<<
>>

Вопросы для эссе

  Какие внешние и внутренние обстоятельства обусловливают выбор темы устного выступления? В чем заключается содержание смыслового поля намеченной темы, и когда оно определяется - до и во время поиска речевого материала или после него? Что дает оратору определение смыслового ранга элементов речевого материала? Что дает оратору усвоение сути топики - набора алгоритмов анализа и синтеза речевой информации? Какие топы поясняют смысл речи, а какие «затуманивают» его?

В каких условиях оправданы и что собой представляют тематические экскурсы? Каковы функции каждой из структурных частей устного выступления? К чему приводит нарушение оптимальной структуры речи? Когда применять дедукцию, когда индукцию? Какие виды и приемы риторического анализа могут пригодиться вам в вашей профессиональной деятельности?

Контрольный тест Эскиз речи:

а)              перечень конкретных целей структурных элементов текста в связи с общей целью речи;

б)              предварительный план выступления;

в)              структурно-смысловой каркас темы;

г)              набор смысловых блоков, подлежащих ранжированию и приведению во взаимную связь.

Пространный, детальный эскиз, составленный на самом раннем этапе работы над речью, как правило:

а)              успешно ориентирует будущего оратора в накоплении и обработке речевого материала;

б)              сковывает его, ставя ненужные, надуманные рамки. Ранжирование элементов речевого материала:

а)              определение их подлинного смысла;

б)              определение порядка их изложения в выступлении;

в)              оценка их важности с учетом конкретной цели выступления;

г)              оценка их эмоционального воздействия на слушателей;

д)              оценка их достоверности. Дискурс по-латыни означает поиск пути. Схема, называемая речевым дискурсивным графом, помогает найти:

а)              необходимый набор фактов;

б)              необходимый набор логических операций;

в)              оптимальные средства речевой выразительности;

г)              оптимальный вариант развития темы;

д)              оптимальный вариант расположения речевого материала.

Длина элементарного отрезка речевого дискурсивного графа определяется:

а)              пределом терпения слушателей;

б)              исчерпанностью темы смыслового блока;

в)              психоэмоциональными факторами. Число ветвей в каждой новой точке выбора дискурсивного графа по сравнению с предыдущей ветвью, как правило:

а)              возрастает;

б)              уменьшается;

в)              остается без изменений. Выход в новую точку графа двумя и более путями лучше воспринимается слушателями:

а)              в начале речи;

б)              в середине;

в)              в конце. Радиус возможного возврата к точке выбора в конце дискурсивного графа:

а)              возрастает;

б)              уменьшается;

в)              остается без изменений. Топы помогают найти:

а)              оптимальное развитие темы;

б)              оптимальное расположение смысловых квантов;

в)              средства эмоционального воздействия на слушателей;

г)              средства адекватного выражения идей. Топы отражают:

а)              задачи оратора по обработке речевого материала;

б)              специфику конкретной цели выступления;

в)              объективную взаимосвязь излагаемых в речи событий и явлений;

г)              художественный вкус оратора;

д)              запросы аудитории. Топ «причина и следствие» имеет особое значение в речи:

а)              эмоционально-художественной;

б)              научной;

в)              агитационной;

г)              юридической. Топ «шутка» позволяет:

а)              поднять настроение слушателей;

б)              сменить тему;

в)              безопасно высказать что-то весьма серьезное;

г)              уйти от слишком прямой формулировки;

д)              отбиться от назойливых расспросов. Вступление любой речи имеет цель:

а)              познакомить слушателей с темой речи;

б)              отвлечь слушателей от посторонних мыслей;

в)              сконцентрировать внимание слушателей на теме выступления;

г)              ввести оратора в рабочее настроение;

д)              дать оратору возможность изучить аудиторию.

Если проигнорировать вступление, то в большинстве случаев произойдет:

а)              экономия времени;

б)              «блуждание» внимания в начале содержательной части речи с потерей доли полезной информации;

в)              неконтролируемое проявление эмоций у слушателей. Без всяких издержек можно обойтись без вступления, когда:

а)              слушатели хорошо осведомлены о теме речи и психологически подготовлены к восприятию соответствующей информации;

б)              задачи вступления выполнены предыдущим оратором;

в)              речь коротка и эмоционально ярка;

г)              оратор и слушатели уважают друг друга.

Основная часть любой речи:

а)              дает главный массив информации;

б)              дает основания для выводов;

в)              дает сами выводы;

г)              содержит в себе общую речевую цель выступления. Заключение любой речи:

а)              дает выводы выступления;

б)              повторяет в яркой форме выводы, сделанные в конце основной части;

в)              дает эмоциональную «накачку» аудитории;

г)              закрепляет материал выступления в памяти слушателей;

д)              предупреждает выпады оппонентов. Контент-анализ устного выступления представляет собой исследование:

а)              рассказа о фактах как речевого события;

б)              самих фактов как событий, легших в основу услышанного рассказа;

в)              оценки важности этих фактов оратором;

г)              эмоционально-нравственного отношения оратора к изложенным им фактам;

д)              степени первичности сообщенных оратором фактов. Композиционный анализ позволяет выявить:

а)              стремление автора сделать свою речь красивее;

б)              стремление изменить восприятие слушателями сообщаемых фактов в нужную оратору сторону;

в)              стремление обострить или притупить восприятие каких-либо идей, аргументов, выводов;

г)              стремление «утопить» нежелательный факт или вывод в массе отвлекающих деталей или спорных заявлений. Риторический эскиз отличается от риторического анализа:

а)              применением индукции вместо дедукции;

б)              применением дедукции вместо индукции;

в)              большим числом параметров исследования речевого материала;

г)              меньшим числом параметров исследования речевого материала;

д)              изменением очередности операций;

е)              сохранением очередности операций;

ж)              прогностическим характером исследования.

<< | >>
Источник: О.З. Муштук. ОСНОВЫ ОБЩЕЙ РИТОРИКИ: Учебнометодический комплекс.. 2008

Еще по теме Вопросы для эссе:

  1. Приложение 1. Блоки вопросов и заданий для выявления уровней медиакомпетентности студентов Обоснование логики вопросов
  2. Вопросы для самоконтроля
  3. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ 1.
  4. Вопросы для самопроверки 1.
  5. Вопросы для самопроверки 1.
  6. Вопросы для самопроверки 1.
  7. Вопросы для контроля •
  8. Вопросы для контроля 1.
  9. РАЗДЕЛ 4. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ
  10. Вопросы и задания для самоконтроля к 3 части
  11. Вопросы и задания для самоконтроля к 4 части