<<
>>

Глава /' ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСТОЧНО-РИМСКОЙ ИМПЕРИИ в начале VI века и. в.

Дигесты являются важнейшей частью кодификации римского права, выполненной в Восточно-Римской империи в 528—534 ггЛ Рассмотрение Дигест необходимо поэтому начать с выяснения вопроса об основной причине, вызвавшей эти огромные и очень своеобразные кодификационные работы.

При этом автор имеет в виду не отдельные частные причины (вроде появления некоторых новых институтов и отмирания отдельных древних институтов), о которых речь будет идти в дальнейшем (глава И). а именно об основной причине, определившей среди прочих последствий и необходимость кодификации (включившей в себя и частичный пересмотр) всего римского права.

У'Эту основную причину мы должны искать в кризисе, который постиг Римскую империю в III веке н. э., — кризисе рабовладельческого способа производства. Он выразился в экономическом упадке, во все возраставших трудностях отражать наступающих варваров и в непрерывно развивающихся революционных выступлениях рабов и колонов. Это требовало со стороны рабовладельцев особых мер для поддержания своего классового господства, в частности — усиления верховной власти императоров. Начиная с IV века империя неоднократно делилась на две части, причем каждая имела своего императора. Наконец, в 395 году Восточно-Римская империя окончательно отделилась от Западной и стала самостоятельным государством, рассматривавшим себя, однако, после падения Рима (476 г.) как единственного преемника прежнего Рима2. Восточно-Римская империя получает постепенно и самостоятельное название — Византия.

Ввиду того что кодификация в VI веке была произведена именно в Византии, нужно, хотя бы в самых общих чертах, обрисовать границы Восточно-Римской империи, в которой эта кодификация получила непосредственное применение.

В начале царствования Юстиниана (527 г.) в состав Восточно-Римской империи входили лишь Малая Азия, Балканский полуостров, восточный берег Средиземного моря, Финикия (Ливан, Палестина), Египет.

В царствование Юстиниана (до 565 г.) был завоеван ряд территорий, в частности Апеннинский полуостров (причем прагматической санкцией 554 года Юстиниан распространил свое законодательство и на италийские провинции), южная часть Пиренейского полуострова, северный берег Африки. Однако при преемниках Юстиниана территория Византии быстро уменьшалась. Завоевания Юстиниана были куплены дорогой ценой разорения Востока. Немало средств брала и организация христианской церкви (М. В. Левченко, Материалы, 94) в целях обеспечения поддержания ею государства.

Разрешение вопроса о том, к какому типу государства должна быть отнесена Восточно-Римская империя, или, другими словами, являлась ли Римская империя рабовладельческим или феодальным государством, облегчается тем, что характер Западно-Римской империи (до конца V века) был подвергнут обстоятельному рассмотрению в нашей исторической литературе3. Необходимо, однако, иметь в виду, что хотя кризис рабовладельческого способа производства охватил обе половины Римской империи, Восток сохранил большую экономическую устойчивость. Хотя рабство и не являлось основой всего производства, но на Востоке играло еще значительную роль (М. В. Левченко, История, 20), причем пользовались распространением рабовладельческие поместья (А. П. Каждан). При этом положение рабов в известной степени улучшилось, что свидетельствует о дальнейшем кризисе рабовладения (Е. М. Ш таерман, «Проблемы» и «Рабство»), Кроме того, некоторые изменения в положении рабов обусловливались, как и раньше, государственными интересами, которые в особо важных случаях превалировали над интересами отдельных рабовладельцев. Если в древности господин всецело устранял раба от участия в государственных делах, то еще Модестин (III век) говорит, что по делам об оскорблении величества римского народа «рабы, предъявляющие обвинение против своих господ, должны быть выслушаны» (Д.48.4.7.2). Но во всяком случае за господами сохранялась свобода эксплуатации рабов.

В Византии не было таких разрушений, какие произошли на Западе в результате вторжения варварских племен, она сохранила большие экономические ресурсы.

Поэтому немалое значение имели крупные и богатые города (например, Константинополь, Александрия, Антиохия, Фессалоники). В силу этого Восточно-Римская империя (в особенности во времена Юстиниана) характеризовалась большим развитием ремесла и торговли, чем Западная («История средних веков», 74). Сохранившая еще значительный объем торговля с бесчисленным количеством торговых сделок требовала твердой нормировки прав рабовладельцев и регламентации этих сделок. А как мы знаем, римское право было наиболее совершенной формой права, покоящегося на частной собственности4. Эта важная часть классического римского права являлась вполне пригодной и для Византии.

Если основы римского рабовладельческого права соответствовали интересам господствующего класса Восточно- Римской империи, то нужно иметь в виду, что в римское право начиная с IV века был привнесен ряд нововведений, иногда серьезных, причем эти нововведения производились главным образом законодательной деятельностью императоров (см. следующую главу).

Отметим пока один институт, который явился переходным к феодальным отношениям и который, хотя и зародился до образования Восточно-Римской империи, но имел в Византии гораздо большее значение, чем его зачатки в единой Римской империи. Имеется в виду прикрепление к отдельным профессиям и корпорациям различных групп населения, в первую очередь колонат. В древних памятниках колон — свободный земельный арендатор, пользующийся чужой землей по договору с землевладельцем. Но с IV века, после кризиса империи, колон — уже зависимый арендатор, причем степень этой зависимости усугубляется. Рабы, посаженные на землю, оставаясь юридически рабами, фактически превращались в крепостных. Они вели хозяйство на мелких участках, а ранее свободные арендаторы начали постепенно нисходить до положения рабов, посаженных на землю. Показательным^ является тот факт, что рабы и колоны неоднократно совместно боролись против эксплуататоров. Из законодательных правил следует отметить, что в отношении наказуемости некоторых преступных деяний колоны, как и вообще лица низших сословий, занимают положение, близкое к рабам.

Например, за повреждение границ земельных участков рабы ссылались в рудники, свободные низших сословий направлялись на государственные работы (мало отличающиеся от работ в рудниках), а «благородные» высылались на остров и наказывались штрафом («Сентенции Павла», 5.22.2). Но говорить о полном юридическом приравнении колонов и рабов не представляется возможным: колон формально признавался свободным и мог пользоваться некоторыми личными правами; он не мог лишь оставлять своей профессии, покидать свой участок. Колоны вообще — это новая социальная группа, новое сословие, обладающее некоторым особым юридическим положением \

Принудительное прикрепление низших слоев населения к определенному месту жительства и роду занятий распространилось не только на колонов. Были учреждены принудительные корпорации судовладельцев, торговцев и ремесленников. Даже чиновники превратились в наследственное сословие.

Сохранение бесправного положения рабов и законодательное закрепление, путем актов императорской власти, сословного деления общества (А. Е. Рогинская, 90) свидетельствуют о зарождении в Восточно-Римской империи предпосылок феодально-крепостнической эксплуатации («История средних веков», 23). В частности, в виде колоната в недрах рабовладельческого общества появились элементы феодализма.

В результате мы должны признать, что в IV—VI вв. Восточно-Римская империя была разлагающимся рабовладельческим государством (БСЭ, изд. 2-е, ст. «Византия»). Специфической особенностью Византии, как последней стадии рабовладельческого общества, было сохранение сильных пережитков рабства при развитии крепостнических форм эксплуатации. Новый способ производства здесь развивался в условиях сохранения внешней формы старого государства, в частности императорской власти (М. В. Левченко, История, 27). Вместе с тем необходимо отметить, что в Византии сохранилось большое количество свободных крестьян (в Сирии, Египте и в особенности иа обширных территориях Балканского полуострова).

Правление Юстиниана было последней судорожной попыткой класса рабовладельцев сохранить свое господство (Прокопий, Вступительная статья, 5). Стремление к определенности права и к приведению правовой части надстройки в соответствие с существующими производственными отношениями играло здесь немаловажную роль.

Кризис рабовладельческой системы хозяйства имел одним из своих последствий многочисленные и практически важные изменения в правовой части надстройки древнего Рима. Но это еще не значило, что можно было отказаться от овеянного величием старины прежнего права, что нужно было заново создавать все законодательство. С сохранением добротного материала древнего Рима нужно было внести (или, лучше сказать, закрепить) ряд дополнений, сокращений и изменений. То обстоятельство, что применять старое законодательство было нецелесообразно, а создать новое не было возможным, и заставило римских юристов идти по среднему пути — по пути кодификации.

<< | >>
Источник: И. С. ПЕРЕТЕРСКИЙ. ДИГЕСТЫ ЮСТИНИАНА. ОЧЕРКИ ПО ИСТОРИИ СОСТАВЛЕНИЯ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА. 1956

Еще по теме Глава /' ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСТОЧНО-РИМСКОЙ ИМПЕРИИ в начале VI века и. в.:

  1. ТЕОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ эволюции П. Н. МИЛЮКОВА
  2. Глава /' ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВОСТОЧНО-РИМСКОЙ ИМПЕРИИ в начале VI века и. в.
  3. § 3. Отражение в римском праве местных юридических институтов
  4. СКАНДИНАВИЯ И ГИПОТЕЗА ГЕРМАНИСТОВ
  5. Глава II ОБЩИЙ ВЗГЛЯД НА ИСТОРИЮ АБСОЛЮТИЗМА
  6. Гл а в а 12 РЕГИОН: РЕАЛЬНЫЙ КОНСТРУКТ ИЛИ «МУСОРНЫЙ ящик»?
  7. Приложение 1 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