<<
>>

§ 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИ РОССИИ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Накануне Великой Октябрьской социалистической революции государственный строй России представлял собой фактически буржуазную республику с очень неустойчивой властью Временного правительства.

Эта неустойчивость вызывалась тем, что пришедшая к власти буржуазия и обуржуазившиеся помещики вместе с поддерживавшими их соглашателями зашли в тупик; они не хотели и не могли разрешить важнейшие внутриполитические и внешнеполитические задачи, стоявшие перед страной: дать народным массам желанные мир, землю, продовольствие, вывести народное хозяйство из состояния хаоса разрухи.

Временное правительство сохраняло основные звенья государственного аппарата самодержавия, стремилось подчеркнуть от него «преемственность», «непрерывность в праве», оттягивало разрешение многих вопросов до созыва Учредительного собрания.

[344]

Оставленные за штатом чиновники упраздненных учреждений (за исключением чинов полиции и жандармерии) при Временном правительстве получали значительные пенсии, выходные пособия и даже так называемые «заштатные пособия» — фактически жалование, выплачиваемое сокращенным чиновникам в течение шести месяцев. Сохранялись «Табель о рангах», чины, звания и чиновничьи привилегии, закрепленные в третьем томе «Свода законов».

Важнейшим высшим законодательным и распорядительным учреждением России считалось Временное правительство, возглавляемое министром — председателем; власть последнего с каждым новым составом правительства возрастала. С конца августа министр- председатель А. Ф. Керенский стал одновременно и верховным главнокомандующим. Внешним выражением власти Керенского было создание особой канцелярии министра-председателя в июле, его «военного кабинета» (фактически военно-походной канцелярии) — в начале октября.

Из других высших учреждений России официально действовали лишь Сенат, Синод и Особые совещания. Государственная дума собиралась на закулисные «частные совещания» до начала октября.

Приступивший к деятельности с 7 октября многолюдный Совет республики (Предпарламент) был простой говорильней, поскольку его даже законосовещательные функции были неполными, урезанными, правительство не было обязано передавать на его обсуждение законопроекты.

Местный государственный аппарат к осени 1917 г. представлял собой пеструю мозаику. Наряду с новыми должностными лицами и учреждениями (комиссары, управления и комитеты) продолжали действовать многие старые органы суда, финансового, административнохозяйственного и военного аппарата и пр. Значительно возросло значение земских и городских органов, ставших действительно органами самоуправления, военно-промышленных комитетов; большую роль в местном управлении играли комитеты общественных организаций.

Наряду с этим в России в центре и на местах существовали органы диктатуры пролетариата и крестьянства — Советы рабочих, солдатских и крестьянских депутатов; их деятельность после подавления корниловского мятежа заметно оживилась.

К октябрю 1917 г. большинство в Советах крупнейших центров страны принадлежало большевикам. Соглашательские ВЦИК первого созыва и ЦИК Советов крестьянских депутатов оказались изолированными от большинства местных Советов. Эти оторванные от масс высшие органы советской организации в первую половину октября тянули страну к парламентаризму. В редакционной статье газеты «Известия» ВЦИК от 12 октября под характерным названием «Кризис советской организации» Советы квалифицировались как «временные бараки», «приютившие» после падения самодержавия «всю демократию». Считая это положение временным, официальный

[345]

орган печати ВЦИК предлагал снести эти временные постройки и «на месте бараков строить постоянное каменное здание нового строя»; первым этажом этого здания признавался Предпарламент.

Опираясь на преобладание в Советах, на возросшее влияние на фронте (особенно в солдатских комитетах на Северном фронте) и Балтийском флоте, используя разложение в рядах соглашателей и растерянность, неустойчивость правительства, большевистская партия во главе с руководимым В.

И. Лениным Центральным Комитетом повела массы на штурм буржуазного государства. «Кризис назрел», — писал В. И. Ленин в конце сентября 1917 г.

В первой половине октября по стране прошли съезды местных Советов; большинство их прошло под большевистскими лозунгами и высказалось за немедленное вооруженное восстание. Особенно большую роль сыграл съезд Советов Северной области, который открылся 11 октября.

