<<
>>

PATRIA POTESTAS

Отцовская власть — PATRIA POTESTAS — устанавливалась, по общему правилу, в силу рождения. Но она могла устанавливаться также в силу усыновления и узаконения. Суть усыновления состояла в том, что в центуриатных комициях один отец семейства передавал другому отцу семейства в усыновление своего подвластного.
Если усыновлялось лицо своего права (PERSONA SUI IURIS), то такое усыновление именовалось ARROGATIO. Если усыновлялось лицо чужого права (PERSONA ALIENI IURIS), то такое усыновление именовалось ADOPTIO. В подавляющем большинстве случаев усыновлял мужчина; женщина усыновляла лишь в виде исключения, когда она до усыновления имела детей, которых потеряла. Не могло усыновлять лицо подвластное. Усыновитель должен быть старше усыновляемого не менее, чем на восемнадцать лет. По этому поводу римские юристы говорили: ADOPTIO NATURAM IMITATUR — усыновление подражает природе. При Юстиниане для совершения ARROGATIO требовался императорский рескрипт. А для ADOPTIO занесение в судебный протокол APUD ACTA и соглашение прежнего домовладыки усыновляемого с усыновителем. При этом должен присутствовать усыновляемый.

От усыновления следует отличать узаконение (LEGITIMATIO) — признание законным ребёнка, рождённого в браке с конкубиной, уравнение их в правах с рождёнными в законном браке; при этом/ устанавливается, естественно, и отеческая власть. Требовалось согласие узаконяемого, Если усыновлять можно было только посторонних, то есть чужих детей, то узаконять можно было только своих детей.

В отношении сыновей и дочерей отцовская власть прекращалась: за смертью домовладыки; если отец или подвластный лишались свободы, права римского гражданства; в силу акта освобождения (EMANCIPATIO) — сложного юридического акта в отношении проданного в рабство сына, а затем возвратившегося. Только после

третьей продажи в рабство сын навсегда освобождался из-под власти отца.

Продажа в рабства допускалась лишь за пределы Рима (TRANS TIBERIM), а в пределах Рима допускалась только кабала.

Однако глава семейства мог быть лишён отцовской власти, если он принуждал дочь к проституции или продавал новорождённого. Но в последнем случае он не нёс такой ответственности, если продажа была вызвана крайней нуждой всего семейства.

Отмечая напряжённый характер отцовской власти, следует сделать одну оговорку. Некоторые современные романисты полагают, что возможный произвол домовладыки всё же мало-помалу ограничивался обычаями и общественным мнением. Поэтому пожизиеииая власть главы семьи над взрослыми сыновьями ие распространялась иа их общественную жизнь. Так, женатые сыновья, занимавшие высокие должности, в действительности ие были лишены собственных средств. Они проживали отдельно и получали годовое содержание. По свидетельству Цицерона, Секст Росций имел в собственном распоряжении три поместья. Другой молодой человек — Целлий — жил в отдельном доме на Палатиие. Если кто-либо лишал сына наследства, при отсутствии серьёзных причин, это оценивалось как FUROR (безумие). Магистраты и суд восстанавливали в правах наследников, несправедливо лишённых наследства. PATRIA POTESTAS ограничивалось и с другой стороны. Как гласит традиция, Ромул запретил лишать жизни новорожденных. Позднее отцы были лишены своего права продавать детей в рабство, а убийство детей квалифицировалось как преступление.

<< | >>
Источник: Е.А. СКРИПИЛЁВ. Основы римского црава. Конспект лекций. - 3-изд. - М.: ОСЬ-89. - 208 с.. 2003

Еще по теме PATRIA POTESTAS:

  1. 4.3. Правовые отношения родителей и детей
  2. PATRIA POTESTAS
  3. § 32. Категории лиц
  4. § 42. Общий строй римской семьи
  5. § 43. Агнатическое и когнатическое родство 133.
  6. § 44. Брак
  7. § 47. Patria potestas
  8. § 48. Узаконение и усыновление 147.
  9. § 83. Bonorum possessio intestati
  10. Глава 4 Лица, пребывающие в чужой власти (personae alieni iuris)
  11. Глава 8 Опека (tutela) и попечительство (сига)