Государетво и кул ьту ра Росси и во второй половине XVIII века
Екатерина II Великая вступила на российский престол тридцати трех лет от роду и правила практически всю вторую половину XVIII
столетия, которое стали называть екатерининской эпохой,
К этому историческому периоду территория России значительно расширилась, особенно в южном и западном направлениях.
В состав страны к концу XVIII века вошли Крым, Правобережная Украина, Приазовье, Белоруссия, Курляндия и Литва. Население, составлявшее в середине столетия восемнадцать миллионов человек, к его концу увеличилось до тридцати шести миллионов человек. К началу XIX века в России насчитывалось шестьсот тридцать четыре города, в которых проживало чуть более 10% населения страны, основная часть которого была сосредоточена в сельской местности. Екатерина II заняла престол в сложное время. В своих мемуарах она вспоминала: «В 1762 году, при вступлении моем на престол, я нашла сухопутную армию в Пруссии на две трети жалованья не получавшую... Внутри империи заводские и монастырские крестьяне почти все были в явном непослушании властям, и к ним стали присоединяться местами и помещичьи». Императрица должна была выработать политику, отвечавшую условиям нового времени. Эта политика и получила название «просвещенного абсолютизма». Она сформировалась под влиянием просветительской идеологии М.Ф. Вольтера, Ш.Л. Монтескье, Д. Дидро, Ж.-Ж. Руссо. В основе просветительской концепции лежало представление о государстве как главном инструменте достиженияобщественного блага через деятельность просвещенных монархов, разделение законодательной, исполнительной и судебной властей.
Екатерина II придавала огромное значение законодательству, издавая, по подсчетам историков, по двенадцать законов в месяц. Одной из первых реформ было разделение Сената на шесть департаментов с определенными полномочиями и компетенцией, в результате чего улучшилось управление страной из центра, но Сенат лишился права законодательной инициативы, которое перешло к императрице.
Изданный в 1764 году указ об отмене гетманства на Украине положил начало ликвидации ее автономии, что также способствовало централизации и укреплению императорской власти. В условиях массовых волнений монастырских крестьян Екатерина II в том же 1764 году провела секуляризацию церковных имуществ, по которой устанавливались штаты и оплата церковнослужителей, с одной стороны, а с другой — бывшие монастырские крестьяне (их было около одного миллиона душ мужского пола) переходили под власть государства. В 1765 году в стране приступили к межеванию земель: на местности происходило определение границ земельных владений и их юридическое закрепление. Оно было призвано упорядочить землевладение и остановить земельные споры.Самым крупным мероприятием Екатерины II был созыв Комиссии для сочинения проекта нового Уложения (свода законов) в 1767 году. В работе Уложенной комиссии участвовали 572 депутата, представлявшие дворянство, государственные учреждения, крестьян и казачество, которые по предложению императрицы представили примерно тысячу шестьсот наказов с мест, а та, в свою очередь, подготовила «Наказ» — теоретическое обоснование политики просвещенного абсолютизма, состоящий из двадцати двух глав, разбитых на шестьсот пятьдесят пять статей. Работа Комиссии продолжалась более года, затем она была распущена на неопределенное время, так и не составив нового уложения. Но «Наказ» Екатерины II и материалы Уложенной комиссии во многом предопределили законодательную базу последующих указов императрицы («Учреждение о губерниях», «Жалованные грамоты дворянству» и другие), принятых после подавления Крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Согласно принятому в 1775 году «Учреждению для управления губерний Всероссийской империи», страна делилась на пятьдесят губерний, в каждой из которых должно было проживать триста-четыреста тысяч душ мужского пола. Во главе губерний стояли губернаторы, подчинявшиеся непосредственно императрице. Столицы губерний подчинялись генер ал - губер н аторам, власть которых была значительно расширена, также был создан институт губернского правления, которому подчинялся губернский прокурор.
Финансами в губернии занималась Казенная палата во главе с вице- губернатором. Школами, больницами ведал Приказ общественного призрения. Губернии делились на уезды по двадцать-трид- цать тысяч душ мужского пола, где главным органом власти был Нижний земский суд. Властные органы представляли также назначаемые казначей и уездный землемер.Используя теорию разделения властей и совершенствуя систему управления, Екатерина II отделила судебные органы от исполнительных. Но разделение властей не было полным, так как губернатор мог вмешаться в дела суда. Сложившаяся система управления территорией страны решала задачу укрепления власти дворянства на местах и предотвращения новых народных выступлений.
