<<
>>

1.Восточные славяне в VIII-IX веках

Освоение славянами территории Карпат и восточно-европейской равнины в бассейнах Днепра, Днестра, Западной Двины, междуречья Оки и Волги началось примерно в V-VI веках новой эры.

Именно этот процесс дал начало этногенезу (т.е. выделению, зарождению) и дальнейшему развитию особой ветви славянства - восточным славянам.

В византийских источниках племена восточных славян фигурируют под именами венедов, склавинов, антов. Сам этноним «славяне», «словене», по версии одних, означает людей, обладающих даром слова, в отличие от иных - «немцев» (немых). По версии академика Б.А.Рыбакова, термин этот сложный, и состоит из двух слов «сълы» (в значении послов, представителей; «тех, кого называют»), и «вене, «вены»» (т.е. венеды), таким образом, слъвене или слъвены - это «представители венедов». В поддержку этой версии свидетельствует тот факт, что в старину финны (суоми) и эстонцы (чудь) называли нашу страну «Venaja», т.е. страна венедов.

Основу хозяйственной деятельности наших далеких предков составляло земледелие в форме перелога - на юге, и в форме подсечно- огневой обработки (подсеки) - на севере, где люди с великим трудом, сообща, отвоевывали у леса участки для пашен. Своеобразие такого способа взаимодействия с природой приводило к медленной, растянувшейся на века колонизации - хозяйственному освоению громадных территорий России.

Важную роль в хозяйственной жизни славян играли скотоводство, охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Развивалось огородничество.

В рассматриваемый период восточные славяне вели свое хозяйство в рамках соседской общины, которая носила название «мир» или «вервь». В ней, помимо общинной собственности была и индивидуальная.

Для славян, до принятия ими христианства, был характерен полигамный брак (многоженство). Жен было запрещено брат в своем роде (экзогамия), поэтому вначале был характерен обычай кражи невесты, впоследствии замененный выкупом (вено).

У славян имела место и кровная месть.

Религиозные воззрения славян прошли три этапа: 1) поклонение добрым и злым началам (берегыни — упыри, вурдалаки); 2) поклонение культу Рода и рожаниц; 3) у славян к IX веку был развитый пантеон богов, среди которых постепенно выделяется дружинный бог войны и покровитель воинов - Перун. Служителей языческих культов называли кудесниками или волхвами.

В рассматриваемый период восточно-славянский мир представлял собой совокупность больших племенных союзов. К этому времени славянское общество было довольно разнородным. Источники свидетельствуют о наличии в нем не только имущественной, но социальной дифференциации. Наверху социальной лестницы были князья различных рангов, бояре, гости-купцы. Внизу - «смерды», общинники-земледельцы «люди», а также многочисленная «челядь» (рабы).

Высшая власть у восточных славян принадлежала вече, т.е. племенному собранию вооруженных мужчин. Во время различных военных мероприятий власть непосредственно в дружинах принадлежала князьям, и по мере развития общества эта власть приобретала все более значительную роль. Важную роль в принятии тех или иных властных решений играли старейшины родов (родовладыки).

<< | >>
Источник: Потатуров В. А.. Отечественная история: Конспект лекций /Потатуров В.А. -М.; МИЭМП.; стр.92 Московский институт экономики, менеджмента и права , 2004. 2004

Еще по теме 1.Восточные славяне в VIII-IX веках:

  1. 1.Восточные славяне в VIII-IX веках
  2. 15. Б.А.РЫБАКОВ Культура Руси
  3. ЛИТЕРАТУРА
  4. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
  5. 1. Восточные славяне в древности.
  6. ГЛАВА 16 ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ И ИХ СОСЕДИ
  7. А. В. Флоровский (1884-1968)
  8. Средняя пора
  9. 11 Германцы
  10. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
  11. § 2. Расселение восточных славян в VI - IX веках. Общественный строй и занятия
  12. § 1. Образование восточно-славянских государств
  13. Приложение 1 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
  14. ХОРОШО ИЗВЕСТНЫЕ МИГРАЦИИ
  15. БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК