<<
>>

РАЗДЕЛ ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

  Если спросить музыканта, играющего на гитаре, скрипке, пианино или на фаготе, флейте, трубе, как извлекаются звуки из инструмента, от чего зависит их сила, длительность, то он расскажет об особенностях своего инструмента и о том, что нужно сделать, чтобы звуки были различной тональности, силы, протяженности.

Но вот если этому же музыканту задать вопрос, как он, когда говорит, превращает воздушную струю в звуковую волну и где, при помощи чего эта волна превращается в звуки речи, то вряд ли можно ожидать вразумительного ответа. Да что музыканты! Не каждый профессионал-лектор, учитель, юрист, дипломат, политический деятель, для кого звучащая речь — профессиональная необходимость, даст правильный ответ. В то время, как для всех, кто по своей профессии «работает» голосом, речевой аппарат — своеобразный музыкальный инструмент, созданный природой и поэтому совершенный, который необходимо знать во всех тонкостях, чтобы успешно пользоваться им.

Где же и как образуются звуки речи? От чего зависит их сила, тембр, широта? Как с помощью голоса можно передавать мысли, чувства, состояние души человека, воздействовать на других? Какие при этом происходят процессы и какие законы акустики, физиологии, психологии лежат в их основе?

Ученые определили, что звук голоса — одна из форм энергии. Энергия эта, порожденная голосовым аппаратом человека, распространяясь с большой скоростью, приводит в колебание молекулы воздуха с определенной частотой и силой. От частоты колебания зависит высота звука, а от амплитуды колебания — его сила. Следовательно, чтобы понять природу звука, его акустические и физиологические особенности, необходимо прежде всего изучить речевой аппарат, знать его устройство и уметь на нем «играть». Ведь во многом от голоса зависит успех выступления.

У И. Андроникова, публициста, мемуариста, критика, есть рассказ «Горло Шаляпина».

Автор пересказывает то, что слышал от известного артиста Малого театра Остужева, которому однажды привелось заглянуть в горло Шаляпина: Вы не знаете, что — я — увидел!!! Выставив руки, словно предлагая наматывать на них шерстяные нитки, он округляет ладони, соединил кончики пальцев — руки встретились; оглядел образовавшееся внутри пространство, дал мне налюбоваться, глядя в глаза мне, крикнул звонко, отрывисто: КРАТЕР!!!

Полная и напряженная пауза — и снова яростный возглас: НЁБО?!

Из ладоней образуется круглый свод: КУПОЛ!!! Он уходит под самые глаза... И вот под этим куполом рождается неповторимый тембр шаляпинского баса!.. Язык, как волна в знойный полдень, еле зыблется за ожерельем нижних зубов... И ВО ВСЕЙ ГОРТАНИ НИ ОДНОЙ ЛИШНЕЙ ДЕТАЛИ!.. Она рассматривается как сооружение великого мастера! И я не могу оторвать глаз от этого необыкновенного зрелища!.. [1, 190].

Рассказчик обращает внимание на размеры глотки, ее глубину (кратер!), на высоту нёба (купол!), на язык (как волна в знойный полдень). Это все — составляющие речевой аппарат и у каждого человека он имеет свои размеры, свою конфигурацию.

От чего же это зависит? От природы? Чем природа наградила, то и имеешь? Один из приятелей Остужева, когда он рассказал ему об увиденном, заметил:

Я горло Шаляпина знаю. Согласен с тобой — это чудо! Но не природы! Это — чудо работы, систематической тренировки. У Шаляпина от природы — великолепный бас, — редчайшие связки! И обыкновенная глотка. Но его первый учитель пения, Усатов, специальными упражнениями сумел поднять ему мягкое нёбо, расширил стенки гортани, он выучил Шаляпина — ну как бы тебе объяснить — полоскать горло звуками... [1, 191].

Вот, оказывается, что! Каждый человек, выполняя необходимые упражнения, может довести свой речевой аппарат до совершенства или значительно развить и улучшить его.

Посмотрите внимательно на схему:

Схема речевого аппарата человека

Органы речи, изображенные на схеме, по-разному участвуют в образовании звуков: одни активны, другие пассивны, различна и их функция.

Для образования звуков прежде всего необходим воздух. С помощью дыхательных органов (мускулатуры) воздух втягивается в легкие и выталкивается наружу. От объема легких, от того, сколько воздуха они могут вместить, а затем вытолкнуть, зависит сила звука и его продолжительность.

Известно, например, каким сильным голосом обладал итальянский бас Таманьо.

Когда Таманьо выступал на сцене Большого театра, — рассказывал однажды артист Остужев Ираклию Андроникову, — московские студенты, которые всегда знали все лучше всех, никогда не приобретали билетов на галерею. Они слушали его задаром — с Петровки. У этого молодчаги был такой голосина, что ему приходилось перед спектаклем шнуровать на голом теле специальный корсет, чтобы не вздохнуть полной грудью. Как вы знаете, на улице никогда не слышно ни оркестра, ни хора... но голос Таманьо проникал сквозь слуховые окна на чердаке. Если бы он не шнуровался, то, пожалуй, стены дали бы трещины, а какой-нибудь театр, поменьше нашего Большого, того и гляди загудел бы в тартарары [1,195-196].

Конечно, можно этому верить и не верить, но факт остается фактом: от глубины и силы вдоха и выдоха зависит сила звука.

Однако при вдохе и выдохе воздуха не всегда образуется звук. Чтобы жить, человек должен дышать, даже во сне. С прекращением дыхания наступает смерть.

