<<
>>

Лекция 11 СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

В древнейший период в состав римской семьи FAMILIA кроме её главы PATER FAMILIAS входили жена, дети, жёны сыновей, внуки, правнуки. Семья это не только совокупность свободных лиц, подчинённых главе семьи.
Под семьёй понималась даже совокупность рабов, принадлежавших её главе. Глава семьи — домовладыка обладал широкой личной и имущественной властью в отношении жены и детей. Против его воли некто не мог ни войти в семью, ни выйти из неё. Только признание отцом новорождённого своим ребёнком превращало последнего в члена FAMILIA. Домовладыка был вправе выбросить явного уродца.

Первоначально власть /лавы семьи над всеми её сочленами, свободными и рабами, обозначалась термином MANUS — буквально рука. Затем стали говорить о MANUS MARITI над женой и PATRLA POTESTAS над детьми. Только домовладыка являлся лицом своего права— PERSONA SUIIURIS. Все же прочие члены семьи (жена, сыновья, дочери, внуки, усыновлённые, вошедшая в состав семьи жена сына) были лицами чужого права — PERSONAE ALIENIIURIS. Все они, будучи подчинены власти одного и того же домовладыки, именовались агнатами (AGNATI), то есть родичами по власти. Это, между прочим, означало, что за гражданские правонарушения подвластных отвечал отец. Причём от него зависело возместить ли ущерб потерпевшему, либо выдать последнему провинившегося головой в порядке "нокзального" иска. Родство определялось подчинением власти одного и того же домовладыки. Но с разложением патриархальной семьи всё большее значение приобретает родство по крови, так называемое когнатское или когнатическое родство (COGNATI). Домовладыка был вправе манципиро- вать (MANCIPATIO DARE) своих подвластных третьим лицам. За гражданские правонарушения подвластных отвечал глава семьи. Отец мог продать подвластного сына кому-либо. Единственное ограничение, установленное по преданию Ромулом и затем подтверждённое XII Таблицами, заключалось в том, что отец под страхом лишения отцовской власти не мог продавать подвластного сына более трёх раз.

Домовладыка имел право наказывать детей, в отношении которых он обладал правом жизни и смерти — IUS VITAE АС NECIS. Но в период империи право отца убить подвластного сына уже ограничивается. Государственная власть в лице императора стояла на той позиции, что целью наказания, применяемого домо- владыкой, должно быть надлежащее воспитание, принуждение к дисциплине, а не что-либо иное.

Имеется свидетельство о том, что во времена Адриана некто на охоте убил своего подвластного сына, который соблазнил мачеху. Император повелел сослать убийцу на острова. Мотив решения был тот, что отец убил сына скорее как любовник, чем по праву домовладыки. Отцовская власть должна состоять в благочестии, а не в жестокости. В период Домнната произвольное убийство домочадца каралось смертной казнью, как за убийство кровного родственника.

В общественном мнении и законодательстве идеалом римской семьи был так называемый правильный брак — IUSTUM MATRI- MONIUM, IUSTAE NUPTIAS. Именно брак определял правовое положение детей, рождённых в брачном союзе, имущественное положение супругов, их наследственные права. Так называемый "правильный брак" мог быть заключён между лицами, во-первых, управомоченными на вступление в брак (IUS CONUBIUM), во- вторых, достигшими половой зрелости, в-третьих, находящимися в здравом рассудке. Считалось, что полноправный римский гражданин, имевший IUS CONUBII, обязан был вступить в законный брак (MATRIMONIUM IURIS CIVILIS). Если лицо не имело IUS CONU- BII, то оно могло вступить в брак MATRIMONIUM IURIS GENTIUM (брак по праву народов).

Итак, только посредством правильного или правомерного брака образуется семья. Вообще же под браком надлежит понимать постоянное сожительство мужчины и женщины с непременного обоюдного согласия. Основное назначение брака — производить на свет законных детей, которые бы стали полноправными наследниками имущества отца. Дети, родившиеся в правильном браке, принадлежали к FAMILIA мужа и были подвластны ему. Юрист классического периода Модестин определял брак, как такой союз мужа и жены, который устанавливает между ними общение всей жизни, и религиозной и юридической.

