<<
>>

АЛЕЛЬ ЛИН ДЕН М ЕЙ ЕР ДОБРОВОЛЬНЫЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА В ЭПОХУ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ

Одной из наиболее удивительных особенностей русского общества эпохи Великих реформ стало пробудившееся стремление к созданию независимых общественных организаций. Контраст по сравнению с предыдущими годами был разительным.

Николай I, всегда весьма подозрительно относившийся к любым проявлениям частной инициативы, после революции 1848 г, в Европе еще более ужесточил проводимый его правительством курс. Даже историк Михаил Погодин, который одно время был защитником николаевской доктрины «официальной народности», в последние годы царствования Николая I осуждал правительство. Он писал, что в России наступило кладбищенское безмолвие: правительство сковало «излишними стеснениями печать», не позволяя ей «рта разинуть», преследованием наук и образования довело страну до отсталости и «тьмы невежества» К

Поражение России в Крымской войне нарушило эту тишину. В начале царствования Александра II в стране стали возникать различные добровольные общества — профессиональные и филантропические, просветительские и кооперативные, умеренные и радикальные; число их увеличивалось с каждым днем. При всех существовавших между ними различиях эти организации отражали появление независимого общественного мнения, нового гражданского сознания и стремления к самостоятельной общественной деятельности. Более того, за четверть века «дух самодеятельности» окреп настолько, что сумел выжить и в тот период, когда правительственная политика (после 1881 г.) стала гораздо более сдержанной и осторожной, и количество всевозможных добровольных обществ продолжало расти вплоть до Октябрьской революции2.

Где же истоки того удивительного всплеска общественной активности, который произошел в России в 60-е годы XIX в.? Было ли это только спонтанным движением снизу? Что заставило стольких русских людей объединиться в годы после Крымской войны ради преобразования общества? Или же этот «дух самодеятельности» обязан своим рождением инициативам, исходившим сверху? Какую роль сыграли более либеральное царствование, сами Великие реформы и изменения в политике правительства по отношению к добровольным общественным организациям? В этой статье делается попытка ответить на все эти вопросы на основе исследования частных благотворительных обществ.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАСПРОСТРАНЕНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕСТВ

Четверть века, с 1855 по 1880 г., стали периодом колоссального роста числа благотворительных обществ и заведений.

Обзор их деятельности, составленный в 1880 г. Министерством внутренних дел, дает представление о масштабах этого явления. По данным обзора, в начале царствования Александра II в Российской империи было всего 40 частных благотворительных обществ и 73 частных благотворительных заведения. «Но последовавшие затем правительственные мероприятия, — с оттенком гордости говорится в документе, — в связи с постоянно возрастающей самодеятельностью самого общества принесли обширные результаты»: к 1880 г. существовало уже 348 частных благотворительных обществ и 225 заведений3. Далеко не полные обзоры благотворительной деятельности, сделанные в 80-е годы, также свидетельствуют о бурноім развитии частной благотворительности в течение трех предыдущих десятилетий 4.

Более развернутое представление о деятельности обществ, основанных в эпоху Великих реформ, дает информация, собранная в самом полном обзоре русской благотворительности, который был составлен в 1901 г. Канцелярией по учреждениям императрицы Марии Федоровны5. В этот обзор были, естественно, включены лишь те частные благотворительные общества, которые существовали на момент проведения обследования; несомненно, многие общества, основанные в предыдущие десятилетия, уже прекратили свою деятельность и соответственно не были включены в обзор. Тем не менее данные по благотворительным обществам, основанным в период между 1855 и 1881 гг. и продолжавшим существовать в 1901 г., позволяют отметить некоторые интересные характерные черты благотворительной деятельности в эпоху реформ 6.

Обзор 1901 г. приводит сведения о гораздо большем количестве обществ, открытых в период реформ, по сравнению с тем, что сообщило Министерство внутренних дел в 1880 г. Из 3700 частных благотворительных обществ, которые в 1901 г. представили сведения о дате своего основания, 753 (т. е. 20%) были учреждены в период 1856—1880 гг. Для сравнения: только 101 общество (из существовавших в 1901 г.) возникло в период между 1801 и 1855 гг. и только 9 — до 1801 г.