В день рождения Екатерины II, 21 апреля 1785 года, были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам, которыми регулировалось законодательство о правах и обязанностях сословий. Жалованная грамота дворянству закрепляла и юридически оформляла дворяновластие в России, присваивая дворянскому сословию наименование «благородное». «Грамота на права и выгоды городам Российской империи» определяла права и обязанности городского населения, которое делилось на шесть разрядов: дворяне и духовенство; купечество; ремесленники; иностранцы; именитые горожане; посадские. Согласно этой грамоте устанавливалась система управления в городах, где главенствующую роль играли городничий (глава города) и избираемая каждые три года городская дума.
После смерти Екатерины II в конце XVIII века на престол вступил ее сын Павел I. Этот период одни историки называют «непросвещенным абсолютизмом», другие «военно-полицейской диктатурой», третьи считают Павла «русским Гамлетом» или «ро-
V
. мантическим императором». Однако даже те историки, которые находят позитивные черты в правлении Павла I, признают, что он ставил знак равенства между сам од ержав и е м и личным деспотизмом.
д-4106
В 1797 году Павел I издал «Учреждение об императорской фамилии», по которому отменялся петровский указ о престолонаследии.
Престол отныне должен был переходить строго по мужской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей к старшему из братьев. Для содержания императорского дома был издан указ «Об образовании ведомства «уделов», которое управляло землями, принадлежащими императорской фамилии, и жившими на этих землях крестьянами. Павел ужесточил порядок службы дворян, ограничил действия Жалованной грамоты дворянству, насаждая в армии прусские порядки. Издав Манифест о трехдневной барщине, Павел запрещал помещикам использовать крестьян на полевых работах по воскресеньям, рекомендуя ограничить барщину тремя днями в неделю. Он принял под свое покровительство Мальтийский орден, а когда Наполеон захватил Мальту в 1798 году, объявил Франции войну в союзе с Англией и Австрией. Дальнейшее пребывание Павла I у власти было чревато для страны потерей политической стабильности. Не отвечала интересам России и военная политика императора. 12 марта 1801 года при согласии наследника престола, будущего императора Александра I, был совершен последний в истории России дворцовый переворот. В сорокасемилетнем возрасте Павел I был убит в Михайловском замке в Петербурге.Важнейшей задачей внешней политики, стоявшей перед Россией во второй половине XVIII века, была борьба за выход к южным морям — Черному и Азовскому. С третьей четверти этого века во внешнеполитической деятельности страны значительное место занял вопрос об освобождении земель Украины и Белоруссии от иноземного господства и объединении в одном государстве всех восточных славян. Начавшаяся в 1789 году Великая французская революция во многом определила направленность внешнеполитических акций русского самодержавия в конце века, включая борьбу с революционной Францией. К активным действиям на юге русское правительство подталкивали и интересы безопасности страны, потребности дворянства, пытавшегося получить богатейшие южные земли, развивающиеся промышленность и торговля, диктовавшие необходимость выхода к черноморскому побережью.
Турция, подстрекаемая Францией и Англией, осенью 1768 года объявила войну России.
Военные действия велись, начиная с 1769года, на территории Молдавии, а также на Азовском побережье, где после взятия Азова и Таганрога Россия приступила к строительству ф л ота. Выход к Черному морю, присоединение Крыма и степей Причерноморья, право иметь свой флот в проливах Босфор и Дарданеллы были завоеваны Россией после блестящих побед русской армии и флота в 1770—1774 гг. и заключения мирного договора с Турцией в болгарской деревне Кючук-Кайнарджи в 1874 году.
Вторая военная кампания, развязанная в 1787—1791 гг. Турцией, не желавшей мириться с утверждением России на Черном море, закончилась поражением Турции и подписанием Ясского мирного соглашения. По этому договору границей между Россией и Турцией стала река Днестр, в состав России вошла территория между реками Буг и Днестр, а также признавалось покровительство России над Грузией и владение Крымом. В результате русско-турецких войн ускорилось освоение степного юга России, ширились ее связи со странами Средиземноморья, было ликвидировано Крымское ханство — постоянный очаг агрессии против украинских и русских земель.
