<<
>>

«Технологии» управления аудиторией

  Любому оратору приходится сталкиваться с утомлением аудитории и, как следствие, со снижением внимания. Большинство выступлений, например, на деловых совещаниях кратки: в прениях председатель дает всего по 4-5 минут, однако здесь начинает сказываться совокупный эффект утомления (от речей предыдущих ораторов), и если вы выступаете ближе к концу прений, то ваши семена будут падать на весьма истощенную почву.
Зато вы сможете обобщить в своем слове все сказанное до вас единомышленниками и оппонентами. А если вы при этом еще несколько усилите голос и добавите уместную толику пафоса, изложив вместо деталей темы назревшие конкретные предложения (у ораторов это называется «проехаться на чужой спине»), то можете вполне рассчитывать на успех. Особенно если вместо 4-5 минут уложитесь в 3.

Умение произносить речи-трехминутки особенно помогает на митингах, где краткость в особой цене. Заметим, что максимум внимания при настройке аудитории на короткую речь приходится как раз на третью минуту: именно здесь следует подать основной тезис выступления в виде 10-15-секундной фразы и на этом закончить.

Если же вам выпало прочитать речь минут на 30 (например, отчетный доклад или пространное сообщение), то здесь придется оперативно отслеживать реакцию аудитории и управлять вниманием зала при помощи следующих испытанных ораторских приемов: Контрастная подача материала - сочетание известного адресату с неизвестным, трудного - с легким, спорного - с несомненным, абстрактного - с конкретным, серьезного - со смешным; пафосного - со спокойным изложением материала. Приводимые цитаты и цифры следует разбавлять комментариями к ним, а критику совмещать с похвалой (если объект того и другого заслуживает) и т.д. Речевые модуляции - изменение темпа речи, силы голоса в соответствии с содержанием произносимого. Формулы, термины, определения надо выговаривать неторопливо, внушительно, пословицы и поговорки - весело, шутливо, подчас даже задорно.

Многие ораторы выделяют особой интонацией цифры, примеры и цитаты. Обратная связь с аудиторией. Если слушатели начинают отвлекаться или засыпать, надо срочно применить один из упомянутых приемов содержательного, стилевого или вокального перебоя. Иногда бывает полезно выдержать привлекающую внимание паузу или демонстративно откашляться. Смысловые кванты - 5-7-минутные отрезки, которые имеет смысл выделять в пространных речах для каждого частного сюжета или тезиса с его доказательствами, ибо внимание среднего слушателя способно непрерывно удерживаться на одной теме как раз такое время. Соблюдение закона края (лучше запоминаются начало и особенно конец любого информационного блока) на микро-, мезо- и макроуровне, т.е. в каждом тезисе-кванте, в каждой части выступления (начало, середина, конец) и во всей речи. Как отмечал М.В. Ломоносов, «Из доводов сильные и важные должно положить наперед, и те, которые других слабее, в середине, а самые сильные - на конце утверждения, ибо слушатели и читатели больше началу и концу внимают и оных больше помнят». Конец речи важнее ее начала, поскольку он подводит естественный, психологически ожидаемый итог всей речи.

Это правило распространяется особенно на дебаты, в которых ораторы опровергают друг друга. Это утомляет нейтрального слушателя, он внутренне молит спорщиков о конце и ощущает неволь-

ную благодарность тому, кто поставил точку в затянувшихся прениях. В итоге шанс на согласие с ним слушателя слегка повышается. Сколь ни мал этот шанс, им не следует пренебрегать. Воистину, «конец - делу венец». Неслучайно во многих языках понятия «конец» и «цель» обозначает одно слово. Углубление аргументации: чем острее идет полемика и чем принципиальнее для оратора отстаиваемый им тезис, тем при- цельнее следует сосредоточиться на нем, развивая аргументацию не вширь, а вглубь. При этом решительно отбрасывают массу мелких, слабых, хотя и по-своему интересных доводов, лишь распыляющих внимание адресата при дефиците отпущенного времени. Учет особенностей аудитории. Чем младше, многочисленнее и ниже по образовательному уровню аудитория, тем проще должна быть речь по содержанию, форме и структуре.

<< | >>
Источник: О.З. Муштук. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ РИТОРИКИ: Учебнометодический комплекс.. 2008

Еще по теме «Технологии» управления аудиторией:

  1. ВЛАСТЬ И ОБЩЕСТВО: ДИАЛОГ НА РАВНЫХ А.А. Гармашев, заместитель руководителя аппарата губернатора Белгородской области, начальник информационно-аналитического управления
  2. Глава 6. Технология развития медиакомпетентности и критического творческого мышления в процессе медиаобразования студентов: общие подходы*
  3. 8.2. Структурный анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории
  4. 8.3. Сюжетный/повествовательный анализ медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории
  5. 8.6. Анализ персонажей медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории*
  6. 8.11. Идеологический и философский анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории
  7. 8.15. Герменевтический анализ культурного контекста процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории
  8. Глава 3 ТЕХНОЛОГИИ «СОБЫТИЙНОЙ КОММУНИКАЦИИ» В РАБОТЕ ПРЕСС-СЛУЖБЫ
  9. Глава 5 Приобретения и потери Америки: захват технологий для «большого скачка»
  10. § 4.2. Управление сетевыми коммуникациями как задача государственной политики в России
  11. Типология социально-коммуникативных технологий
  12. Управление отходами: опыт развитых стран и его значение для России (ролевая игра)
  13. «Технологии» управления аудиторией
  14. Специальные способности для внедрения игровых технологий