<<
>>

ГЛАВА 4 Археологические памятники эпохи расцвета древней Карелии (XII-XIV вв.)

  Археологические памятники XII-XIV вв. на Карельском перешейке и в СевероЗападном Приладожье со времени их обнаружения в последней четверти XIX в. безоговорочно приписываются летописному племени корела.
Эти содержащие в большом количестве украшения, предметы вооружения и орудия труда могилы, как и укрепленные валами и защищенные водами Ладоги и Вуоксы городища, наглядно представляют исторически известную древнюю Карелию — Карельскую землю новгородских летописей. Соответственно и найденные в могилах и на городищах предметы стали называться карельскими. Позднее подобные вещи были найдены в Восточной Финляндии на могильниках вблизи г. Миккели в области Саво, в восточной части области Хяме и на городищах Северо-Западного Приладожья. На основании этих находок стали говорить о карельской колонизации, направленной в области Саво и Хяме. Так оформились понятия «карельские могильники», «карельские вещи» и «карельская культура». Так как эти могильники были найдены на территории, заселенной, по данным письменных источников, карелами, и существенно отличаются по погребальному обряду и инвентарю от памятников западной части Финляндии, то карельская их принадлежность казалась настолько очевидной, что исследователи, за исключением
Рис. 13. Памятники эпохи викингов (800-1050 гг. н. э.) и крестовых походов (1050-1300 гг. н. э.)
1-9 — Саккола, Лапинлахти: 1 — Хеннонмяки (могила), 2 — святилище, 3-6— поселения Ольховка I-IV, 7 — могильник Паямяки, 8 — могильник Леплясенмяки, 9 — могильник Патья; 10 — Рауту, Хаапакюля (могильник); 11 — Рауту, Лейникюля (могильник); 12-14 — Каукола: 12— Коверила, Кекомяки (могильник), 13 — Коверила. Кулхамяки (могильник), 14 — Сяппяй- нен (могильник); 15-21 — Ряйсяля: 15 — Хови, Калмистомяки (могильник), 16 — Тиверский городок, 17 — Ивасканмяки, Хайконен (могильник), 18 — Ивасканмяки, Оллинахо (могильник), 19 — Ховинсаари (могильник и поселение), 20 — Мельниково (Ряйсяля) (поселение), 21 — Кивипелто, Пенттинен (?) (поселение); 22 — крепость Корела; 23 — Кякисалми, Су- отниеми (могильник); 24-31 — Хиитола: 24 — Кильпола, Ханнукайнен (могильник), 25 — Ханнола (могильник), 26 — Кавосалми (могильник), 27 — Нехвола (могильник), 28 — Му- стола (могильник), 29 — Петкола (могильник), 30 — Тенхола (могильник), 31 — Кюлялахти (могильник); 32-39 — Куркиёки: 32 — Кууппала, Калмистомяки (могильник, поселение), 33 — Кууппала, Ямяки (городище), 34 — Хямеенлинна (городище), 35 — Корписаари (городище), 36 —Лопотти (городище), 37 — Сяккимяки (могильник), 38 — Рахола, Куусиккомя- ки (могильник), 39 — Виллапекко (находка топоров); 40-42 — Яаккимаа: 40 — Сур-Микли (городище), 41 — Миинала (могильник), 42 — Сорола (могильник); 43-45 — Сортавала: 43 — Паасонвуринвуори (городище), 44 — Риеккала, Нукутталахти (поселение), 45 — Риек- кала, Рантуэ (клад); 46 — Выборгский замок; 47 — Саккола, Келья (поселение); 48 — Сак- кола, Рииска (поселение, могильник); 49 — Пюхяярви, Салитсанранта (поселение); 50 — Метсяпиртти, Коукунниеми (могильник), 51 — Хейнйоки, Ристсеппяля (клад монетный)
К.А. Нордмана (Nordman 1924) и О. Хальстрёма (af Hallstrom 1948), долгое время оперировали найденными в них вещами без детального и критического анализа. Неразработанность археологических источников затрудняла их использование для исторических выводов. Этот недостаток был впоследствии устранен (Salmo 1956; Lehtosalo 1966: 22-39; Linturi 1980; 1982: 130-144; Линтури 1984: 148-155; Кочкуркина 1981, 1982; Сакса 1984; Taavitsainen 1990; Tomantera 1994: 35-50; Uino 1997; Saksa 1998; Сакса 2006: 63-74).
Накопленный к настоящему времени археологический материал, в том числе и по соседним территориям, и вся проделанная за последние десятилетия



исследовательская работа позволили более обоснованно и разносторонне рассмотреть вопросы развития культуры карел, их связи с соседними территориями. Необходимо было в первую очередь выявить различные варианты погребального обряда и инвентаря погребений и среди них — типичный карельский погребальный обряд (и его варианты) и карельский комплекс вещей. Исключительно важным также было максимально точное и детальное определение хронологии памятников. Исходным материалом для работы послужил весь традиционно считаемый карельским круг памятников, расположенных в рамках исторической Карелии и в смежных областях Финляндии (рис. 13). Перейдем непосредственно к их анализу. Прежде всего, обратимся к погребальным памятникам Карельского перешейка — основному источнику в нашей работе. Учитывая, что основная предварительная работа нами уже ранее проделана (Сакса 1984; 1990: 22-30; 2006: 282-307; 2006: 35-44; 2006: 63-74; 2006: 15-28; 2006: 141-152; 2007: 332-342; 2007: 183-205; Saksa 1985: 37-49; 1998) мы в данной работе остановимся на основных выводах и их дальнейшем развитии. В данной главе также рассматриваются отдельные находки вещей и вещи в составе кладов. Городища и сельские поселения будут рассмотрены в разделе о средневековых поселенческих центрах (глава 5).
<< | >>
Источник: Сакса А.И.. Древняя Карелия в конце I — начале II тысячелетия н. э. Происхождение, история и культура населения летописной Карельской земли. 2010

Еще по теме ГЛАВА 4 Археологические памятники эпохи расцвета древней Карелии (XII-XIV вв.):

  1.   ГЛАВА 1 История археологического изучения территории древней Карелии
  2. ГЛАВА 8 Древняя Карелия и соседние территории
  3. ГЛАВА 5 Средневековые поселенческие центры древней Карелии
  4. ГЛАВА II. ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНИХ ТЮРКОВ
  5. ГЛАВА 6 Этапы развития населения древней Карелии и его культуры в эпоху крестовых походов (1050-1300 гг.)
  6. Дьяконов И.М., Неронова В.Д., Свенцицкая И.С.. История Древнего мира, том 2. Расцвет Древних обществ. (Сборник), 1983
  7. Датировка археологических памятников
  8. Археологические памятники Северного Приладожья
  9. Породы дерева в археологических памятниках
  10. Происхождение человека, как творца археологических памятников.
  11. Древняя Карелия и Ижорская земля
  12. Древняя Карелия и Новгород
  13. Древняя Карелия и Олонецкий перешеек