<<
>>

Особенности проведения митинга

Весьма часты на митингах провокационные реплики и провокационные вопросы типа «Мели, Емеля, твоя неделя!» или «А откуда это вам известно?» Неготовность к подобным комментариям непростительна для митингового оратора.

Если провокационный выкрик не содержит ничего, кроме эмоций, можно либо проигнорировать его, явив публике свою выдержку и достоинство, либо ответить порцией еще более сильного яда, но непременно в спокойном тоне, с улыбкой на устах.

На первую из приведенных здесь реплик уместно отреагировать так: «Даете мне неделю? Спасибо, мне хватит пяти минут, а остальную неделю будем слушать вас, если публика не возражает». На злобно-недоверчивые вопросы ответить так: «Откуда? Газеты читали? Какие? Видно, мало читали - почитайте еще, просветитесь...»

Очевидно, что такие ответы не отличаются корректностью, но если к вам лезет некто в боксерских перчатках, не стоит предлагать ему сыграть в шахматы. Ведь авторы злобных реплик и вопросов не ждут от вас ответа по существу, их единственная цель - дискредитировать вас в глазах публики, вывести из равновесия и просто выплеснуть злобу. Отвечать им всерьез - значит выставлять себя на посмешище, а на митинге это верный проигрыш. Отнеситесь к ним как к убогим или к шутам, продемонстрируйте нарочитое спокойствие или дозированную иронию, а если публика, встав на вашу сторону, начинает сама высмеивать грубияна или просто кричит вам: «Говори, не слушай его!», то надо немедленно продолжить выступление.

Митинг в целом не лаборатория, в которой добывают истину, а арена борьбы, демонстрации силы, умения руководить массой, находить выход из скользких ситуаций. Однако нередко оратора стремятся спровоцировать на выдачу конфиденциальной информации, задавая, например, такие вопросы: «Кто ваши союзники? Кого выставит ваш блок на выборы в Государственную Думу? Как вы лично относитесь к политику N? Что вы сделаете, если ваши оппоненты предпримут такие-то шаги?» и т.д.

Если ответ на подобные вопросы входит в вашу речевую цель, - надо отвечать прямо и без утайки, дабы никто не мог вольно или невольно перетолковать ваши слова на свой лад. Если же раскрытие этих тайн преждевременно, то будет уместно ответить общими словами, например: «Наш союзник - всякий, кто разделяет нашу программу; если ваши убеждения близки нашим убеждениям - милости прошу к нашему шалашу. До выборов в Думу еще полгода, и мы выбираем, кого будем выбирать. А как выберем - немедленно представим на ваш выбор (риторическая фигура каламбур, или игра слов, имея легкий оттенок юмора, позволяет обратить разговор в шутку и уйти от ответа). Или «Я ко всем отношусь без пристрастий: если человек делает полезное, на мой взгляд, дело, - я его поддерживаю, если нет - то нет; отвечать же могу только за себя. Если наши оппоненты сделают что-нибудь в этом роде, - мы, безусловно, ответим. А как именно - это определим по ходу дела, так как конкретный ответ может вытечь только из конкретных обстоятельств».

Подобные ответы, высказанные спокойным, уверенным тоном, как правило, вполне удовлетворяют публику, а попытка возобновить вопросы воспринимается ею как явная назойливость. Вообще умение корректно «отбрить» излишне любопытных - одно из несомненных достоинств митингового оратора.

Если оппонент-«провокатор» продолжает наседать на вас, требуя четкого и подробного ответа, то в ряде случаев есть еще один способ переиграть его - контрвопросы. Если от вас упорно требуют уточнить ответ, вы вправе столь же упорно требовать уточнить вопрос, не слишком заботясь о сохранении душевного равновесия вашего настойчивого собеседника. «Почему я раньше выступал против депутата N, а теперь - за? А вы не вспомните, за что конкретно я тогда критиковал его и за что теперь поддерживаю? Вы говорите, я призываю к ущемлению прав человека? Давайте уточним: каких прав и какого человека?» и т.п.

Разумеется, для подобной пикировки вы должны быть абсолютно уверены в своей правоте.

Нелишне еще раз напомнить, что митинг - это проверка на прочность не столько убеждений, сколько нервов. Если вы не уверены в своей способности донести нужные идеи до публики без психологических травм, то лучше поручить эту функцию вашему более искушенному в риторике соратнику, проработав текст речи вместе с ним по методу речевого дискурсивного графа или хотя бы совместно отрепетировав предстоящий монолог. Репетицией в любом случае не следует пренебрегать, ибо простота митинговых выступлений мнимая, а в общественной деятельности, как правило, не бывает мелочей.

Из всех жанров монологической речи митинговая по своей лексике и стилю наиболее приближена к разговорной. Даже политическая терминология в ней нередко заменяется бытовыми и просторечными эквивалентами, как правило, с выраженной эмоциональнооценочной окраской. К примеру, вместо «экспроприация» говорят «грабеж», вместо «непосильный долг» - «кабала», вместо «диктатура» - «твердая рука» и т.п.

Нигде игра эвфемизмов и дисфемизмов не проявляется так ярко, как в митинговой риторике, ибо именно здесь - на площади, в городском сквере - народ за считаные часы выплескивает все, что копил годами.

Митинги - это наиболее свободное, полное и точное отражение психологического состояния общества, его проблем и надежд, его духовных ценностей и характерных реакций на вызовы внешнего мира.

Посещение митинга - своего рода экскурсия в мир народного менталитета, определяющего социальное бытие в гораздо большей мере, чем это еще недавно представлялось сторонникам отечественных и западных технократических концепций. Общественный деятель любого профиля обязан бывать на митингах, наблюдать их изнутри (с духовным погружением в их среду) и снаружи, уметь слушать и говорить с трибуны. 

<< | >>
Источник: О.З. Муштук. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ РИТОРИКИ: Учебнометодический комплекс.. 2008

Еще по теме Особенности проведения митинга:

  1. Экономический кризис 1974—1975 гг.
  2. § 1. Законодательные гарантии прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти
  3. 6.2. Особенности российской политической системы
  4. Механизмы и особенности массовой паники
  5. Психология манипуляций как основная угроза информационно-психологической безопасности в политике
  6. Простейшие методы общественного лоббирования государственных структур
  7. ШЕСТВИЕ КРОВАВЫХ ВРАЧЕЙ-АБОРТОЛОГОВ
  8. ОТЧЕТ447 КОМИССАРА АГИТПОЕЗДА «КРАСНЫЙ ТУРКЕСТАН» О ПОЛИТПРОСВЕТРАБОТЕ С ЯНВАРЯ ПО АПРЕЛЬ 1920 г.
  9. Война в Афганистане.
  10. Война в Афганистане.
  11. А. В. Гурко роль ПРАВОСЛАВНОЙ ОБРЯДНОСТИ в ПЕРЕДАЧЕ ТРАДИЦИЙ ДУХОВНОСТИ в СОВРЕМЕННОМ БЕЛОРУССКОМ ОБЩЕСТВЕ
  12. РАЗВИТИЕ РЕВОЛЮЦИИ НА УКРАИНЕ В ПЕРИОД ДВОЕВЛАСТИЯ