Значительным международным событием третьей четверти XVIII
века была борьба североамериканских колоний за независимость от Англии, приведшая к созданию США. Разногласия между Англией и Россией оказали благоприятное воздействие на ход Американской революции. В 1780 году русское правительство приняло «Декларацию о вооруженном нейтралитете», поддержанную большинством европейских стран, что повлекло отказ Англии от попыток организации морской блокады американского побережья и объективно способствовало победе Американской революции.
Одним из центральных вопросов в области международных отношений в Европе в последней трети XVIII века стал польский вопрос. В 1772 году состоялся первый раздел Польши. Австрия ввела свои войска в Галицию (Западную Украину), Пруссия — в Поморье. Россия получила восточную часть Белоруссии до Минска и часть латвийских земель, входивших ранее в Ливонию.
В 1793 году состоялся второй раздел Польши.
К России отошли центральная Белоруссия с Минском, Правобережная Украина. Пруссия получила часть земель по рекам Висла и Варта, а также город Гданьск.В результате третьего раздела Польши Пруссия получила центральную Польшу с Варшавой, Австрия — южную Польшу с Люблином и Краковом. К России отошли Литва, Курляндия и Западная Белоруссия. В результате разделов Польша более чем на столетие потеряла государственность и суверенитет. Польский король отрекся от престола и переехал в Россию. Присоединение к России частей Украины и Белоруссии помогло их народам сохранить национальную культуру и самобытность. В рамках союзного государства вновь объединились три братских славянских народа — русские, украинцы и белорусы.
В 1789 году во Франции произошла революция, после которой установился буржуазный строй. Восставший народ Парижа 14 июля взял штурмом Бастилию, а французский король Людовик XVI был казнен. Россия разорвала дипломатические отношения с Францией и совместно с Англией предприняла попытку оказать экономическое давление на Францию. Восстание в Польше 1794 года помешало Екатерине II открыто выступить против Франции, что во многом спасло французскую революцию, оказавшую огромное влияние на весь ход мировой истории. Весь XIX век прошел под знаком французской революции.
К середине XVIII века значительно вырос международный авторитет России и укрепился ее внутренний социально-экономический фундамент: —
«окно в Европу» Петра I и продолженное в екатерининское время расширение территории посредством завоеваний; —
ощутимые социально-экономические сдвиги в результате формирования капиталистического уклада ведения хозяйства; —
окончательное оформление сословного строя, закрепление прав и обязанностей сословий, чему во многом способствовало наличие соответствую ще й юридической базы; —
усиление контактов с европейскими странами в международной политике, торговле, культурных обменах.
Идеи западноевропейского Просвещения, революционные события в Северной Америке, Великая французская революция воздействовали на общественное сознание и духовную мысль в России. Сведения о них появились в русской прессе, об этих событиях писали деятели культуры, побывавшие за границей (Н.М Карамзин «Письма русского путешественника», П. Строганов «Заметки очевидца»). В области просвещения произошли следующие положительные сдвиги: —
развитие домашнего образования; —
создание сети закрытых (частных) учебных заведений (Сухопутный Шляхетский корпус — 1731 год, Пажеский корпус — 1752 год), готовящих дворян к придворной службе; —
появление профессионал ьно-художественных училищ (Танцевальная школа в Санкт-Петербурге — 1738 год — ныне Вагановское хореографическое училище, Балетная школа в Москве — 1773 год, Академия художеств в Москве — 1757 год); —
возникновение общеобразовательной школы (гимназии для разночинцев — 1755 год); —
открытие Московского университета (1756 год).
В общественном сознании доминировали: —
масонство (религиозно-этическое движение, пришедшее из Англии), в основе которого лежали рационализм и социальные аспекты, велика была роль символики и мистики. Появление масонских лож с идеей совершенствования личности (Н. Карамзин, А. Радищев, А. Суворов, М. Кутузов и другие известные фигуры); —
- идеология просвещенного абсолютизма, где приоритетом была фраза «говорить истину царям» и «учить царствовать монарха» (Н. Новиков, Д. Фонвизин); —
просветительство (термин Вольтера) — идеология эпохи просвещения: антикрепостническая направленность и свобода духа с элементами демократизма (М. Ломоносов, А. Радищев).
