<<
>>

Лекция 18 ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИЗ ДЕЛИКТОВ И КАК БЫ ИЗ ДЕЛИКТОВ

Под деликтом — DELICTUM — понимается всякое правонарушение, причиняющее вред отдельному лицу, его семье или имуществу, всякое нарушение права или запрета. В результате деликта возникают новые права и новые правовые обязанности — OBLIGATIONES EX DELICTO.
Как вам уже известно из предшествующего изложения, к главным деликтам цивильного права относились: FURTUM — кража, INIURIA — обида, DAMNUM INIURIA DATUM — повреждение или уничтожение чужого имущества. В XII Таблицах есть зародыш обязательств из правонарушений: "если кто-нибудь рукой или палкой сломает кость свободному человеку, то пусть выплатит 300 ассов".

Принципиальное положение заключается в том, что в древнейший период деликты носили частноправовой характер. Это означает, что виновного преследует не государство, не органы власти, а сам потерпевший. Пострадавшему даются иски из правонарушений — ACTIONES EX DELICTO. В 287 году до н. э. закон Аквилия (LEX AQUILLA) установил ответственность за уничтожение и повреждение чужих вещей. Причём не имело значения, каким именно способом вещь была уничтожена или повреждена: испорчена, сожжена, разрушена, сломана, разорвана, разбита, разлита. По этому закону, если кто противозаконно убил чужого раба или чужое четвероногое животное (лошадь, быка, овцу, мула, осла), то он обязан был уплатить хозяину высшую цену, которую вещь имела в течение последнего года. А если кто только ранил чужого раба, или животное, или уничтожил какую-либо иную вещь, то он обязан возместить хозяину высшую цену, какую такая вещь имела в течение последнего месяца. Ответственность по данному закону наступала как в случае умышленных действий (DOLUS), так и в случае простой небрежности, то есть лёгкой неосторожности (CULPA LEVIS) со стороны причини- теля. Имелось ввиду повреждение телесной вещи, совершённое непосредственным физическим воздействием виновного на неё.

В период поздней республики и империи обязательства, возникающие из правонарушений, претерпели ряд изменений.

Если по цивильному праву, как явствует из XII Таблиц, всякое причинение вреда, независимо от того, совершено оно по вине или без вины, должно было повлечь за собой ответственность, то теперь на первое место выдвигается понятие умысла (DOLUS), то есть не всякое, но лишь виновное причинение ущерба, влечёт за собой обязанность возмещения. Ответственность наступает и при неосторожности (CULPA). Изменяются границы между публичными деликтами DELICTA PUBLICA и частными DELICTA PRIVATA. Постепенно некоторые частные деликты переходят в публичные. Прежние категории FURTUM, INIURIA, DAMNUM INJURIA DATUM стали распространяться на новые отношения. Иными словами — возникают новые виды деликтов, а стало быть — и новые виды исков. Основание ответственности таково: ответственность возникала, если был установлен соответствующий иск. Нет иска — нет деликта. Главное последствие деликта — это денежный штраф (POENA), налагаемый на причинителя. На штраф начинают смотреть, как на средство возместить имущественный вред. Величина POENA стала определятся размером понесённого потерпевшим убытка. Затем стали комбинироваться штраф и возмещение убытка. Обязательства из деликтов, по общему правилу, не переходили на наследников. Перемены коснулись таких деликтов, как воровство или кража, обида, повреждение чужого имущества.

Охарактеризуем более детально отдельные виды деликтов.

FURTUM — понятие воровства распространяется на новые случаи — оно становится не только частным, но и публичным деликтом. Ответственность за воровство усиливается. На него юристы начинают смотреть, как на сознательное действие. Их определение воровства гласит: "Злоумышленный захват вещи в целях приобретения выгоды. Захват или самой вещи, или пользования вещью, или владения вещью". Похищение вещи именуется FURTUM REI. Неправомерное пользование чужой вещью — FURTUM USUS. Похищение владения — FURTUM POSSESSIONS — собственник крадёт свою вещь у лица, которому она была передана в качестве залога. Ответственность за воровство приобретает новый вид.

С III века до н. э. вора не отдают головой потерпевшему, зато денежное взыскание увеличивается, составляя в ряде случаев учетверённую стоимость вещи. Однако сохранилось телесное наказание вора. Присуждение к штрафу за воровство влекло за собой бесчестье (INFAMIA) виновного. Потерпевший был вправе истребовать вещь или её стоимость у вора или у его наследников. Когда в период империи воровство превратилось в DELICTUM PUBLICUM, то потер- певший мог, вместо предъявления к вору иска, возбудить против него уголовное преследование.