На заседании Петроградского Совета 12 октября по предложению большевиков было принято решение о создании при Совете Военно-революционного Комитета по обороне Петрограда и для противодействия контрреволюционной попытке штаба Петроградского военного округа вывести революционные полки из столицы.

Окончательно этот Комитет оформился к 20 октября, когда происходило первое заседание ВРК; 21 октября оформилось бюро ВРК; наиболее энергичными деятелями его были большевики Н. И. Подвойский (председатель) и В. А. Антонов-Овсеенко.

Кроме представителей Совета, в состав Военно-революционного комитета вошли представители от гарнизона Петрограда, Центробалта, Финляндского областного комитета большевиков, фабзавкомов,. профсоюзов, Советов крестьянских депутатов и других демократических организаций, находящихся под влиянием большевиков. Членами Военнореволюционного комитета были В. И. Ленин, Ф. Э. Дзержинский, Я. М. Свердлов.

На заседании ЦК большевистской партии 10 октября была принята резолюция В. И. Ленина о необходимости подготовки вооруженного восстания. Расширенное заседание Центрального Комитета 16 октября подтвердило резолюцию В. И. Ленина, принятую 10 октября; ЦК избрал партийный центр по организационному руководству восстанием в составе Я. М. Свердлова, И. В. Сталина, А. С. Бубнова, М. С. Урицкого и Ф. Э- Дзержинского. Партийный центр вошел в состав Военно-революционного комитета.

С 20 по 24 октября Военно-революционный комитет провел большую работу по мобилизации отрядов Красной гвардии, революционных солдат и моряков.

Важнейшим мероприятием Петроградского военно-революционного комитета было введение института комиссаров, направленных в воинские части, учреждения, склады; комиссары Военно-революционного комитета парализовали деятельность органов Временного правительства и штаба Петроградского военного округа.

[346]

Штабом вооруженного восстания, начавшегося вечером 24 октября, был Смольный институт, где находились Центральный Комитет партии, Партийный центр и Военнореволюционный комитет. С вечера 24-го в Смольный пробрался и находившийся на частной квартире В. И. Ленин, возглавлявший общее руководство восстанием с самого его начала.

К утру 25 октября в руках восставших находился весь Петроград. Военно-революционный комитет опубликовал воззвание «К гражданам России!», написанное В. И. Лениным; в нем говорилось: «Временное правительство низложено. Государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов — Военно-революционного комитета, стоящего во главе петроградского пролетариата и гарнизона.

Дело, за которое боролся народ: немедленное предложение демократического мира, отмена помещичьей собственности на землю, рабочий контроль над производством, создание Советского правительства, это дело обеспечено.

Да здравствует революция рабочих, солдат и крестьян!»282.

У Временного правительства оставались лишь Зимний дворец, Главный штаб и Мариинский дворец, где заседал Предпарламент. В 12 ч. дня войсками Военно-революционного комитета был занят Мариинский дворец, и Предпарламент прекратил свое существование; вскоре пал и Главный штаб.

Министр-председатель А. Ф. Керенский утром 25 октября под предлогом встречи подходящих к столице верных правительству частей войск покинул столицу на автомобиле американского посольства. Оставшиеся в Зимнем дворце министры (кроме арестованного ранее С. Н. Прокоповича) выбрали из своей среды «главноначальству-ющим» Н. М. Кишкина и под охраной юнкеров, отдельных групп офицеров и женского «батальона смерти» отсиживались в блокированном Зимнем дворце. Для руководства штурмом Зимнего дворца Военнореволюционный комитет выделил боевую тройку: Н. И. Подвойский, В. А. Антонов-Овсеенко и Г. И. Чудновский.

В 9 ч. вечера 25 октября по выстрелам Петропавловской крепости и крейсера «Аврора» начался штурм Зимнего дворца.

В 10 ч. 45 м. вечера в актовом зале Смольного открылся Второй Всероссийский съезд Советов. Из 650 делегатов его, прибывших к открытию съезда, к большевистской фракции принадлежало 390 депутатов; враждебно настроенные меньшевики и правые эсеры (около 70 депутатов) вскоре покинули съезд.

