<<
>>

Преодоление кризиса психологии

Одним из оснований традиционной психологии является идея о том, что эта дисциплина принадлежит к естествознанию, по крайней мере, именно так

складывалась ее история с момента зарождения, каковым принято считать открытие психологической лаборатории В.

Вундтом в 1879 г. в Лейпциге. Достаточно ярко это было выражено в психологии старой парадигмы — эпохи господства бихевиоризма и экспериментальных методов [Harre, Gillett 1994: 2              3]. Правда, практически с момента возникно

вения высказывались и другие точки зрения на статус, цели и методы психологии, так что подобная критика так же стара, как и сама наука [см.: ВйЫег 1927; Dilthey 1884; Giorgi 1970; 1995;

Politzer 1928; Sullivan 1984].

Суть критики сводима к требованию преодоления общего кризиса социальных наук, который со всей полнотой выражен в традиционной психологии, где забвение специфики обладающего сознанием человека как объекта исследования сказалось особенно пагубно (см. 1.2). Тем не менее, сегодня традиционная психология широко утвердилась как социальный институт во многих сферах жизни. Налицо несоответствие между внешним успехом психологии и ее внутренним содержанием: «общество склонно верить в незаслуженно высокий статус и престиж психологии, не подкрепленные ее лишенным единства и внутренней логики содержанием» [Giorgi 1995: 24].

И все же многими исследователями осознается извечная несовместимость естественнонаучной методологии, принятой психологией в качестве единственно истинной философии науки, и свойствами психологических явлений, реально происходящих в повседневной жизни людей. Этим объясняются попытки найти новые формы психологической теории, реализовавшиеся, например, в психологике [psychologic — Smedslund 1988; 1991; 1995] или работах по диалогической психологии [analogical psychology — Shotter 1995; ср.: Baxter, Montgomery 1996], впитавшей идеи позднего Л. Витгенштейна [1985], М. М. Бахтина [1979; 1995], В. Н. Волошинова [1929] и Л. С. Выготского [1934;

75

1982]. Наиболее заметным и интересным для лингвистов явлением безо всякого сомнения стала дискурсивная психология, взявшая на вооружение методологию дискурс-анализа. Говоря словами И. А. Бодуэна де Куртенэ [1963, II: 102], поворот в развитии науки можно описать следующим образом: «до сих пор на разные проявления общественной жизни часто смотрели материалистически:              теперь очередь за психологией и вместе с нею за наукою par excellence

психологическою, какою является языкознание». Дискурсивная психология [discursive psychology — Edwards, Potter 1992; Harre, Gillett 1994; Harre, Steams 1995; Smith e. a. 1995a; 1995b] как принципиально новый подход активно разрабатывается в Европе и Северной Америке большой группой авторов. 

<< | >>
Источник: Макаров М. Л.. Основы теории дискурса.. 2003

Еще по теме Преодоление кризиса психологии:

  1. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ МАССОВЫХ НАСТРОЕНИИ
  2. ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
  3. Тема 3. История психологии труда в России (1917—1957)1
  4. Ценностные детерминанты переживания кризисов СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ В. Р. Манукян (Санкт-Петербург)
  5. Жизненное самоосуществление человека в трудах С. Л. Рубинштейна и в современной психологии И. О. Логинова (Красноярск)
  6. ИССЛЕДОВАЫИЕ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ЛИЧНОСТИ В ПЕРИОД ПЕРЕЖИВАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА Е. Ю. Рязанцева (Одесса, Украина)
  7. Объект и предмет психологии
  8. Основные направления в психологии
  9. § 1-1 Методологические основы военной психологии
  10. § 1.2. Зачем военному психологу знание истории психологии?
  11. ЛЕКЦИЯ 4. ПОЛИТИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ
  12. СОЦИАЛЬНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ СООТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ И ИДЕОЛОГИИ
  13. К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ КАК ДУХОВНОГО ЯВЛЕНИЯ
  14. 5. ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ИДЕОЛОГИЯ КАК СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