Русская художественная культура рассматриваемого времени развивалась в направлении, в общем совпадающем с европейскими художественно-эстетическими стилями. Результатом художественного развития XVIII века стал своеобразный сплав «европеизма» и национального своеобразия. Художественная культура пережила недолгую эпоху барокко, главным образом, з архитектуре. Это направление определяло стилевое единство в пятидесятые годы XVIII века. Архитектура этого направления с присущей ей контрастностью форм, пышностью декора, грандиозностью построек заложила основы нового градостроительства.
Господствуюшим направлением в художественной культуре второй половины века стал классицизм, процесс становления которого был достаточно протяженным: ранее всего, в пятидесятые годы, он начался в литературе, затем,, с шестидесятых го дов “ в изобразительном искусстве. Русский классицизм несколько отличался от западноевропейского, так как был более тесно связан с просветительством.
В эпоху классицизма в России сложилась новая художественная литература с развитой системой жанров (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман). Существенно важными элементами этой литературы стали новая система стихосложения и литературный язык. Впервые принципы силлабо-тонического стихосложения сформулировал В.К. Тредиаковский в статье «Новый и краткий способ к сложению российских стихов». Эта система, заменившая силлабический стих, базируется на чередовании ударных и безударных слогов в строке и лежит в основе русской поэзии до настоящего времени. В области русского стихосложения велика роль М.В. Ломоносова, который опубликовал «Письмо о правилах российского стихотворства» и «Риторику».
Основоположником новой русской драматургии был А.П. Сумароков, автор первых русских трагедий и комедий, директор Петербургского театра. Произведения Сумарокова отличали гуманизм, нравственность и определенная критичность по отношению к крайностям крепостного права, хотя он и оставался безусловным его сторонником.
Русские писатели последней трети XVIII века начинают обращаться к более острым социальным и политическим проблемам: совместимости неограниченной монархии с благом общества, семейного воспитания и влияния социальной среды.
Творчество Д.И. Фонвизина («Недоросль») положило начало обличительно-реалистическому направлению в русской литературе.
На рубеже XVIII—XIX вв. в литературе формируется сентиментализм, отмеченный эмоциональным восприятием окружающего мира, повышенным интересом к конкретному человеку и его чувствам. Расцвет сентиментализма связан с творчеством А.Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву») и Н. М. Карамзина («Бедная Лиза»).
Крупнейшим поэтом конца XVIII века был ГР. Державин, чьей наибольшей заслугой была демократизация поэтического слова. Он смело сочетал «высокий» и «низкий» стили, внес элементы живой разговорной речи в литературный язык, называя поэзию «говорящей живописью». Широкую известность Державину принесла ода «Фелица», в которой он стремился дать образ идеального
монарха, но понимал уже, что «истину царям» следует «с улыбкой говорить».
Середина XVIII века — важный рубеж в театральной культуре, успехи которой были связаны с развитием отечественной драматургии. В 1756 году в Петербурге был создан первый в России государственный театр «для представления трагедий и комедий», основу которого составила труппа ярославских актеров во главе с Ф.Г. Волковым, замечательным русским актером, происходившим из ярославских купцов. В Москве театральные представления разыгрывались итальянской труппой Д. Локателли и имели успех у публики. В 1780 году был открыт Петровский театр, в репертуар которого входили как драматические, так и оперные и балетные спектакли. Впоследствии на базе этого театра возник Большой театр.
Своеобразным явлением театральной жизни России того времени был крепостной театр, на сцене которого выступали многие талантливые актеры и музыканты. П.И. Ковалева-Жемчугова в крепостном театре графа Н.П. Шереметева в Останкине славилась своей великолепной игрой, и ее роли снискали успех среди лю- бителей-театралов. Замечательный скрипач И.Е. Хандошкин, внук крепостного крестьянина, выступавший в театре князя Н.Б. Юсупова в Архангельском, считается основоположником русской скрипичной школы.
