§ 1. Основные этапы развития западноевропейской риторики
В истории ораторского искусства выделяется прежде всего античный период. Античная риторика возникла в Греции в V—IV вв. до н. э., сложилась в систему в III- II вв. до н. э. и распространилась в Риме в I веке до н.
э.Становление античной риторики как науки произошло в Древней Греции, которая считается родиной красноречия. Родоначальниками риторики были классические софисты V века до н. э., высоко ценившие слово и силу его убеждения.
Теорию риторики активно разрабатывал философ-софист Протагор из Абдер во Фракии. Он одним из первых стал применять диалогическую форму изложения, при которой собеседники в споре защищают два противоположных взгляда.
Учителем красноречия, теоретиком ораторского искусства был и древнегреческий софист Горгий из Леонтин в Сицилии, который подчеркивал силу слова и роль языка в ораторском искусстве. Написанный им учебник риторики не сохранился.
Следует отметить, что отношение к софистике и к софистам было противоречивым. В начале слово софист имело положительный смысл, оно обозначало вообще человека талантливого, способного проявить себя в какой-либо деятельности, опытного в определенном искусстве. В конце V века до н. э. софистами стали называть платных учителей красноречия и философии.
На первых порах софисты учили правилам логического мышления, правильным приемам доказательства и опровержения. Однако очень скоро они отошли от этого. Главной их заботой становится подбор и применение различного рода словесных и логических уловок, с помощью которых можно добиться победы над противником. Они рассматривали диалектику как искусство, посредством которого можно доказать любое положение, каким бы нелепым оно ни было. Например, утверждая, что сделать необразованного человека образованным значит убить его, софист рассуждал следующим образом: «Став образованным, он уже не будет тем, чем был».
Если софиста уличали во лжи, он выворачивался примерно так: «Кто лжет, говорит о том, чего нет. Но о том, чего нет, нельзя сказать, следовательно, никто не может лгать». Поэтому слово софист приобретает отрицательную окраску, его синонимами становятся лжемудрец, шарлатан, фокусник.Таким образом, софисты, с одной стороны, нужны были афинским гражданам, так как помогали им овладеть искусством управления, обучали умению говорить, убеждать, спорить. Но, с другой стороны, их беспринципность, виртуозность при защите прямо противоположных точек зрения, неустойчивость политических взглядов и позиций вызывали к ним недоверие и даже враждебность.
С софистами яростно боролся великий древнегреческий философ Сократ, в совершенстве владевший диалектическим методом диалога.
Для Сократа диалектика — это философское искусство вести беседу с целью обнаружения, выяснения истины. Диалектик тот, кто умеет ставить вопросы и давать ответы. Иным был софистический метод обсуждения вопросов. Для софистов главное — одержать победу во что бы то ни стало, активно возражать против иной точки зрения.
Весьма значительным событием культурной жизни Афин было открытие в 391 г. до н.э. Исократом первой риторической школы с регулярным обучением. Здесь готовили всесторонне образованных людей, политиков, знатоков права, истории, философии, литературы. Но главным в учебной программе было обучение искусству слова, умению вести дискуссию, полемику с оппонентом. Как подчеркивал американский историк Вил Дюрант, в афинском государстве правил спор, и все были увлечены чудесною силою слова.
Воспитанники школы Исократа учились составлять судебные речи, полемизировать, защищать дела, которые казались безнадежными, аргументировать противоположные точки зрения. Они старались блеснуть изобретательностью, найти веские доводы в защиту собственной позиции и опровергнуть доводы оппонентов.
В школе Исократа очень высокие требования предъявлялись к тексту речи. Составитель прежде всего должен был пользоваться «теми средствами языка, которые были для всех доступны в живой речи современных им афинян».
Тщательнейшим образом подбиралась лексика, устранялось «зияние» (непосредственное следование друг за другом гласных на стыке слов), текст определенным образом ритмизировался, расчленялся на периоды (синтаксическое построение, в котором содержательные и ритмикоинтонационные структуры находятся в гармоническом соответствии между собой).Из школы Исократа вышли такие известные риторы, как Гиперид, Эсхин, Ликург Афинский. Лучшим из учеников Исократа был знаменитый Демосфен.
Крупнейшим теоретиком античной риторики был древнегреческий философ и ученый Аристотель. Он заложил основы риторики как науки, неотделимой от логики и диалектики. Свои мысли о красноречии он изложил в таких известных работах, как «Аналитики», «Категории», «Поэтика» и в специальном труде «Риторика», единственном древнегреческом сочинении по красноречию, дошедшем до нас в целостном виде. «Риторика» состоит из трех книг, в которых рассматриваются язык, стиль и структура публичной речи.
Значительное количество риторических трактатов, до сих пор не систематизированных и недостаточно изученных, дала новая эпоха античной культуры, обычно называемая эллинизмом. Эллинистическая риторика много внимания уделяла стилистическим явлениям в языке. Например, большой интерес представляют впервые переведенные на русский язык сочинения Дионисия Галикарнасского (ок. 35 — ок. 8 гг. до н.э.) «О соединении слов» и Деметрия (ок. 1 в. н.э.) «О стиле».
Под влиянием греческого ораторского искусства больших успехов достигает риторика в Древнем Риме, особенно во времена расцвета Римской республики.
