§ 5. Novellae
Изданием кодификационных сборников не прекратилась законодательная деятельность Юстиниана. В конституции Cordi было указано, что если впоследствии изменчивая природа вещей создаст что-либо новое, требующее императорского утверждения, то будут изданы новые конституции под названием Novellae constitutiones.
Отсюда и термин Novellae (подразумевается constitutiones). Новеллами в собственном смысле называются конституции 535—565 гг. Большинство новелл касаются вопросов публичного права и церковного права, гораздо меньше — относятся к частному праву. Некоторые новеллы имеют характер истолкования существующих законов (согласно § 21 конституции Tanta, обнаруженные в законодательстве неясности должны представляться судами императору, «которому одному предоставлено устанавливать и толковать закон»),В области частного права особое значение имеют новеллы: 22 — о браке (в частности, о вторых браках), 118 и 127 — о наследовании.
Большинство новелл изложены на греческом языке; на латинском языке писались новеллы, предназначенные для провинции, где основным языком являлся латинский. Некоторые новеллы написаны на двух языках — латинском и греческом.
Новеллы излагаются чрезвычайно подробно и являются примером византийского многословия.
Пр и Юстиниане новеллы не были объединены в единый сборник. До нас дошли три сборника новелл:
а) из 124 новелл — частное издание профессора права в Константинополе, получившее название Epitome Iuliani;
б) из 168 новелл, составленных при императоре Тиберии II (578—582 гг.);
в) из 134 новелл —- сборник, получивший название Authenticum, или Liber authenticorum. Он составлен на латинском языке, вероятно, в Италии. Возможно, что этот сборник имел официальное значение. Необходимо отметить тех лиц, которые играли руководящую роль при составлении кодификации.
Востойно-римский император Юстиниан, при котором была выполнена кодификация, занимал престол в 527— 565 гг.
(кроме того, в 518—527 гг. он фактически правил от лица его дяди Юстина, так что во главе империи он стоял почти полвека).Юстиниан — одна из крупнейших личностей римской истории; нередко ему присваивают титул «великого». Буржуазная литература, как^ правило, не скупится на восхваление его деятельности, приписывая ему, как защитнику сильной монархии, совершение великих дел.
Однако личность Юстиниана возбуждала и большие споры. Так, современник Юстиниана, историограф Прокопий, расточавший о Юстиниане хвалебные отзывы, вместе с тем оставил написанную в 550 году «Секретную историю» (Historia arcana), рукопись которой стала известна много позднее. В ней конкретно и доказательно излагаются всякие злые дела и пороки Юстиниана. Это явное противоречие в трудах одного и того же историка вызвало подозрение в подлинности «Секретной истории». Однако в настоящее время большинство исследователей признает подлинность этого произведения (Ф. И. Успенский, 410; К. Н. У с- п е н с к и й, 49; Прокопий, Вступительная статья, 6—
12). Диль (стр. 6), но рекомендует, впрочем, обращаться с «Секретной историей» с осторожностью. Вообще же нужно иметь в виду, что Прокопий готов ставить Юстиниану в упрек даже соблюдение 'норм прежнего права, если это не нравится Прокопию; например, разрешение привлекать рабов в качестве свидетелей против их господ, хотя это было известно римскому праву и раньше.
При оценке деятельности Юстиниана мы должны помнить, что его завоевания были быстро ликвидированы, а войны, расходы на церковь, на знаменитые постройки привели к расхищению богатств империи. В результате, лихорадочная деятельность Юстиниана принесла империи больше вреда, чем пользы; он оставил империю обширнее пространством, но гораздо беднее внутренними ресурсами (М. В. Левченко, История, 54).
Юстиниан, несомненно, получил хорошее образование при дворе своего дяди ЮсТина; он отличался большой энергией, а также во многих случаях уменьем выбирать себе помощников. Руководящими идеями его деятельности являлись необходимость восстановления прежней Римской империи, неограниченная власть императора, укрепление христианства в его ортодоксальной трактовке (то есть искоренение ересей). Находясь во власти воспоминаний о величии Рима, Юстиниан в ряде случаев стремился возродить прежние порядки.