Музыкальное искусство приобретало характер более сложный и разнообразный: начали формироваться отечественная композиторская школа, сложные жанры оперной, хоровой, инструментальной и камерной музыки.
Ведущим музыкальным жанром становится опера, причем в театральном репертуаре преобладала комическая опера. Огромным успехом пользовались оперы А.О. Облесимова и В А. Пашкевича, которые сблизили профессиональную сцену с русским песенно-танцевальным фольклором, бытовыми обрядами, разговорной речью.
В конце XVIII века появился жанр камерной лирической песни, развитию которого способствовало творчество композитора О.А. Козловского, автора театральной музыки, маршей, полонезов. Сочиненный им в 1791 году полонез с хором «Гром победы раздавайся» на слова Г.Р. Державина исполнялся длительное время как российский национальный гимн.
В живописи складывается система жанров (портрет, пейзаж, монументально-декоративное искусство, историческая живопись).
В развитии портрета во второй половине XVIII века проявились две тенденции: повышение художественного уровня, углубление реалистичности образа и расцвет парадного портрета. Живописец
А.П. Антропов явился одним из создателей жанра камерного портрета, в его творчестве особенно были сильны традиционные черты «парсуиного» искусства. В картинах Д.Г. Левицкого, ученика Антропова, велико жизнеутверждающее просветительское начало. Он много работал в жанре парадного портрета, создал глубокие по содержанию портреты деятелей эпохи Просвещения (Дидро, НИ. Новикова). Творчество В .Л. Боровиковского связано с идеями сентиментализма. Художник пишет камерные портреты, преимущественно женские (М.И. Лопухиной), где впервые дает пей
зажный
поэтическая воздушность (например, портрет А.
Струйской).
русским историческим [ окончил Академию ху
ницей, а, вернувшись в Россию, стал преподавать в Академии. Одна из наиболее известных его картин «Владимир перед Рогнедой», в ней художник обратился к национальной теме и трактовал исторические события в рамках условно-академической системы образов. Творчеству Г.И. Угрюмова, последователя Лосенко, свойственно стремление к большей исторической достоверности («Избрание Михаила Федоровича на царство», «Взятие Казани»).
Среди русских живописцев появляется интерес к ландшафтному пейзажу, что определенным образом было связано со строительством дворянских имений, усадеб. В этом жанре проявили свое мастерство такие художники, как С.Ф. Щедрин и Ф.Я. Алексеев. В этот исторический отрезок времени были заложены основы светской скульптуры, где блестяще себя проявил Ф.И. Шубин, создавший галерею скульптурных портретов (М.В. Ломоносова, полководца П.А. Румянцева). Памятник Петру I в Петербурге был первым светским памятником в России и по праву может быть отнесен к шедеврам мировой скульптуры (скульптор Э. Фальконе «Медный всадник»). В Москве первый светский памятник, посвященный К. Минину и Д. Пожарскому, освободителям России от польских интервентов в начале XVII века, был сооружен по проекту скульптора И.П. Мартоса. Архитектура классицизма составляет одну из замечательных страниц культурного наследия Рос сии. Основоположниками русского классицизма были В.И. Баженов и И.Е. Старое, создавшие архитектурную классику, основанную на национальных традициях (дом Пашкова в Москве, Таврический дворец в Петербурге). С именем М.Ф. Казакова связано появление замечательных архитектурных памятников в Москве (здание Сената в Кремле, Голицинская больница, дом князей Долгоруковых, первое здание Московского университета). Особенностями градостроительства того времени были развитие ансамблевой застройки, сооружение зданий специального государственного и общественного назначения (административные, научные, учебные, медицинские). В каждом губернском городе на центральной площади, кроме собора, как правило, возводились присутственные места и торговые ряды. Город становился средо- точением новой культуры с возникающими социально-культурными учреждениями (музеи, библиотеки, театры, школы).
Основные исторические факты:
1741 — 1761 годы — время правления Елизаветы Петровны. 1755
год — возникновение общеобразовательной школы. 1756
год — открытие Московского университета.
1756 год — открытие первого государственного театра в Петербурге.
1762 — 1796 годы — время правления Екатерины II.