Как видно из приводимых ниже данных, количество обществ увеличивалось, хотя и неравномерно, на протяжении всего периода 1856—1880 гг.: '

1856—1860 гг.— 24 общества 1861 — 1865 гг.— 61 » 1866—1870 гг.

— 153 » 1871 — 1875 гг.—188 » 1876—1880 гг. — 327 »

Подавляющее большинство благотворительных обществ в тот период было образовано — и это вполне понятно — в Петербурге, Москве или губернских городах (95 петербургских и 44 московских благотворительных организаций, существовавших в 1901 г., были основаны в период между 1861 и 1880 гг.). 1856— 1861- 1866— 1871— 1876— Общее ко 1860 гг. 1865 гг. 1870 гг. 1875 гг. 1880 гг. личество В губернских горо 11 40 75 128 141 395 дах В уездных городах 8 12 55 45 143 263 В уездах 2 4 10 8 22 46 В «заштатных» го 3 4 11 7 19 44 родах

Данные обзора 1901 г. позволяют составить представление о наиболее популярных видах общественной благотворительной деятельности того времени. Многие общества имели православный характер; от 20 до 40% всех благотворительных обществ, открывавшихся в течение каждых 5 лет за период 1856—1875 гг., оказывали помощь только людям православного вероисповедания. Более трети всех обществ, учрежденных в 60-е годы XIX в. и продолжавших существовать в 1901 г., находились в ведении «Ведомства православного исповедания». Некоторые священники, на которых оказали влияние реформаторские идеи и настроения 60-х годов, начали создавать в церковных приходах центры по оказанию помощи нуждающемуся духовенству и приходским беднякам7. Это движение, направленное на оживление православного прихода, получило поддержку со стороны славянофила И. С. Аксакова, который в своем журнале «День» выступал за распространение традиционных православных форм личной и общественной благотворительности8. В 1864 г. были изданы положения о церковноприходских попечительствах и церковных братствах, которые дали возможность организовать благотворительность в приходах.

В том же обзоре приводятся сведения о двух новых видах благотворительной деятельности, появившихся после Крымской войны. Подавляющее большинство обществ, учрежденных в 1856—1865 гг. (от 2/3 до 3/4 от общего числа), считали себя «общеблаготворительными», т.

е. не выделяли особо какого-либо вида оказываемой ими помощи. Однако в течение следующего десятилетия многие новые общества направляли свою деятельность специально на помощь либо нуждающимся студентам, уча- щимся, либо солдатам и людям, пострадавшим в результате стихийных бедствий (обычно в сотрудничестве с только что образованным русским обществом «Красный Крест»). Помощь нуждающимся учащимся, особенно гимназистам, получила широкое распространение в 70-е годы XIX в.; в это десятилетие было учреждено по меньшей мере 129 такого рода организаций9.

Местные отделения «Красного Креста» начали возникать в конце 60-х годов, к середине 70-х насчитывалось уже 55 отделений (данные включают лишь отделения, которые продолжали существовать в 1901 г.). Большое количество местных комитетов «Красного Креста» возникло в связи с началом русско-турецкой войны 1877—1878 гг. для оказания помощи семьям призванных в армию. По крайней мере 88 местных отделений — в основном в губернских городах — были организованы с 1876 по 1880 г. (что составляет более одной четверти общего числа благотворительных обществ, образованных за пять лет)10. Распространение комитетов «Красного Креста» во время русско-турецкой войны было связано и с панславистским движением, стремлением людей в меру своих сил способствовать делу освобождения славянских братьев России. Под воздействием идей И. С. Аксакова и других теоретиков панславизма в 60-е и 70-е годы с той же целью создавались славянские комитеты п.

<< | >>
Источник: I. Г. Захарова, Б. Эклофа, Дж. Бушнелла. Великие реформы в России. 1856—1874: Сборник. — М.: Изд-во Моск. ун-та. — 336 с.. 1992

Еще по теме АЛЕЛЬ ЛИН ДЕН М ЕЙ ЕР ДОБРОВОЛЬНЫЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА В ЭПОХУ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ:

  1. АЛЕЛЬ ЛИН ДЕН М ЕЙ ЕР ДОБРОВОЛЬНЫЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫЕ ОБЩЕСТВА В ЭПОХУ ВЕЛИКИХ РЕФОРМ