Самым крупным теоретиком и практиком ораторского искусства Древнего Рима был знаменитый Цицерон (106— 43 гг. до н. э.). Значительное место в его риторической теории занимает учение об идеальном ораторе. Он ставил перед оратором три основные задачи:
в доказать и одновременно продемонстрировать истинность приводимых фактов; в доставить слушателям эстетическое удовольствие; в воздействовать на их волю и поведение, побудить к активной деятельности.
...наилучший оратор тот, кто своим словом и научает слушателей, и доставляет удовольствие, и производит на них сильное впечатление, - подчеркивал Цицерон. - Учить — обязанность оратора, доставлять удовольствие — честь, оказываемая слушателю, производить же сильное впечатление необходимо [33, 65].
Цицерон считал, что истинно красноречив тот, кто умеет говорить о будничных делах просто, о великих — величаво, о средних — стилем, промежуточным между обоими.
Выдающийся мастер слова утверждал, что «оратор должен соединять в себе тонкость диалектика, мысль философа, язык поэта, память юрисконсульта, голос трагика и, наконец, жесты и грацию великих актеров». По его мнению, «красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем это кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний».
Имя Цицерона стало символом ораторского искусства, а его мысли о красноречии не утратили своего значения и в наши дни. В 1972 году впервые на русском языке были полностью опубликованы его труды: «Оратор», «Об ораторе», «О знаменитых ораторах» [52]. Сохранились и изданы речи Цицерона, а также его письма.
Теорию риторики в Древнем Риме разрабатывал и знаменитый ритор Марк Фабий Квинтилиан (ок. 35 — ок. 96 гг.). Он активно занимался обучением ораторскому искусству, руководил первой государственной риторической школой. Широко известен его главный труд под названием «Образование оратора или Марка Фабия Квинтилиана Двенадцать книг риторических наставлений» (в русском переводе А.С. Никольского, 1834). Вот что писал о цели своей книги сам автор: «Труд оратора обширен и разнообразен, почти всякий день новый, и никогда о нем не будет сказано все. Тем не менее, я попытаюсь изложить из традиционных правил то, что есть в них самого лучшего, а что покажется мне нужным, изменю, добавлю, отброшу» [12, 62].
Квинтилиан утверждал, что идеальному оратору необходимо теоретическое образование и ораторская практика. Сочетание науки, знания и упражнения придает оратору способность свободного объяснения.
Сочинения Квинтилиана применялись как практическое руководство по риторике и в последующие эпохи.
Таким образом, античные теоретики заложили фундамент науки об ораторском искусстве, начали разрабатывать ее теорию, элементы которой используются вплоть до наших дней, стали создавать методику обучения. Античная риторика сложилась как нормативная дисциплина и входила в число семи «избранных наук».
Интерес представляет риторика средних веков и эпохи Возрождения. Главной особенностью средневековой культуры является ее глубокая и очень сложная взаимосвязь с религией. В средние века церковь была самым крупным феодальным землевладельцем. Она занимала господствующее положение в экономике, политике, идеологии. Религия служила оправданию и укреплению феодального строя. Богословию были подчинены все социальные институты, философия, наука, образование, искусство. Идеи, не согласуемые с учением церкви, не признавались, всякая живая, свободная мысль подавлялась. Это тормозило, сдерживало развитие духовной жизни средневекового общества. Система религиозного мировоззрения наложила свой отпечаток на все достижения того времени, в том числе и на ораторское искусство.
Как справедливо писал А.Г. Тимофеев в своих «Очерках по истории красноречия», «средневековое красноречие не могло обладать творческой силой истинного искусства, но оно должно было оставаться на почве чистой риторики, жить одной внешней формой, в причудливой обработке которой тогда видели сущность красноречия. Оратору не было места в государственной жизни». Основным видом было духовное красноречие, которое стало мощным инструментом церкви по защите и укреплению своих позиций и сильным средством воздействия на народные массы.
Служители церкви должны были пересказывать религиозные догматы, толковать библейские легенды, воспитывать прихожан в духе смирения и покорности. Основным методом влияния на слушателей становится не убеждение, а внушение. Начинает развиваться гомилетика — наука о христианском церковном проповедничестве.
К числу знаменитых религиозных проповедников относят епископа г. Кесарии в Малой Азии Василия Великого (ок. 330—379); епископа Константинополя Иоанна Златоуста (ок. 350—407), чье имя стало нарицательным для обозначения красноречивого оратора; епископа г. Гиппон в Северной Африке Августина Блаженного (354—430), который использовал достижения формальной риторики; испанского архиепископа Исидора Севильского (560-635); англосаксонского летописца и монаха Беды Достопочтенного (673—735), уделявшего много внимания фигурам и тропам.
В период позднего средневековья громадное влияние на современников оказывали речи настоятеля монастыря доминиканцев во Флоренции Савонаролы (1452—1498). Он выступал против тирании Медичи, обличал папство, призывал церковь к аскетизму. «Иногда, сходя с кафедры, — писал он, — я думаю про себя: лучше мне не говорить и не проповедывать об этих вещах, но оставаться в покое и предоставить все воле Божьей. Но когда я опять стою здесь, я не могу преодолеть себя и действовать иначе.
Божье слово становится во мне огнем, который горит в моем сердце и сжигает меня» [48, 78].
Как отмечал один из современников, в речах Савонаролы «нет плана, лестницы, украшений слога, изящества, но в них чувствуется стихийная сила грома и молнии».