Юстиниан был жестоким, коварным и тщеславным правителем; он безжалостно подавлял революционные восстания, жаждал восстановить рабовладельческие порядки и в западных областях (Агафий, ст. М. В. Левченко, 171; История средних веков, 83). Уделяя внимание развитию промышленности и торговли, Юстиниан, вместе с тем, отдал непосредственных производителей-крестьян на растерзание крупным магнатам (ср. Диль, 54). Эти черты Юстиниана отразились и на выполненной при нем кодификации, в особенности на Кодексе, в который включены изданные им конституции.Из вопросов, связанных с личностью Юстиниана, для нас может представить некоторый интерес вопрос о его происхождении. В рукописи наставника Юстиниана — Феофи- ла, известной нам в списке XVII века, подлинность которой была подвергнута сомнению главным образом немецкими учеными, указывается, что Юстиниан происходил из Северной Македонии, и его первоначальное имя было У правда ,< (и имя Юстиниан является пересказом этого имени на латинский язык). Верно то, что Юстиниан пришел в Византию еще юношей и что в V—VI вв. Северная Македония была , заселена славянами, а потому славянское происхождение Юстиниана вполне возможно (Ф. И. Успенский, 410; Колотинский, 190). Правда, Успенский говорит, что в деятельности Юстиниана и его предшественника Юстина незаметно ничего, что указывало бы на их славянское происхождение. Этот аргумент не доказуем.
Какова роль Юстиниана в выполненной при нем кодификации? Нужно, конечно, оставить мысль о том, что он принимал непосредственное личное участие в этом сложнейшем деле, что он давал установки по отдельным вопросам или редактировал тексты. Поэтому не имеют ценности высказывания вводных конституций о том, что сделал Юстиниан14.
Но этим не устраняется значение личности Юстиниана в кодификации. Несомненно, он учитывал потребности своего времени в необходимости упорядочения римского права и создания современного права; избрал сведущих и способных сотрудников, дал им обширные полномочия и тем обеспечил соответствие кодификации классовым интересам Византийской монархииТРаботы по кодификации начались в первые же годы правления Юстиниана и продвигались быстрыми темпами, без каких-либо перерывов.
Кодификация, в которой прежде всего были заинтересованы административные и судебные органы, едва ли произвела большое впечатление на современников. Акафий, являвшийся младшим сверстником Юстиниана, был юри- стом-практиком; он говорил: «просиживаю у императорского портика с раннего утра и до захода солнца, изучаю и объясняю документы, связанные с судебными делами и процессами» (стр. 69).
В начале своей работы Акафий перечисляет основные события царствования Юстиниана, но относительно законодательной деятельности говорит только в двух строчках, не дающих представления о деле: «Сицилия, Рим и Италия по изгнании варваров снова были украшены отечественными законами и обычаями». Италия еще не входила во времена кодификации в состав империи, н Corpus iuris никак не мог быть назван «отечественными законами» для Сицилии.
Трибониан. Основным работником при составлении Corpus iuris и, в частности, руководителем составления Дигест, был Трибониан. Последний занимал крупные государственные должности, пользовался (судя по вводным конституциям) неограниченным доверием Юстиниана и был, видимо, выдающимся юристом.
В своей практической (в отличие от кодификационной) деятельности Трибониан олицетворял характерные черты византийского чиновничества: он продавал за деньги и
приговор и закон (Диль, 313) и толковал законы вкривь и вкось, когда за это хорошо платили (Безобразов, 67). Это не мешало тому, чтобы в конституциях Юстиниана Трибониан характеризовался как «великолепный», «украшенный красноречием и юридической мудростью» и т, п. Все эти противоречия вполне соответствуют византийским вкусам.
Еще по теме § 5. Novellae:
- 1.2. Источники римского права
- ИМПЕРАТОРСКИЕ УКАЗЫ (CONSTITUTIONES PR1NC1PUM)
- § 12. Задачи и процесс кодификационных работ при Юстиниане
- § 13. Corpus iuris civilis
- Несколько извлечений из XII tabulae sive Lex XII tabularum
- § 5. Novellae
- § 3. Кодифікація Юстиніана
- Глава 5 Юстиниановский период (527-565 гг.)
- Глава 9 Конституции принцепсов (constitutiones principum)
- Указатель источнико