К краже примыкает грабёж — RAPINA. В I веке до н. э., точнее в 76 году до н. э., грабёж выделяется в особую категорию деликтов. Имеются ввиду случаи соединения воровства с насилием. Сюда же относятся: кража при пожаре, при кораблекрушении, повреждение имущества, произведённое несколькими лнцамн. Ответственность при грабеже — возмещение учетверённого размера нрнчннённого вреда нлн учетверённой стоимости похищенной вещн. Кроме того виновный подвергается бесчестью. Для применения этих санкций иск должен быть предъявлен в течение года. В период империи грабёж безоговорочно считался публичным деликтом.

INIURIA — обида. Сюда относятся различные посягательства на личность: a)

телесные повреждения, b)

оскорбление словами или делом (VERBIS AUT RE).

Предусматриваются и санкции за публичное произнесение оскорбительных слов группой лиц — CONVICIUM, а позднее — оскорбительные письма (FAMOSI LIBELLI). Если обиду причинили безумный либо несовершеннолетний, то они ответственности не подлежали. Но если им самим кто-то нанёс обиду, то обидчик нёс ответственность. Муж был вправе преследовать обиду, нанесённую жене. Отец — дочери. Если обида нанесена рабу, то считалось, что обижен его господин. Обида, причинённая с согласия потерпевшего, ответственности не влекла.

В отдельную группу обособились тяжкие обиды, объявленые DELICTA PUBLICA: обида нанесённая магистрату; родителям; патрону; нанесённая публично; выразившаяся в нанесении ран.

В I веке до н. э. уголовно наказуемыми стали побои и вторжение в чужое жилище. В период поздней империи потерпевший от INIURIA мог во всех случаях возбудить преследование в уголовном порядке. Но частноправовой способ преследования сохранялся. Это означало, что потерпевший мог действовать, как говорили юристы, CIVILITER или CRIMINALITER. Исчезают прежние твёрдые размеры штрафов, налагаемых при INIURIA (300 или 25 ассов). В конце республики установилось правило, что в случае тяжкой обиды, размер штрафа, в каждом отдельном случае, устанавливался претором, который учитывал конкретные особенности дела. На величину штрафа могли влиять, например, тяжесть посягательства, общественное положение обиженного и другие особенности. INIURIA также влекла за собой бесчестье.

DAMNUM INIURIA DATUM. Применение претором и юристами закона Аквилия расширилось. Под него стали подводить всякого рода ущерб, причинённый чужому имуществу. По этому закону отвечал, например, тот, кто лишил чужого раба свободы, вследствие чего раб умер с голоду; тот, кто совершил тайное повреждение чужих деревьев, кто нанёс раны свободному человеку. Ответственность по закону Аквилия стала наступать не только в случаях умышленного причинения вреда, но и при любой неосторожности — CULPA — в том числе при легчайшей вине — CULPA LEVISSIMA. Сохранилось старинное правило: если причинитель отрицал свою вину, то отвечал в двойном размере против причинённого ущерба.

METUS — насилие и угрозы. В I веке до н. э. претор Октавий установил правило, что не признаётся действительным договор, совершённый под влиянием насилия и страха. Потерпевший вправе взыскать учетверённую стоимость, причинённого ему вреда, в том случае, если лицо, совершившее насилие, или прибегнувшее к угрозам, не возвратит немедленно той вещи, которая пришла к нему вследствие принуждения.

DOLUS MALUS — обман. Этот деликт был установлен в 66 году до н. э. претором Галлом Аквилием, известным юристом. В широком смысле слова под "DOLUS" понимается всякое злонамеренное действие, то есть обман, злой умысел при умышленном неисполнении обязательства.

Значит, лицо своими сознательными действиями ввело в заблуждение другую сторону, вследствие чего последняя потерпела ущерб. Имеется ввиду заведомое повреждение имущества. Иск на основании DOLUS — ACTIO DOLI — имел целью возместить причинённые убытки в одинарном размере (правда, лишь в случае, если лицо, причинившее ущерб, не загладит причинённого им вреда добровольно и лишь в случае, если у потерпевшего нет никакого другого иска против ответчика). Если в результате обмана заключён договор, то вследствие иска по DOLI этот договор признаётся недействительным. Если обманщик предъявит иск, вытекающий из заключённого договора, то потерпевший от обмана может возражать против иска ссылкой на то, что он был введён в обман — ЕХСЕРЛО DOLI. Осуждение по DOLUS влекло за собой бесчестье.

Причинение ущерба кредиторам (FRAUS CREDITORUM). Случалось, что должник, против которого состоялось судебное решение, отчуждал своё имущество до передачи такового кредиторам. Поэтому претор установил, что если должник отчудил своё имущество во вред кредиторам, то они могли потребовать признания недействительными действий должника, причинившего им ущерб, и вернуться к старому положению — RESTITUTIO IN INTEGRUM.

Например, некто отпустил иа волю рабов, что уменьшило имущество отпустившего, а это причинило ущерб кредиторам. Следовательно, человек, уже получивший свободу, мог быть возвращён в рабское состояние и продай для удовлетворения претензий кредиторов. Иск мог быть предъявлен кредиторами должнику и его сообщникам — посторонним лицам, которым должник передал имущество безвозмездно (фиктивная передача).