С появлением средневековых университетов в XI—XII веках зарождается университетское красноречие, которое тоже не могло развиваться свободно от церкви. Господствующее положение в науке занимала схоластика (от греч. scholastikos — школьный, ученый), религиозная философия. Наиболее характерными чертами ее было стремление опираться на «авторитеты», главным образом церковные, и полное пренебрежение к опыту. Свои доказательства схоласты черпали, прежде всего, из «священного писания».
Самое яркое выражение схоластика нашла в сочинениях католического богослова XIII в. Фомы Аквинского, заявлявшего, что всякое познание является грехом, если только оно не имеет своей целью познание Бога.
Как отмечают исследователи, наука находилась в заколдованном кругу авторитета и традиций. Показателем эрудиции ученого считалось знание возможно большего числа цитат pro и contra какого-либо положения. Важным признаком учености являлось знание латинского языка, умение использовать в своей речи латинские слова и выражения.
Лекции в университетах читались профессорами по большим рукописным книгам в тяжелых переплетах. Книгопечатания тогда еще не было, поэтому, чтобы сохранить книги, их нередко приковывали к кафедре цепями. Задача лектора состояла в комментировании студентам прочитанного текста.
Догматизм, цитатничество, начетничество, а также погоня за внешней формой, игра логическими понятиями становятся основными приемами схоластической риторики.
Зарождение капиталистических отношений в недрах феодальной формации оказало огромное влияние на развитие всей культурной жизни стран Западной и Центральной Европы. Начинается новый этап в развитии мировой культуры — Возрождение.
Главным выражением произошедшего в культуре величайшего переворота становится гуманизм (от лат. homo — человек, humanus — человеческий). На первый план выдвигается человек как личность. Ценятся его ум, воля, способности, нравственные качества, признается его право на свободу, самостоятельность, счастье независимо от социального положения, принадлежности к знатному роду. Утверждается красота и достоинство человека, сила его разума и энергии.
Важное значение для формирования культуры Возрождения имело обращение к великому реалистическому наследию античности. Гуманисты перевели произведения почти всех философов, поэтов, ораторов; освободили многие античные произведения от средневековых искажений.
Передовые люди XIV—XV вв. были убеждены, что только через возрождение античной культуры после многих столетий средневекового варварства и невежества можно прийти к истинному познанию человека.
В середине XV в. немецкий изобретатель Гутенберг создал европейский способ книгопечатания, который стал применяться во многих странах. Рост книгопечатания способствовал широкому распространению античного наследия и новых гуманистических идей.
Возрождение освободило ораторское искусство от религиозно-схоластических пут и способствовало его дальнейшему развитию. Большое влияние на искусство слова оказали вожди реформации (Мартин Лютер в Германии; Жан Кальвин во Франции; Ульрих Цвингли в Швейцарии), а также руководители крестьянских войн (Гильом Каль во Франции; Джон Болл и Уот Тайлер в Англии; Ян Гус и Ян Жижка в Чехии; Томас Мюнцер в Германии и др.).
Светский характер приобретает судебное красноречие. Значительно усиливается авторитет римского права. Громадное влияние и авторитет приобретает Цицерон, ставший для судебных деятелей идеалом, к которому надо стремиться. Появляются труды по теории судебного красноречия, например, «Диалог об ораторах» Л у азе ля.
Начинает развиваться торговое, парламентское, военное красноречие. Значительно расширяется круг проблем, которые стали предметом ораторских речей. Это вопросы политики, права, экономики, нравственности, религии. Риторика отходит от латинских учебных пособий, обогащается живой национальной речью.
Начиная с эпохи Возрождения, доминантой всех европейских национальных элементов развития риторики, по мнению специалистов, является ее «литературизация».
«Постепенно формируются логическое и собственно художественное, стилистическое направления в риторике, что определяло ее тяготение, с одной стороны, к грамматике, а с другой — к поэтике» [42, 420].
Ораторское искусство становится неотъемлемой частью культуры нового времени.
§ 2. Развитие риторических традиций в России
Первый шаг развития русской риторики — риторика Древней Руси и доломоносовского периода. Россия имеет богатейшие риторические традиции. Ораторская практика еще в Древней Руси была довольно разнообразной и отличалась высоким уровнем мастерства.
Этому способствовал образ жизни славян, их культурные традиции и обычаи. Все важнейшие вопросы, связанные с заключением войны и мира, установлением гражданского согласия, развитием торговых отношений, решались на городских площадях, куда сходились все жители.
Грамотность в Древней Руси не была привилегией только представителей господствующего класса. Ею владели, как свидетельствуют берестяные грамоты и надписи на ремесленных изделиях, и простые горожане. Открывались школы для юношей. В 1086 г. сестра Мономаха устроила при одном из монастырей в Киеве школу для девушек. Значительную роль в деле образования и просвещения играл Киево-Печерский монастырь, представляющий собой по сути высшее учебное заведение средневекового типа.
С принятием христианства и усвоением церковно-славянской письменности Русь при болгарском посредничестве получила доступ к основным памятникам греческой, латинской, раннехристианской, византийской культуры. В монастырских библиотеках, наряду с богослужебными книгами, хранились светские сочинения: летописи, географические описания, военные и исторические хроники.
Примечательны слова профессора В.А. Якимова. В книге «О красноречии в России до Ломоносова» (1838) он пишет: «Владимир заводит училища, сооружает храмы: вот и места, где дар говорить хорошо, ясно и убедительно уже мог оказывать благотворное действие. Преемник его заботится о возможном умножении и распространении книг духовных: вот и образцы, из коих можно было получать понятие об искусстве; он рассылает по городам священников для наставления народа: вот и прекрасное поприще для первых покушений ораторства...» [12, 92].
