<<
>>

ВВЕДЕНИЕ

Право

Это

наука о добром и справедливом.

По определению Павла'

то, что всегда является справедливым и добрым

«право» употребляется в

(естественное право);

нескольких смыслах:

то, что полезно всем или многим в каждом государстве (цивильное право), — справедливость и законность определяется общественной пользой.

Предписание права:

честно жить;

не чинить вреда другому, воздавая каждому свое.

История римского

древнейший период (VI в. до н. э.-середина III в. до

права в периодах:

н. э.);

предклассический период (середина III в. до н. э.- 1 в. н. э.);

классический период (І-Ill вв. н. э.);

постклассический период (IV-VI в. н. э.).

Институт частного

имущественные отношения;

права:

брачно-семейные отношения;

правовой статус личности.

Правовые системы:

цивильное право;

преторское право;

право народов.

Цивильное право[1]:

право государства. Ульпиан[2] говорит, что цивильное право — это то, которое каждый народ устанавливает для себя.

Ульпиан говорит, что это то право, которое ввели преторы для содержания цивильного права или для его дополнения или исправления в целях общей пользы.

Преторское право':

Право народов[3]:

Ульпиан говорит, что это то право, которым пользуются народы человечества;

Гай говорит, что это право, которым пользуются все народы Рима. Юристы как самостоятельную систему права выделяли право естественное, то, которому природа научила все живое, ибо это право присуще и человеку, и животным, и птицам; цивильное право народов базируется на естественном праве.

Творившие право юристы (и раньше всего преторы — цивильные и перегринские) свободно черпали «мнение» и «опыт», притекавшие с каждой новой волной иммигрантов, с международным общением вообще, с каждой своевременной правовой доктриной.

Шло время. Рациональные цели, которым служила римская манци- пация, уходили в прошлое.

Принимая и признавая новую жизненную ситуацию, римская претура вырабатывала принципиально важный подход; дозволено было отступать от нормы Таблиц, могла быть констатирована взаимная передача денег и вещей. Тем самым был сделан важный шаг по пути устранения излишних формальностей, мешавших обращению товаров, и сами они приобрели значение некой абстрактной ценности, определяемой качеством, мерой,ценой.

Существенным вкладом в становление римского права явилось сочинение известного юриста II в. н. э. Гая «Институции», состоящее из четырех книг; первая трактовала о лицах, вторая — о вещах, третья — об обязательствах, четвертая — об исках.

Говоря о лицах, Гай имел в виду прежде всего физических лиц, правовое положение которых определялось их местом в обществе: свободные полноправные, свободные неполноправные, перегрины, латины...

Главным достижением римского семейного права следовало считать легализацию свободного семейного статуса, брака без мужней власти, благодаря которому римская матрона смогла занять такое общественное положение, какое и не грезилось афинской замужней женщине.

Если сказать несколько слов о вещном праве, то главное место принадлежало двум основополагающим институтам — владения и собственности.

Право владения исторически предшествовало праву собственности как его пролог, продолжало сохранять самостоятельное значение и после того, как право собственности на недвижимость развивалось и утверждалось.

Для того чтобы оказывать владению необходимую защиту, следовало разобраться в самой сути института. При этом оказалось, что простого господства над вещью еще недостаточно для права, что необходим и другой элемент — желание относиться к владельческой вещи как к своей. Только соединение реального и волевого элементов создавало владение как защищаемый правовой институт.

Что же касается обязательственного права, то можно сказать, что это главным образом договорное право. Именно здесь находило наиболее полное выражение учение стоиков о свободе воли человека, о его власти над мнениями, поступками, имуществом и телом и о таком нравственном воспитании гражданина, при котором стало бы невозможным творить другому зло.

Большое значение среди римских контрактов приобретает договор купли-продажи, затем договор займа.

В римском праве с особой тщательностью разработаны право и доктрина, имеющие своим содержанием возмещение вреда, римское деликтное право, для которого волевой момент являлся едва ли не решающим критерием.

Нельзя не сказать и о том, что римские юристы сыграли большую роль в развитии и практическом применении юридических презумпций, распространяющихся на все отрасли права, включая уголовное и процессуальное.

Необходимо отметить, что справедливость — важнейший творческий принцип толкования и созидания римского права. Отправной точкой было формальное равенство граждан перед законом (правом).

Именно принцип справедливости проявлялся тогда, когда необходимо было разрешить противоречия между устоявшимся применением права и конкретным, нестандартным случаем.

Справедливость в римском праве стала мерилом лишь относительным, приспособленным к специфическим особенностям спорного случая, она искала и находила новое решение разумным применением обоснованных противоположных интересов в духе данного правового института и «врожденного чувства справедливости».

Справедливость становилась рядом с законом и контролировала его и по мере возможности смягчала его суровость.

Принцип справедливости осуществлялся исключительно юридическим методом, с объективных позиций и с использованием великолепной юридической техники, препятствовавшей произвольному отправлению правосудия.

Однако там, где нового толкования уже было недостаточно, необходимо было изменить норму, правовое состояние. И в этом случае в области правотворчества принцип справедливости помогал реализовывать важные экономические, политические, социальные и этнические моменты, приспосабливал действующее право к изменяющимся условиям общественной жизни, сохранял его жизненность, не давал ему закоснеть.

<< | >>
Источник: В. В. Пиляева. Римское частное право. —СПб.: Питер. — 272 с. — (Серия «Учебник для вузов»).. 2002

Еще по теме ВВЕДЕНИЕ:

  1. Введение
  2. Введение, начинающееся с цитаты
  3. 7.1. ВВЕДЕНИЕ
  4. Введение
  5. [ВВЕДЕНИЕ]
  6. ВВЕДЕНИЕ
  7. Введение Предмет и задачи теории прав человека
  8. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ПЕРВОЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  9. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  10. ВВЕДЕНИЕ,
  11. ВВЕДЕНИЕ
  12. ВВЕДЕНИЕ
  13. ВВЕДЕНИЕ