Штурм Зимнего дворца увенчался успехом. В 2 ч. 10 м. ночи в Малахитовом зале Зимнего дворца членом Военно-революционного комитета большевиком В. А. Антоновым-Овсеенко были арестованы 15 министров Временного правительства во главе с Кишкиным и Ко-

[347]

новаловым, оба помощника главноначальствующего: начальник обороны Зимнего дворца, губернатор Пальчинский и эсер Рутенберг. Арестованные были препровождены в крепость.

26 октября II съезд Советов принял первые декреты Советской власти (о мире, земле, о создании Советского правительства).

Военно-революционные комитеты на местах строились по образцу Петроградского. Наличие или иногда преобладание в некоторых военно-революционных комитетах представителей эсеров или меньшевиков придавало действиям таких комитетов нерешительный характер (как это было, например, в Москве).

Выступая на заседании Петроградского Совета рабочих й солдатских депутатов днем 25 октября, В. И. Ленин сказал: «Товарищи! Рабочая и крестьянская революция, о необходимости которой все время говорили большевики, совершилась.

Какое значение имеет эта рабочая и крестьянская революция? Прежде всего, значение этого переворота состоит в том, что у нас будет Советское правительство, наш собственный орган власти, без какого бы то ни было участия буржуазии. Угнетенные массы сами создадут власть. В корне будет разбит старый государственный аппарат и будет создан новый аппарат управления в лице советских организаций.

Отныне наступает новая полоса в истории России, и данная, третья русская революция должна в своем конечном итоге привести к победе социализма»283.

Великая Октябрьская социалистическая революция сломала старый правительственный аппарат буржуазно-помещичьей России. Повсеместно создается новый советский государственный аппарат.

283 В. И. Ленин, ПСС, т. 35, стр. 2.

<< | >>
Источник: Ерошкин Н.П.. История государственных учреждений дореволюционной России. 1968

Еще по теме § 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИ РОССИИ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ:

  1. ИЗМЕНЕНИЯ СУДОУСТРОЙСТВА И СУДОПРОИЗВОДСТВА ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ СУДА БИЕВ ПОСЛЕ ДОБРОВОЛЬНОГО ВХОЖДЕНИЯ КИРГИЗИИ В СОСТАВ РОССИИ
  2. ЛИТЕРАТУРА Основоположники научного коммунизма
  3. ГЛАВА XI РЕВОЛЮЦИОННО- ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ И МАРКСИСТСКАЯ МЫСЛЬ В КАЗАХСТАНЕ В НАЧАЛЕ XX В.
  4. 4. Противостояние негативному влиянию западной идеологии. Пути спасения
  5. Политические партии России в 90-е годы XX века; их классификация и программные установки
  6. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И НАЧАЛО БОРЬБЫ ЗА ЕЕ ПОБЕДУ НА УКРАИНЕ
  7. РЕВОЛЮЦИОННАЯ БОРЬБА НА ЛЕВОБЕРЕЖЬЕ, В ПРИДНЕПРОВЬЕ И НА ЮГЕ УКРАИНЫ
  8. ПЕРВЫЕ ШАГИ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА УКРАИНЕ
  9. 2. СОЗДАНИЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АППАРАТА
  10. 4. КРАХ ГЕРМАНСКОЙ II АВСТРО-ВЕНГЕРСКОЙ ОККУПАЦИИ НАЧАЛО ВОССТАНОВЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ
  11. 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ И ХОЗЯЙСТВЕННОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО НА УКРАИНЕ
  12. § 2. ВЫСШИЕ И ЦЕНТРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ ВРЕМЕННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
  13. § 5. СОВЕТЫ В ПЕРИОД ОТ ФЕВРАЛЬСКОЙ БУРЖУАЗНОДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ ДО ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
  14. § 6. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОИ РОССИИ НАКАНУНЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
  15. БИБЛИОГРАФИЯ РАБОТЫ К ТОМУ В ЦЕЛОМ
  16. К ВОПРОСУ О «ФОРМЕ И СОДЕРЖАНИИ»
  17. «Вся власть Советам!»
  18. ОСОБЕННОСТИ И ПАРАДОКСЫ СОВЕТСКОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО СТРОЯ
  19. 4. РОССИЯ В КОНЦЕ XIX – НАЧАЛЕ XX в.
  20. Развитие классовой борьбы в Китае до Великой пролетарской культурной революции