Автор подчеркивает, что герои и крупные деятели Древней Руси умели и сильно чувствовать, и ярко выражать свои чувства.
Золотым веком древнерусского красноречия считается XII в. В это время появляется знаменитое «Поучение» Владимира Мономаха; «Слово Даниила Заточника»; выдающийся памятник культуры «Слово о полку Игореве», проникнутый глубоким патриотизмом, призывающий к единению всех русских земель и др.
Крупным древнерусским оратором был Кирилл Туровский. Его поучения и проповеди — великолепные образцы красноречия. «Достопамятный вития наш XII века», «воссиявший паче всех на Руси», — так говорили о нем современники.
Первым древнерусским сочинением, рассказывающим о риторике, было «Сказание о семи свободных мудростях». Это произведение состояло из семи глав, в каждой из которых соответствующая наука («мудрость»), а именно: грамматика, риторика, диалектика, мусика, арифметика, геометрия, астрономия —•представляла себя, объясняла сущность своего учения, говорила о его пользе, связи с другими науками и т.д. По утверждению исследователей, «Сказание» было создано на русской почве самостоятельно во втором десятилетии XVII в. Это сочинение легло в основу первых русских учебников по теории красноречия.
Наиболее ранние списки первой русской «Риторики» относятся к 1620 г. Книга пользовалась большой популярностью, ее знали и изучали в Москве, Новгороде, Ярославле, во многих монастырях. В течение многих десятилетий она была единственным учебником в России. Известны 36 списков этой работы. «Риторика» состоит из двух книг: «Об изобретении дел» и «Об украшении слова».
В первой книге «Риторики» излагается риторическое учение в целом, дается определение ритору, риторике, описываются «обязанности» ритора, подробно рассматривается «изобретение» речи, создание доказательств в четырех родах речи: учебном, совещательном, хвалебном и судебном; рекомендуются приемы к возбуждению страстей.
Вторая книга «Риторики» содержит учение о тропах, рассматривает фигуры речи, говорит о подражании образцовым риторам и умелом использовании стилей речи.
Значительное количество риторик появилось в эпоху петровских преобразований, в конце XVII начале XVIII века. Наиболее известные среди них: «О риторической силе» Софрония Лихуда (перевод Козмы Афоноиверского, 1698); «Риторика» Михаила Усачева (1699); «Риторическая рука» Стефана Яворского (1698, перевод Федора Поликарпова — 1705); риторики Андрея Белобоцкого; «Книга всекрасного златословия» Козмы Афоноиверского (1710); «Старообрядческая Риторика» в 5 беседах (1706-1712).
Подробное описание этих произведений дается в книгах: «Риторика в России XVII—XVIII вв.» В.П. Вамперс- кого (М., 1988); «Теория и практика русского красноречия» Л.К. Граудиной и К.М. Миськевич (М., 1989); «История русской риторики: Хрестоматия» В.И. Аннушкина (М., 1998); «Русская риторика» Л.К. Граудиной и Г.И. Кочетковой (М., 2001).
Большую роль в развитии русского красноречия сыграли труды выдающегося государственного и церковного деятеля, писателя, просветителя, сподвижника Петра I Феофана Прокоповича (1681-1736). В его сочинениях содержится много практических рекомендаций и советов для ораторов. Например, в одной из своих работ он пишет:
«Следует соизмерять повествование и описание предметов с самими предметами, а не со словами или стихами. Но для ясности описания следует избегать двусмысленных слов и выражений, излишней изощренности, частых острот и нагромождения лиц и предметов. Для всех описаний общими и главнейшими являются два достоинства: ясность и краткость, причем та и другая способствуют наглядности предмета» [12, 221].
Большое распространение в России имели также латинские риторики, так как преподавание в учебных заведениях велось на латинском языке.
Интерес представляет риторическое обучение в духовных академиях и старообрядческих общинах. В библиотеках Москвы, Киева, Санкт-Петербурга хранятся многочисленные рукописи учебников, созданных учителями риторики для своих учеников, различные сборники с риторическими статьями и школьными речами.
Значительный шаг вперед сделала риторика ломоносовского периода. Огромную роль в развитии риторики сыграл сам М.В. Ломоносов, которого Н.М. Карамзин назвал «отцом российского красноречия». С именем М.В. Ломоносова связано подлинное искусство публичного слова, отвечающее интересам общественного прогресса в России.
Первую краткую риторику он написал предположительно в 1743 г. Она называлась «Краткое руководство к риторике на пользу любителей сладкоречия». Однако этот вариант был отвергнут академиками-немцами. Так, Г.Ф. Миллер при рассмотрении рукописи заявил: «Я полагаю, что следует написать автору свою книгу на латинском языке, расширить и украсить ее материалом из учения новых риторов и, присоединив русский перевод, представить ее Академии» [26, 792].
Но М.В. Ломоносов «ослушался» и свою вторую, «пространную», риторику «Краткое руководство к красноречию» тоже написал по-русски, простым, доходчивым и образным языком. Первое печатное издание этой «Риторики» появилось в 1748 г.
«Риторика» М.В. Ломоносова представляет собой фундаментальный научный труд, определивший развитие этой науки в России не только в XVII в., но и в последующие периоды. В нем ученый уделяет существенное внимание истории риторики, анализу мастерства лучших античных ораторов, излагает систему правил и требований, которые должны соблюдаться каждым выступающим перед аудиторией.