Когда же и как воздух превращается в звук или способствует образованию звука? И не просто звука, а звука речи.

Происходит это тогда, когда у человека появляется необходимость поделиться своими мыслями. Высказать их вслух. Тогда и совершается образование звука. Процесс этот сложный и протекает так: на пути прохождения воздуха через гортань находятся голосовые связки-вибраторы (найдите их на рис. 1). Они - источник звука. Именно в гортани рождается звуковая волна. Затем она попадает в резонаторы (носоглотка, носовая полость, ротовая полость), которые усиливают и обогащают звук голоса. Работу завершают артикуляторы, находящиеся в ротовой полости: язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо.

Самый активный артикулятор — язык. Он во рту чувствует себя хозяином: то к зубам прижмется, то отступит от них, то к нёбу начнет подниматься, то в глубь ротовой полости уйдет. От его движений зависит характер большинства звуков русского языка. Не случайно вербальный (словесный, звуковой) способ общения назвали языком.

О главенствующей роли языка при образовании звуков свидетельствуют выражения: «У тебя что, язык отнялся?», «У тебя что, язык прилип к гортани?», «Ты что, язык проглотил?» или «Ты что, без языка?», «Ты что, языка лишился?» Так говорят, когда тот, к кому обращаются, молчит, не отвечает.

А сколько устойчивых выражений, образность которых создается за счет прямого значения слова язык («орган речи»)! «Держи язык за зубами» (Молчи, не болтай лишнего). «Какой у него длинный язык, совсем не умеет сдерживаться в разговоре». Если о ком-то скажут, что у него язык без костей, то значит, что он любит поговорить, болтает много всякого вздора, глупостей. «Так и просится на язык, язык чешется», — говорят, когда очень хочется сказать, когда не могут удержаться, утерпеть, чтобы не заговорить, не сказать что-либо. А вот если человек не может членораздельно, ясно выразить свою мысль, то говорят: «У него язык заплетается».

Артикуляторы превращают звук голоса в звуки речи родного языка.

Теперь вы представляете, каким сложным, каким совершенным и необходимым человеку аппаратом наградила его природа.

И еще одно: голосовой аппарат связан с внутренней жизнью человека, обусловлен его характером, психикой, желаниями, тончайшими движениями сферы чувств.

По характеру речевого звучания, по физическому стилю речи мы судим о темпераменте говорящего, о его характере, мироощущении, о его настроении, наконец, о его искренности. Бодрость и вялость, энергия и инертность, решительность и робость, заинтересованность и безразличие — все эти психические моменты, сопровождающие устную речь, как бы аккомпанирующие ее содержанию, находят верное отражение в звуковом потоке.

В разговорной речи это отражение является непосредственным, непроизвольным, не контролируется сознанием говорящего. В публичной речи оно должно стать осознанным и преднамеренным орудием воздействия.

Актер, декламатор, оратор, учитель, лектор — всякий, кто хочет воздействовать звучащей речью, — должен путем систематических наблюдений осознать выразительное значение отдельных факторов речевого звучания и целостных фонетических стилей, должен научиться преднамеренно вызывать звучанием своей речи определенную эмоциональную и волевую реакцию [3, 119].

Конечно, у оптимиста и обрадованного человека голос будет радостный, счастливый, звонкий, а у пессимиста - недовольный, мрачный, раздраженный, глухой; разгневанный человек чаще всего говорит повышенным голосом, а больной — слабым, болезненным, прерывающимся. Значит, в понятие «характер речевого звучания» входят тональность речи, темп, длительность и частота пауз, дикция.

О зависимости голоса от характера и состояния человека свидетельствуют многие определения к слову голос, например: решительный, смелый, робкий, вялый, безразличный, болезненный, заискивающий, увлеченный, бодрый, жизнерадостный, серьезный, смешливый, заинтересованный, инертный, нерешительный, уступчивый, грубый, нахальный, хамский, вежливый, интеллигентный, доброжелательный, повелительный, смиренный, властный, храбрый, спокойный, взволнованный, тревожный, начальнический, правдивый, лживый, предательский, искренний, раздраженный, веселый, удрученный, брюзжащий, скучный, легкомысленный, энергичный.

Вот сколько различных оттенков может иметь голос, передавая состояние говорящего, его характер, отношение к собеседнику, предмету речи, степень образованности и воспитанности.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Что представляет собой речевой аппарат? Раскройте зависимость звучания голоса от характера (состояния) человека.

<< | >>
Источник: Введенская Л. А.. Риторика и культура речи. 2012

Еще по теме РАЗДЕЛ ЗВУЧАЩАЯ РЕЧЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ:

  1. 3. АНТИНОМИЯ ЯЗЫКА
  2. ЭДВАРДУ КЛЭРКУ ИЗ ЧИПЛИ, ЭСКВАЙРУ
  3. § 406
  4. 3. Особенности психологического воздействия посредством радио и телевидения.
  5. 3. Особенности психологического воздействия посредством радио и телевидения.
  6. § 2. Попробуем пересказать Деррида: шаг за шагом...
  7. БИБЛИЯ И РИМСКОЕ ПРАВО: ПОНЯТИЯ ПРАВА, зАКОНА И СПРАВЕДЛИВОСТИ в вульгате[516]
  8. Глава III FAKE-ОППОЗИЦИЯ
  9. КОММЕНТАРИЙ
  10. Комментарии