<<
>>

Социальные представления и критический анализ

73

Рожденная в социальной психологии, теория социальных представлений интегрирует все три «переворота» в развитии этой дисциплины за последние десятилетия [см.: Flick 1994; 1995а; 1995b; 1995с]: исторический, когнитивный и дискурсивный.

Теория социальных представлений не редуцирует свою программу до индивидуального когнитивизма. Подобно конструктивизму, она признает относительность своих объектов — социальных знаний и практики, а также результатов исследования, обусловленных широким культурно-историческим контекстом. Отметим, что теория социальных представлений использует объяснительный потенциал теории социального конструкционизма.

Теория социальных представлений помогает решить проблему языковых репрезентаций (являющих собой частный случай социальных представлений), которую довольно подробно анализировал Л. В. Щерба, усмотрев трудность

в совмещении их индивидуального характера с социальной ценностью языка. Ни Volkerpsychologie Вундта, ни собирательно-индивидуальное Бодуэна де Куртенэ, напоминающее «среднего человека» Дильтея [1996; Dilthey 1977], не разрешают этих затруднений [Щерба 1974: 27]. Если от языка перейти к дискурсу, роль этой теории возрастает. Теория социальных представлений дает гуманитарным дисциплинам и особенно лингвистике возможность лучше понять соотношение психического и социального в акте речи. Можно сказать, что это шаг вперед и по сравнению с традиционными фреймовыми построениями искусственного интеллекта. Дискурс-анализу полезно взять на вооружение ряд положений этой теории.

Общая тенденция развития гуманитарного цикла в этом направлении подтверждается бурным развитием (прежде всего в Европе) критического дискурс-анализа [critical discourse analysis — см.: Fairclough 1989; 1992; 1995; van Dijk 1993; Caldas-Coulthard, Coulthard 1996 и др.], изучающего отношения подчинения, неравенства, дискриминации, разные идеологические и политические представления, выраженные в языке и дискурсе, их общую манипулятивность [ван Дейк 1989; 1994; Шейгал 2000; Кирилина 1999; Lakoff 1990; Dant 1991; Parker 1992; Cameron e. a.

1992; Lemke 1995; Diamond 1996; Wodak 1996]. Здесь можно выделить три направления: первое, основанное на постструктурализме Мишеля Фуко [1996а; 1996b; Foucault 1971; 1980], представлено в работах Нормана Фэйрклау [Fairclough 1989; 1992; 1995] в русле британской традиции, идущей от социальной семиотики языка М. Хэллидея [Halliday 1978]; второе, сформулированное в работах Рут Водак [1997] и венской группы, использует ряд идей франкфуртской школы, особенно критической теории Юргена Хабермаса [Habermas 1981; 1985] и модель социолингвистики Бэзила Бернстайна [Bernstein 1971]; третье направление возглавляет Тойн ван Дейк [1989: 111              304; 1994; van Dijk 1993; 1996;

1997с], строя социокогнитивную модель представления в дискурсе расовых, этнических и других предубеждений.

Все эти направления (а в последнее время к ним готовы присоединиться исследовательские группы, работающие во Франции, Финляндии, России и других европейских странах) большое внимание уделяют как институциональному дискурсу, текстам массовой коммуникации, так и бытовым разговорам, интервью с информантами. И хотя критический дискурс-анализ прямо не заимствует у теории социальных представлений ее аппарат и понятия, идейная и методологическая связь прослеживается достаточно хорошо.

74 ДИСКУРСИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Тогда

Из глубины молчания родится Слово,

В себе несущее

Всю полноту сознанья, воли, чувства.

Все трепеты и все сиянья жизни.

М. ВОЛОШИН «Подмастерье» 

<< | >>
Источник: Макаров М. Л.. Основы теории дискурса.. 2003

Еще по теме Социальные представления и критический анализ:

  1. § 1. Наука ли психоанализ?
  2. 8.8. Иконографический анализ медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории
  3. 8.9. Семиотический анализ медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории
  4. 8.10. Идентификационный анализ медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории
  5. 8.11. Идеологический и философский анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории
  6. 8.12. Этический анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории
  7. Цикл творческих занятий, направленных на развитие у студентов умения эстетического анализа медиатекстов в процессе коллективных обсуждений, дискуссий.
  8. 8.14. Культивационный анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории*
  9. О. А. Карканица КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ основных МИФОЛОГЕМ НЕОЕВГЕНИКИ
  10. КРИТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС-АНАЛИЗ - СОВРЕМЕННОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ФИЛОСОФСКОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ИДЕОЛОГИИ В.В. Бурсевич
  11. Основные теоретические схемы анализа коллективного субъекта
  12. Фрэнк Уэбстер: критический анализ теорий информационного общества
  13. А. А. Никишенков МЕТОД СТРУКТУРНОГО АНАЛИЗА А. Р. РЭДКЛИФФ-БРАУНА И ПРОБЛЕМА ИЗУЧЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ РОДСТВА В ДОКЛАССОВЫХ ОБЩЕСТВАХ
  14. Дешифровка культурных представлений с целью управления ими
  15. Некоторые специальные проблемы интерпретации в социально-гуманитарных науках
  16. Представление времени в гуманитарном знании
  17. Социальные представления и критический анализ
  18. 2.3. Проверкаэффективности организационныхформ социального партнерствав построении студентами профессиональной карьеры.
  19. 1.2. Медиа-образовательные технологии как предмет педагогического анализа
  20. 4.2. Дополнительность и эмерджентность как фундаментальные принципы социальной динамики