«Риторика» содержит традиционные разделы: об изобретении, об украшении, о расположении, но в их рамках Ломоносов высказывает много новаторских идей — о классификации стилей, о взаимоотношениях русского и церковно-славянского языка, об особенностях национального языка и др. Ученый был сторонником строгой нормализации языка. «...Ежели в народе слово испорчено, то старайся оное исправить», - рекомендовал он.
Сочинение Ломоносова стало настольной книгой образованных читателей XVII века и принесло ученому громкую славу. В.Н. Татищев в своей «Истории Российской» назвал «Риторику» М.В. Ломоносова «особливо изрядной, хвалы достойной». В.Г. Белинский считал ее «великою заслугою своего времени».
Книга считалась одной из самых популярных. В канцелярии Академии сохранился рапорт о том, что «купцы (книготорговцы) беспрестанно спрашивают» «Риторику» Ломоносова. В XVIII веке она выдержала семь изданий (последнее — в 1797 г.), в начале XIX века — два (1805 г. и 1810 г.).
Мысли основателя отечественной риторики в той или иной мере развивали передовые общественные деятели, ученые, педагоги. Были изданы такие работы, как «Письмовник» Н.Г. Курганова (1769); «Краткое руководство к оратории Российской, сочиненное в Лаврской семинарии в пользу юношества, красноречию обучающегося» Амвросия (1778); «Детская риторика, или Благоразумный вития, к пользе и употреблению юношества сочиненная» (1787), учебное пособие «Риторика в пользу молодых девиц, которая равным образом может служить и для мужчин, любящих словесные науки» Г.А. Глинки (1797) и др.
В конце XVIII — начале XIX вв. сложилась риторическая школа Российской Академии, а затем и университетская школа красноречия. Появился целый ряд значительных сочинений по риторике. Например, заслуживает внимания работа известного государственного и политического деятеля М.М. Сперанского. В 1792 г. им был написан курс словесности, который он читал в Петербургской духовной академии. В 1844 году (через пять лет после смерти автора) эти лекции были опубликованы под названием «Правила высшего красноречия». По словам А.Ф. Кони, книга М.М. Сперанского представляет собой «систематический обзор теоретических правил о красноречии вообще, изложенных прекрасным языком». Она относится к роду нормативной, «учительской» литературы. В ней выделяются разделы: «О частях слова», «О сочинении», «О расположении», «О слоге», «О произношении».
Особое значение М.М. Сперанский придавал эмоциональности речи. Значительное место в его работе отводится описанию экспрессивности в слове и анализу природы «страстей». Большое внимание он уделил стилистике индивидуальной речи, изложил собственную концепцию теории слога, в чем проявилась самобытность его сочинения.
К общим свойствам хорошего слога М.М. Сперанский относит: 1 )ясностъ («...хотеть писать собственно для того, чтобы нас не понимали, есть нелепость, превосходящая все меры нелепостей»); 2) разнообразие («Нет ничего несноснее, как сей род монотоний в слове, когда все побочные понятия, входящие в него, всегда берутся с одной стороны, когда все выражения в обороте своем одинаковы»); 3) единство («Надобно, чтобы части были разнообразны, а целое едино; надобно, чтобы в сочинении царствовал один какой-нибудь главный тон, который бы покрывал, так сказать, собой все прочие. lt;...gt; Отрывы и падения из слога высокого в слог низкий, из красивого в непосредственный не могут ничего другого произвесть, как разногласие и дикость»); 4) равностъ слога с материей («Слог должен быть равен своему предмету, то есть все побочные понятия должны быть соразмерны своим главным. Если главные мысли возвышенны, все зависящие от них должны быть сильны и благородны; если первые просты, последние должны быть легки и естественны») [12, 304-305].
М.М. Сперанский советовал развивать собственное красноречие изучением правил, чтением образцов и упражнениями в сочинении.
Большой вклад внес М.М. Сперанский в развитие делового стиля русского литературного языка.
Влиятельным филологом своего времени был А.С. Никольский. Им были написаны «Логика и риторика» (1790,
впоследствии 5 изданий) и «Основания российской словесности» (1792, впоследствии 7 изданий до 1830). Автор характеризует особенности прозаической, ораторской и стихотворной речи; классифицирует слог в зависимости от разновидностей речи (разговорный, письменный, учебный, философский, исторический, баснословный, романтический, ораторский, театральный).
Его «Основания российской словесности» состоят из введения и двух частей: «Грамматики» и «Риторики». Отвечая на вопрос «Что есть словесность?», А.С. Никольский пишет: «Словесность (дар слова) есть способность выражать мысли словами. Правила, которые показывают, как употреблять сию способность, называют вообще учением о словесности; и таковые правила, приличным и для юношества удобопонятным образом расположенные, наименованы здесь основаниями словесности» [3,22].
Учебное пособие отличается простотой и ясностью подачи материала.
Значительное место в истории отечественной науки о красноречии занимает «Риторика» первого ректора Харьковского университета, члена Императорской Российской Академии наук, доктора философии И.С. Рижского, написанная в 1796 году. Самым популярным стало 3-е издание его сочинения под названием «Опыт риторики, сочиненный и ныне вновь исправленный и пополненный Иваном Рижским» (М., 1809). По этому учебнику обучалось несколько поколений трех ведущих университетов страны — Московского, Казанского и Харьковского. Свои представления об ораторском искусстве И.С Рижский самым тесным образом связывает с проблемами стилистики и правильности речи, что было чрезвычайно актуальным для конца XVIII века.