Формулу Модестина можно передать и так: "брак — это единение мужа и жены, объединение всего в жизни, соединение по божественному и человеческому праву". Но, как верно сказано в учебнике И.Б.Новицкого, это определение справедливо лишь для более позднего периода римской истории.

Для брака характерно наличие AFFECTIO MARITALIS — намерения или воли состоять в браке. Согласно римским порядкам периода принципата, брак создаётся не сожительством мужчины и женщины, как таковым, а супружеской привязанностью или согласием, которое должно быть длительным, продолжающимся. Непременной предпосылкой брака было согласие будущих супругов и их домочадцев. Юрист Павел сказал: "Брак может состояться только при согласии всех, то есть тех, кто сходятся и тех, в чьей власти они пребывают".

Помимо брачного соглашения, существовал ещё ряд условий вступления в брак, а именно: Достижение брачного возраста (четырнадцать лет для мужчины и двенадцать для женщины); наличие права вступать в брак IUS CONUBII (этим правом обладали только римские граждане, но после закона Каракаллы 212 года это ограничение отпало); несостояние в другом нерасторгнутом браке; не допускались браки между опекуном и подопечной; между замужней женщиной, допустившей прелюбодеяние, и её сообщником. Не могли вступать в брак лица, состоявшие в близком родстве. Такое родство всегда препятствовало вступлению в брак. В древнейшее время не допускались браки и по боковой линии, вплоть до шестой степени родства.

Под родством понимается кровная связь между лнцамн, которые происходят от одного н того же лнца путём рождения. Близость родства определялась степенями (GRADUS) и линиями (LINEA). Степень же определяется числом рождений, связывающих двух лиц: отец н сын будут в первой степени родства, братья — во второй, дед и внук — во второй, двоюродные братья — в четвёртой. Когда лнца происходят один от другого, то говорят о прямой линии (LINEA RECTA). Восходящей линия будет, если идти от рождённого к рождающему.

Нисходящая — идти в обратном порядке — от рождающего к рождённому. Под боковыми родственниками понимается несколько нисходящих лиц, берущих своё начало от одного н того же лнца, по отношению друг к другу (братья родные н двоюродные). Братья бывают родные (GERMANI), кровные (то есть происшедшие от одного отца, но разных матерей), н единоутробные (то есть происшедшие от одной матери, но разных отцов).

\ При Августе свобода заключения брака подвергается дальнейшим ограничениям. Свободнорождённые граждане INGENUI не могли вступать в брак с лицами низкой морали — проститутками, своднями и их вольноотпущенницами, с прелюбодейками, актрисами. Сенаторам запрещалось вступать в брак с вольноотпущенницами, актрисами и даже дочерьми актрис. От родства следует отличать свойство (AFFINITAS) — отношение одного супруга к когнатам другого (свёкор, сноха, тёща, зять). С расторжением брака прекращалось и свойство. Но всё же оно продолжало служить препятствием для брака по прямой, а затем и по боковой линиям (между свёкром и бывшей невесткой, между отчимом и падчерицей).

Браку предшествовало обручение (SPONSALIA) — взаимное обещание вступить в брак. Такое обещание было ни чем иным, как договором между женихом и невестой. Как и при браке, невеста должна была дать согласие. В постклассический период при помолвке вносился задаток — ARRA SPONSALICIA. По преторскому праву нарушение SPONSALIA влекло за собой INFAMIA — бесчестье и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период поздней империи под влиянием христианства сторона, нарушившая SPONSALIA, обязана была возвратить задаток; причём в случае нарушения со стороны невесты, она или её отец возвращали задаток в четверном размере.

