<<
>>

4.7.1. МУЗЫКА, ТЕАТР, КИНЕМАТОГРАФ

На рубеже веков большие изменения произошли в музыкальном искусстве. В творчестве многих композиторов происходит определенный пересмотр музыкальных традиций. Социальная проблематика все более уступает место вниманию к внутреннему миру человека, к философско-этическим и психологическим проблемам личности.
В это время проявляется конфликт между лирическим началом и мощным волевым порывом в содержательном аспекте музыкального искусства. Этот фактор во многом определил своеобразие музыки начала нашего столетия. Произошли существенные изменения в жанрах музыкального творчества. Характерной чертой стало их постоянное взаимодействие, синтез. Высокого расцвета достигла инструментальная музыка. Необычайно возросло исполнительское мастерство. Предпринимаются первые попытки соединить музыку и цвет (светомузыка А. Скрябина), музыку и живопись (М. Чюрленис). Начало ХХ в. было ознаменовано расцветом творческих сил многих выдающихся композиторов. Основным хранителем творческих принципов «могучей кучки» выступал Н.А. Римский-Корсаков. Именно в эти годы были созданы его известные оперы: «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок». Традиции русской классической музыки последовательно развивались в творчестве А.К. Глазунова. Новаторские тенденции начала ХХ в. нашли отражение в творчестве С. Рахманинова и А. Скрябина. Ярко заявили о себе И. Ф. Стравинский и С. С. Прокофьев, возглавившие новаторские искания в музыке ХХ века. Центрами музыкальной жизни России начала ХХ в. по-прежнему оставались Мариинский театр - в Петербурге и Большой - в Москве. На их сцене пели корифее русской вокальной школы: Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, А.В. Нежданова, Н.Н. Фигнер. Огромным событием в истории русского театра стали создание Московского Художественного общедоступного театра (режиссеры К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко) в 1898 г., прославившегося постановкой пьес А.
Чехова, Л.Н. Толстого, Л. Андреева и М. Горького. В его труппе играли такие талантливые актеры, как И.М. Москвин, О.Л. Книппер, М.П. Чехов, В.И. Качалов. К.С. Станиславским была разработана теория и методология сценического искусства, получившая название «система Станиславского». В ней впервые были сформулированы методы сознательного овладения подсознательными творческими процессами перевоплощения актера в образ. В начале века продолжалась творческая жизнь Малого театра, создавшего свою школу психологического мастерства. Здесь работали такие мастера русской сцены как М.Н. Ермолова, Г.Н. Федотова, А.П. Ленский. В 1904 г. в Петербурге открылся театр В. Комиссаржевской, выражавший устремления передовой демократической интеллигенции. Исключительный резонанс получили постановки пьес М. Горького «Дачники» и «Дети солнца». В это время формируется эстетика условного символизма Мейерхольда, который начал свои эксперименты в театре Комиссаржевской. Но этот театр просуществовал недолго; в 1910 г. он прекратил свою деятельность в связи со смертью Комиссаржевской. Школа русского реалистического театра развивалась и в провинции, где театр любили преданно и самозабвенно. В начале ХХ в. русский балет получил общемировое признание, во многом благодаря деятельности С. Дягилева, широко пропагандировавшего русский балет в Европе и организовывавшего регулярные гастроли своей труппы в Париж. На лучших сценах мира блистали выдающиеся русские танцовщики А. Павлова, В. Нижинский. Кино было изобретено братьями Люмьер в 1895 г., а в 1896 г. оно появилось в России. Кинотеатры назывались электротеатрами или иллюзионами. На одном Невском проспекте в Петербурге действовали около 100 иллюзионов, столько же - на Тверской улице в Москве. Официальным годом рождения отечественного кино считается 1907 г., когда на экраны выходит фильм «Понизовая вольница» режиссера В. Ромашова. Этот фильм снимался на деньги русского предпринимателя А. Дранкова, русским режиссером и на русском историческом материале (на сюжет песни о С.
Разине). Следующей важной вехой в истории русского кинематографа стало создание в 1911 г. первого полнометражного фильма «Оборона Севастополя» (режиссер З. Гончаров, продюсер А. Ханжонков). В стране было создано акционерное общество А.А. Ханжонкова по производству фильмов. В 1916 г. в России было уже 4000 кинотеатров. В кино снимались выдающиеся актеры Е.Н. Рощина-Инсарова, В.Э. Мейерхольд, Ф.И. Шаляпин. Любимцами публики были ИЛ. Мозжухин, Вера Холодная, В.В. Максимов, В.А. Полонский. Замечательным режиссером кино был Я.Я. Протазанов. Значительную роль в культурной жизни страны стало играть меценатство. Промышленники А. Бахрушин, С. Мамонтов, С. Морозов, Н. Рябушинский, С. Щукин, княгиня М. Тенишева не только собирали богатейшие художественные коллекции, делая их доступными, но и способствовали сохранению и подъему национальной культуры. Распространялись традиции культурного туризма. Для тысячи народных учителей были организованы поездки в страны Европы. Таким образом, Серебряный век - время смелых новаций и высоких творческих достижений, мощного всплеска творчества ярких и самобытных талантов. За три десятилетия, которыми ограничен рассматриваемый период, русская культура сделала огромный шаг вперед, обогатив мировую культуру поистине бесценным достоянием. Однако все новые культурные течения и веяния затрагивали достаточно узкий слой. Общая численность интеллигенции составляла около 0,5 млн. человек, в то же время десятки миллионов людей придерживались традиций патриархальной деревенской, либо массовой городской культуры. Творческий взлет русской культуры начала века был прерван мировой войной и революционными событиями.
<< | >>
Источник: Поликарпов В.С., Лысак И.В.. История России в XX веке. 2003

Еще по теме 4.7.1. МУЗЫКА, ТЕАТР, КИНЕМАТОГРАФ:

  1. Идеология в современном мире
  2. 5.1. Общая характеристика взаимоотношений в области культуры
  3. 5.3. Современный этап культурного сотрудничества между Республикой Калмыкия (РФ) и Монголией.
  4. Цикл творческих занятий, направленных на развитие у студентов умения эстетического анализа медиатекстов в процессе коллективных обсуждений, дискуссий.
  5. НАРОДНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПРОСВЕЩЕНИЕ. КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО И ПЕЧАТЬ. НАУКА
  6. ТЕАТР, КИНО, МУЗЫКА
  7. Четвертый этап: 70 - 90-е годы.
  8. 12.1 Истоки украинской культуры
  9. 10. Понятие и классификация функций государства
  10. Основные понятия
  11. 15. Б.А.РЫБАКОВ Культура Руси
  12. 5.2. Режим Николая I. Кризис феодально-крепостнической системы.
  13. Идеология в глобализирующемся мире
  14. Социалистический образ жизни
  15. Вчерашние союзники сегодня