«Риторика» И.С. Рижского состоит из четырех частей. Первая часть, озаглавленная «О совершенствах слова, которые происходят от выражений, или об украшении», посвящена чистоте языка. Вторая часть называется «О совершенствах слова, которые происходят от мыслей, или об изобретении». В третьей части «О расположении и о различных родах прозаических сочинений» представлена теория жанров прозаической литературы XVIII века. В четвертой части «О слоге, или о совершенствах слога» вновь рассматриваются проблемы чистоты языка.
Достоинством риторики И.С. Рижского является непосредственная связь с языковой и сочинительской практикой деятелей XVIII века (поэтов, прозаиков, ученых). Изложение теоретического материала сопровождается прекрасными литературными иллюстрациями - примерами из произведений Хераскова, Державина, Карамзина и других литераторов того времени. Как отмечают исследователи, «риторика И.С. Рижского представляет собой единственную в своем роде теоретическую стилистику литературного языка XVIII века» [11].
Первая половина XIX века считается временем расцвета русской риторики. «В этот период появляется около шестнадцати риторик широкой теоретической и практической ориентации, основной пафос которых был направлен на определение принципов организации прозаических текстов, всей сложившейся художественно-речевой практики» [42, 422].
Характерной особенностью русской риторики было деление ее на общую и частную. Общая риторика рассматривала общие законы речи, правила появления, расположения и выражения мыслей, а частная риторика описывала прозу, конкретные ее виды и разновидности.
Широкую известность в России получили многократно переизданные курсы риторики А.Ф. Мерзлякова, Н.Ф. Ко- шанского, А.И. Галича, К.П. Зеленского и др.
А.Ф. Мерзляков, профессор Московского университета, занимавший кафедру российского красноречия и поэзии, в своей «Краткой риторике» (1809 г.) первым представил многообразие родов и видов словесности: 1) письма; 2) диалоги; 3) учебные сочинения; 4) история (характеры, биографии, романы, подлинная история); 5) речи (духовные, политические, судебные, похвальные, академические). Отказавшись от изобретения, он основное внимание уделяет слогу.
«Слогом, или стилем во всех родах письменных сочинений называем мы словесную одежду мыслей и чувствований, какого бы они содержания ни были. Всякий слог имеет свой собственный характер. Различие в слогах происходит: 1) от характера писателя; 2) от сущности материи, которую он избрал; 3) от цели, которую он себе предположил, и, наконец, 4) от расположения, в котором он пишет» [3, 245].
Автором популярных учебников «Общая риторика» (10 изданий: 1829—1849) и «Частная риторика» (7 изданий: 1832-1849) был Н.Ф. Кошанский, филолог, переводчик, профессор русской и латинской словесности Императорского Царскосельского лицея (с 1811 по 1828 гг.). Его лекции слушал А.С. Пушкин. «Ничего столько не отличает человека от прочих животных, как сила ума и дар слова, — утверждал он. — Сии две способности неразлучны; они образуются вместе, взаимно и общими силами ведут человека к совершенству, к великой, небом ему указанной цели» [3, 2)95].
В «Общей риторике» три основных традиционных раздела: «Изобретение», «Расположение» и «Выражение мыслей». Значительное место в книге занимают рассуждения о стиле, который автор именует слогом. «Слог должен быть приличен предмету: простой предмет требует простого слога, важный возвышенного... Но если высокое пишется низким или низкое высоким слогом, то сочинение называется забавным, шуточным», — пишет он [12, 317].
«Частная риторика», по словам Н.Ф. Кошанского, «основываясь на правилах общей, рассматривает каждое прозаическое сочинение порознь, показывая содержание его, цель, удобнейшее расположение, главнейшие достоинства и недостатки» [3, 296]. В учебнике описываются пять видов красноречия: «письма», «разговоры», «повествование», «ораторство», «ученость».
Анализируя красноречие истинное и мнимое, автор делает вывод: «Истинно красноречивым может называться тот, кто соединил красноречие ума и сердца с красноречием добродетели» [3, 306].
А.И. Галичу, преподавателю Императорского Царскосельского лицея, одному из первых представителей философской кафедры в Петербургском университете, принадлежит одно из фундаментальных исследований — «Теория красноречия для всех родов прозаических сочинений» (1830). Работа состоит из двух разделов: «Словесное витийство» и «Витийство телесное».
Автор характеризует общие свойства «совершенного, или lt;...gt; ораторского языка». Это чистота, правильность, ясность, определенность и точность, единство, сила и выразительность, благозвучие.
А.И. Галич предлагает свою классификацию стилей («родов слога»): 1) сухой; 2) простодушный, безыскусственный; 3) цветущий, щеголеватый; 4) растянутый, обильный; 5) сжатый; 6) пылкий, страстный (патетический), увлекающий, стремительный.
Он отказывается от традиционного разделения на «фигуры слов» и «фигуры мыслей» и выделяет три типа фигур по их функции и характеру образования — грамматические, ораторские и поэтические.
Автор называет и подробно характеризует «общие начала стиля»:
а) грамматические, основывающиеся на выборе, размещении и связи слов;
б) психологические, происходящие от влияния духовных сил человека на его слог;
в) логические, основывающиеся на общих законах мышления;
г) эстетические, имеющие в виду красоту формы [3, 319].
В книге правила общей риторики распространяются на прозаические произведения: 1) монологи, 2) разговоры, 3) письма, 4) деловые бумаги, 5) исторические сочинения, 6) сочинения поучительные, 7) ораторские речи.
Ко второй половине 40-х годов XIX в. относятся наиболее значительные работы К.П. Зеленецкого, профессора Ришельевского лицея в Одессе, которые стали солидными учебными пособиями для гимназий и университе
тов: «Исследования о реторике...» (1846); книги «Курса русской словесности» — «I. Общая риторика», «II. Частная риторика», «III. Пиитика»; «История русской литературы для учащихся» (все опубликованы в 1849 г.).
Написание вариантов «реторика / риторика» именно такое: в «Исследовании» 1846 г. — везде «реторика», в учебниках 1849 г. - везде «риторика». [3, 367].
В «Общей риторике» К. П. Зеленецкого отсутствует учение об «изобретении», но «подробно разработаны вопросы, связанные с логической основой речи и,особенно, с ее языковыми особенностями. Автор пишет:
«...третье отделение нашей общей риторики составят лингвистические условия речи в приложении к языку русскому. Здесь сперва будем мы говорить об отношении языка русского к церковнославянскому, затем рассмотрим лексическую сторону языка нашего и его главнейшие особенности и, наконец, в главе о грамматической его чистоте покажем погрешности, которые от небрежности или незнания вкрадываются в него и вредят этой чистоте» [3, 373].
В работе выделены разделы: «Различные роды речи по способу ее изложения», «О чистоте письменной речи русской в лексическом отношении», «О практических занятиях русским языком» и др.
Таким образом, к концу первой половины девятнадцатого столетия риторика все в большей степени склонялась к практической стилистике и культуре речи.
В 60-х годах XIX в. после проведения в жизнь судебной реформы 1864 г. начинается бурное развитие русского судебного красноречия. Речи выдающихся русских юристов - К.К. Арсеньева, Н.П. Карабчевского, А.Ф. Кони, Ф.И. Плевако, В. Д. Спасовича, А.И. Урусова и многих других — обладали огромной силой воздействия, приковывали внимание широкой общественности. Появляется большое количество работ по теории и практике судебного красноречия, например: «Русское судебное красноречие» К.К. Арсеньева; «Advocatus miles» (Пособие для уголовной защиты) Л.Е. Владимирова; «Речь прокурора на суде по делам уголовным» М.Ф. Громницкого; «Речь государственного обвинителя в уголовном суде» А. Левенстима; «Судебное красноречие» К.Л. Луцкова; «Нравственные начала в уголовном процессе» (общие черты судебной этики) А.Ф. Кони; «Речи сторон в уголовном процессе» А.Г. Тимофеева и др.
Особо следует выделить труд опытного судебного деятеля П. С. Пороховщикова «Искусство речи на суде», изданный в 1910 г. под псевдонимом П. Сергеич. Содержание книги составляют следующие главы: «О слоге», «Цветы красноречия», «Meditatio», «О психологии в речи», «Предварительная обработка речи», «Судебное следствие», «Искусство спора на суде», «О пафосе», «Заключительные замечания».
В них сформулированы принципы судебной деятельности, описаны разнообразные приемы создания речи, даются советы и рекомендации, как поступать судебному оратору в той или иной ситуации, много внимания уделяется его языковому мастерству. «Чтобы быть настоящим обвинителем или защитником на суде, надо уметь говорить», — так автор начинает свою книгу.
Подчеркнем, что она не потеряла своей актуальности и сегодня. Многие приведенные в книге правила и установки рекомендуют использовать в юридической практике и известные современные специалисты-психологи, а также юристы-практики.
Если говорить в целом о русской риторике второй половины XIX в., то следует отметить, что начинается ее упадок как науки о прозе (деловой, научной, ораторской). Центром внимания филологической мысли становится изучение художественной прозы и поэтических форм речи.
- В системе образования появляется новый предмет, получивший название «Теория словесности». «Под этим названием выходили школьные нормативные руководства с 70-х годов XIX в. до 20-х годов XX в. Содержание этих руководств показывает, что обучение филологии в школе постепенно все более ориентируется на исключительное изучение фольклора и художественной литературы. Если в ранних руководствах по теории словесности включается изучение прозаических форм речи, таких как документы, «научная проза», то в поздних руководствах, таких как руководство Д.И. Овсянико-Куликовского, все внимание отдается художественной речи» [38, 5].
Новая учебная дисциплина взяла из риторики ряд понятий и даже целых разделов, например, учение о композиции, о стилях речи, о фигурах стиля. Но традиционная трехчастная схема риторики нарушается. Многие вопросы, связанные с изложением изобретения, расположения и выражения, опускаются. Таким образом, как самостоятельная учебная дисциплина риторика ко второй половине XIX в. оказалась утраченной.
Рассмотрим, как развивалась риторика в XX веке. Дальнейшее развитие курса теории словесности приводит к окончательному исчезновению из него правил риторики и самого термина риторика. Система правил искусства речи была окончательно заменена понятиями художественной стилистики, поэтики и эстетики. Задачей курса теории словесности в первой четверти XX в. становится формирование массового читателя художественной литературы. Теория словесности как курс, обучающий искусству речи, была разрушена, а затем и исключена из состава учебных дисциплин. Наследником теории словесности по существу становится стилистика, которая разрабатывала учение о видах языка и стиля. Наиболее крупными представителями этого направления филологической науки были С.П. Обнорский, Л.П. Якубинский, В.В. Виноградов, П.А. Ларин, Л.В. Щерба и др.