В литературе по римскому праву принято различать брак с мужней властью — MATRIMONIUM CUM MANU и брак без мужней власти — MATRIMONIUM SINE MANU. В первом случае жена целиком подпадала под власть мужа. Отсюда вытекало право мужа истребовать (виндицировать) жену, подобно вещи, от всякого третьего лица (разумеется, перед претором, "по праву квиритов").

Муж мог отдать её в кабалу кому-либо и наказывать включительно до лишения жизни. Источники говорят, что жена занимала в семье место дочери (LOCO FILIAE), а в отношении своих детей была старшей сестрой (LOCO SORORIS). Вступая в брак, она полностью и навсегда выпадала из семьи своего отца, разрывала связи с отцовской семьёй, подпадала под такую же власть мужа, под какой оказывались и дети, рождённые ею в браке. Она лишена была права требовать развода. Только муж мог дать ей развод. В качестве поводов к разводу источники называют отравление детей, кражу или подделку ключей от винного погреба и прелюбодеяние.

В древнейший период заключение брака совпадало с переходом жены в семейство мужа с установлением над ней власти мужа.

Власть мужа устанавливалась тремя способами:

Первый, CONFARREATIO — особый религиозный обряд, совершаемый в присутствии жениха и невесты, десяти свидетелей, верховного жреца. При этом произносились торжественные формулы (VERBA SOLEMNIA). Как полагают исследователи, этот способ применялся лишь в среде патрициев, но плебеям он был недоступен.

Второй, СОЕМРТЮ — светский способ. Жена покупалась мужем у её отца, братьев или опекунов в манципационной форме, то есть в присутствии пятерых свидетелей и весовщика. При этом жених произносил формулу: "Я заявляю, что эта женщина принадлежит мне по праву квиритов .." и так далее. Хотя Гай делает оговорку, что в его время (II век н. э.) это была мнимая покупка (IMAGI- NARIO VENDITIO), но не приходится сомневаться в том, что в древнейшие времена СОЕМРТЮ являлась реальной покупкой жены. Данная форма была доступна и плебеям.

Третий, USUS — узус — фактическое брачное сожительство в течение года, порождавшее брак с мужней властью. Муж приобретал власть над женой вследствие давностного владения. Если жена не хотела, чтобы фактическое сожительство превращалось в брак с мужней властью, то она, согласно закону XII Таблиц, имела право прервать давность, отсутствуя в доме мужа в течение трёх ночей — так называемое правило троеночия (USURPАТЮ TRINOCTII). Узус устанавливает MANUS в тех случаях, когда брак совершался без требуемого обряда, то есть без применения CONFARREATIO или СОЕМРТЮ, либо с серьёзным нарушением обряда.

<< | >>
Источник: Е.А. СКРИПИЛЁВ. Основы римского црава. Конспект лекций. - 3-изд. - М.: ОСЬ-89. - 208 с.. 2003

Еще по теме Лекция 11 СЕМЕЙНОЕ ПРАВО:

  1. 1.3. Из истории становления права какучебной дисциплины
  2. 1.5 Основные концепции правового образования
  3. 2.1. Основные методы обучения праву
  4. 3.1. Учебное занятие по праву и основные требования к нему
  5. 3,3.Межпредметные и внутрикурсовые связи в правовом обучении
  6. Лекция 1 ЗНАЧЕНИЕ РИМСКОГО ПРАВА В ИСТОРИИ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ
  7. Лекция 11 СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
  8. ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ ПО ТЕОРИИ ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО ПРАВА
  9. Статья 1186. Определение права, подлежащего применению к гражданско - правовым отношениям с участием иностранных лиц или гражданско - правовым отношениям, осложненным иным иностранным элементом
  10. Лекция 4 Содержание правовых отношений в обществе
  11. Лекция 5 Определяющие понятия конституционного права
  12. Лекция 6 Основные понятия административного права
  13. Лекция 7 Общие понятия гражданского права
  14. Лекция 10 Основные понятия семейного права
  15. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ПРАВА В.В. БИБИхИНА