботиться, чтобы от вас ничего не требовалось несправедливо, вопреки раз установленному обычаю".

Обыкновенно колонат выводят из частноправовых отношений, подчеркивая стихийность его возникновения, без какого-либо участия государственной власти и законодательства. Но всё же не следует отрицать и определённое регулирующее воздействие со стороны государства, которое, особенно в период домината, вмешивалось в отношения между колонами и землевладельцами, чаще в пользу последних и в собственную пользу.

Государство, заинтересованное в том, чтобы земля не пустовала, запрещает продажу таковой без сидящих на ней производителей (рабов и крестьян). Законодательство именует колонов "рабами земли" (SERVI TERRAE). Это значит, что если колон сходит с земли, то землевладелец имеет право вернуть его на землю и даже наказать.

Колонат — это состояние наследственное. Дети колона обязаны сидеть на том участке, на котором сидит отец, и сойти с этого участка они не имеют права.

Скорее всего, колон не имел права свободно распоряжаться своим имуществом. Если он хотел продать кому-либо таковое имущест- во, то обязан был, как говорит источник, "испросить совета" у своего господина.

Юридическими основаниями для возникновения колоната являются: a)

рождение от родителей, державших землю на вышеописанных

условиях; b)

тридцатилетняя давность; c)

договор между землевладельцем и колоном.

В 212 году императором Марком Аврелием Антонином Кара- каллой был издан эдикт о предоставлении почти всем свободным жителям права римского гражданства. Эдикт Каракаллы получил название Антониниановой конституции (CONSTITUTIO ANTONI- NIANA) или закона Антониниана о гражданстве. Уравнением в гражданских правах провинциалов и италиков завершается длительный процесс нивелировки населения римской империи. Нельзя отрицать и того, что одной из целей эдикта, как отмечено выше, было увеличить средства римской казны. Распространяя римское гражданство почти на всех свободных жителей римской империи, Каракалла, тем самым, увеличивал чисто налогоплательщиков, ибо только римские граждане обязаны были платить налог с наследства. Однако главное всё же состояло в другом, а именно — в юридическом закреплении процесса преобразования огромного конгломерата племён и народностей в более или менее однородное общество. Правовые различия между разными категориями населения (римскими гражданами и перегринами) сгладились. К началу III века н. э. различия между областями IUS CIVILE и IUS GENTIUM окончательно исчезают. Эти две ветви частного права сливаются. Во всяком случае, в период поздней империи вопрос о правоспособности значительно упростился. Различие между CIVES, LATINII, PEREGRINI утратило практическое значение. Всё население империи отныне делится лишь на граждан и рабов.

Однако распространение христианства и признание его государственной религией повело за собой ограничение правоспособности по вероисповедному признаку. Язычников и евреев ограничивали в правах. Другое ограничение состояло в прикреплении отдельных категорий населения к известным профессиям. Так, дети солдат обязаны были поступать в солдаты, дети тех, кто занимался перевозкой хлеба на судах для обеих столиц, обязаны были заниматься такой перевозкой. Серьёзные ограничения правоспособности коснулись и колонов.

<< | >>
Источник: Е.А. СКРИПИЛЁВ. Основы римского црава. Конспект лекций. - 3-изд. - М.: ОСЬ-89. - 208 с.. 2003

Еще по теме Лекция 10 ЛИЦА, ПРАВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ:

  1. Лекция 7 ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
  2. Лекция 10 ЛИЦА, ПРАВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ НАСЕЛЕНИЯ
  3. Лекция 9 Содержание и особенности трудовых отношений
  4. ЛЕКЦИЯ ПЕРВАЯ
  5. ПОЛОЖЕНИЕ БЕЗДОМНЫХ В РОССИИ            
  6. Лекция 2. Место социально-экономической географии в системегеографических наук и ее структура
  7. Лекция 19. Охрана окружающей среды
  8. Лекция 24. Структура (состав) населения мира:половозрастная структура и трудовые ресурсы
  9. Лекция 33. Теоретические подходы к теме
  10. Лекция 37. Пространственные модели мирового хозяйства.Факторы размещения производительных сил
  11. Лекция 52. Мировое сельское хозяйство (продолжение)
  12. Лекция 58. Мировой автомобильный транспорт