ACTIONES NOXALES — нокзальные иски. Глава семьи — PATER FAMILIAS — имел право выдать потерпевшему подвластных ему лиц, причинивших ущерб. Но в связи с тем, что сыновья стали более или менее самостоятельными лицами, претор предписывал потерпевшему, которому сын был выдан, отпустить его после отработки суммы штрафа, который полагался бы по общим правилам за совершение сыном действия, если бы сын отвечал сам.

INFAMIA — бесчестье.

Некоторые деликты, как отмечалось ранее, влекли за собой бесчестье — INFAMIA. Для причинителя вреда INFAMIA имело своим последствием ограничение правоспособности. Такое ограничение наступало или в силу закона, или по распоряжению высшего магистрата. После наложения INFAMIA могли последовать: исключение из сената, потеря права быть избранным в магистрат. INFAMIA, наложенная цензором за неодобрительное поведение, влекла за собой те же последствия. В менее серьёзных случаях, когда INFAMIA налагалась претором, виновному лицу запрещалось ведение чужих судебных дел и назначение судебного представителя. В период империи "иифамированные" не могли занимать некоторые должности.

Обязательства могли возникать и в силу действий, совершённых без умысла, по неосторожности. В этом случае говорят об "обязательствах как бы из правонарушений" — OBLIGATIONES QUASI EX DILICTO. Здесь лицо несёт ответственность в силу закона или эдикта. Отвечает тот, кто причинил вред по небрежности. Имеется ввиду денежная ответственность. Сюда относятся: a)

ответственность судьи перед тяжущимися за небрежное исполнение своих обязанностей, за неправильное решение, вынесенное, например, вследствие неопытности, за ошибку при ведении процесса. Размер взыскания мог доходить даже до полной цены спора; b)

ответственность за выброшенное и вылитое — ACTIO DE EFFUSIS ET DELECTIS. Если что-нибудь будет выброшено или вылито из окна помещения, жилища, квартиры в такое место, где ходит или проезжает публика, на улицу или площадь, то за вред, причинённый прохожим, отвечает хозяин помещения, дома, хотя бы он и не был непосредственным виновником (ущерб могли нанести обитатели дома, то есть рабы, дети, гости). Ущерб мог быть причинён здоровью свободного человека или даже повлечь за собой его смерть. В последнем случае штраф по иску любого гражданина мог простираться до 50 тысяч сестерций. Если свободному человеку причинены телесные повреждения, то, согласно Дигестам, "судья исчисляет плату врачу и прочие расходы, вызванные лечением, а равно заработок, который потерпевший потерял, но не производится оценки рубцов от ран и обезображения, так как свободное тело не подлежит оценке". Ответственность за поставленное и подвешенное — ACTIO DE POSITIS ET SUSPENSIS — означала, что если у дома что-либо поставлено или подвешено так, что оно может упасть, например, вывеска, и причинить ущерб кому-либо, то к хозяину мог вчинить иск любой, хотя бы вещь и не упала. Следовательно, ответственность наступала за самую возможность причинения ущерба. Наложенный по этому иску штраф до 10000 сестерций шёл в пользу истца; c)

близко к этому квазиделикту стояло содержание диких животных в таком месте, где могли находиться люди. Если животное причинило смерть свободному, то налагался штраф до 200 ООО сестерций. Причинение телесного повреждения влекло за собой возмещение всех убытков. Причинение иного ущерба влекло за собой взыскание убытков в двойном размере;

d) ответственность хозяев кораблей (NAUTAE), гостиниц (CAUPONES) постоялых дворов (STABULARII). Если на корабле, в гостинице, на постоялом дворе что-либо будет украдено у путешественника, то отвечают: капитан корабля (судохозяин), содержатель гостиницы, содержатель постоялого двора. Ответственность наступала и за повреждение вещей. Все эти лица отвечают в двойном размере за DOLUS или FURTUM, совершёнными их слугами, в отношении проезжих. В основу этой ответственности клалось то соображение, что хозяин должен быть осмотрительным в выборе своих служащих (CULPA IN ELIGENDO).

<< | >>
Источник: Е.А. СКРИПИЛЁВ. Основы римского црава. Конспект лекций. - 3-изд. - М.: ОСЬ-89. - 208 с.. 2003

Еще по теме Лекция 18 ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИЗ ДЕЛИКТОВ И КАК БЫ ИЗ ДЕЛИКТОВ:

  1. Лекция 18 ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ИЗ ДЕЛИКТОВ И КАК БЫ ИЗ ДЕЛИКТОВ
  2. Глава 2 Предклассический период (367—17 гг. до н. э.)
  3. Глава 3 Классический период (17 г. до н. э. — 235 г. н. э.)