После 1917 г. делаются попытки возродить риторику как науку об ораторском искусстве, как учение о прозе. В 1918 году в Петрограде был создан Институт живого слова. Выступая на открытии этого института, А.В. Луначарский говорил:
Нужно вернуть человеку его живое слово. lt;...gt; Человек, который умеет говорить, то есть который умеет в максимальной степени передать свои переживания ближнему, убедить его, если нужно, выдвинуть аргументы или рассеять его предрассудки и заблуждения, наконец, повлиять непосредственно на весь его организм путем возбуждения в нем соответственно чувств, этот человек обладает в полной мере речью [27].
В 1919 г. ораторское искусство начали преподавать в Коммунистическом университете им. Я.М. Свердлова, а затем в созданном в Ленинграде Институте им. В. Володарского. В Московском университете и других вузах страны читался курс риторики.
В первые годы советской власти было издано немало литературы по вопросам ораторского искусства. Авторы делали попытку осмыслить практику революционных ораторов, давали практические советы и рекомендации начинающим агитаторам. Впервые была описана пропагадист- ская речь.
Дальнейшее развитие нашего государства, укрепление тоталитарного режима, административно-командной системы управления, массовые репрессии привели к свертыванию различных форм публичной речи и значительно снизили интерес к научным разработкам в области ораторского искусства. В 50—60 гг. ученые в основном занимались проблемами культуры речи.
Во 2-й половине XX в. начинается динамичное возрождение риторики. В США, Японии, странах Европы развивается «неориторика», ведется большая исследовательская работа в области ораторского искусства, речевого воздействия, словесной культуры, пропагандистского убеждения. При этом, как отмечают исследователи, сохраняются два традиционных аспекта научного поиска: 1) организация языкового материала в связи с проблемой аргументации (труды X. Перельмана, Х.П. Грайса, Дж. Киниеви, Ю. Коппер- шмидта и др.); 2) развитие орнаментального раздела риторики (искусства украшения речи), близкого к проблемам художественной стилистики и поэтики (работы Р.О. Якобсона, Р.Лахман, Т. Тодорова, Ж. Дюбуа и др.) [42, 423].
В нашей стране внимание к проблемам ораторского искусства со стороны ученых и общественности начинает проявляться в 70—80 гг. в связи с запросами и требованиями устной агитации и пропаганды. Огромная заслуга в этом принадлежит Всесоюзной организации общества «Знание». Она стала инициатором и организатором ежегодных научно-практических конференций по вопросам ораторского искусства и лекторского мастерства. Были открыты многочисленные школы молодого лектора, университеты лекторского мастерства, постоянно действующие семинары для лекторов, агитаторов, пропагандистов.
Курсы ораторского искусства преподавались в некоторых вузах страны. Стала разворачиваться исследовательская работа в области ораторского искусства. Были опубликованы труды С.С. Аверинцева (Риторика как подход к обобщению действительности, 1981); Ю.М. Лотмана (Риторика, 1981); Ю.В. Рождественского (Проблемы риторики и стилистической концепции В. В. Виноградова, 1981; Риторика и стиль, 1984); В.И. Аннушкина (Первая русская «Риторика» начала XVII в., 1985) и др.
Начали защищаться кандидатские и докторские диссертации по риторике. Появилась отечественная научная, учебная и методическая риторическая литература (книги В.П. Вомперского, Н.А. Безменова, Л.Г. Граудиной, В.Н. Топорова, С.Ф. Ивановой, Н.Н. Кохтева, А. И. Ми- хальской и др.).
Развитие риторической теории в современных условиях происходит с учетом достижений таких наук, как теория речевой деятельности, теория массовой коммуникации, прагматика, лингвистика текста, логика, психология, социология, этика, эстетика.
В настоящее время велика общественная потребность в практическом овладении ораторским искусством самыми различными слоями населения. Это объясняется повышением социальной активности россиян в условиях формирования гражданского общества, демократизации экономической и политической жизни страны, развития предпринимательской деятельности.
Наступает эпоха «информационного общества». Как справедливо подчеркивает Г.Г. Хазагеров, информация стала осознаваться как ресурс, полезный запас, а не как пустые «слова», противостоящие «делу»: «Представления о том, что слова — это простое сотрясение воздуха, в информационный век оказались существенно поколеблены. В наше время стала понятна объективная роль речевых технологий и конструктивная роль слова в жизни общества, в поддержании общественных установлений» [49, 22].
lt;Фgt; КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Что вы знаете об античной риторике? Назовите первые русские риторики. Расскажите о риторике средних веков и эпохи Возрождения. Почему М.В. Ломоновова называют «отцом российского красноречия»? Охарактеризуйте известные вам отечественные риторики. Как развивалась русская риторика в 19 веке? Каково современное состояние риторики в нашей стране?
Еще по теме § 1. Основные этапы развития западноевропейской риторики:
- I. Проблема языка в свете типологии культуры. Бобров и Макаров как участники языковой полемики
- § 12. Влияние консерваторов на цензурную политику
- Наукоемкое производство
- ЛИТЕРАТУРА ИРАНА
- Группы интересов, партии и развитие партийной системы
- Глава 13 МНОГОГРАННОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ. РУССКАЯ ЭСТЕТИКА ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА
- § 1. Основные этапы развития западноевропейской риторики
- ВВЕДЕНИЕ