Государство и культура в эпоху «культа личности» И.В. Сталина (1924—1953) и в период «оттепели» (1953 — середина 60-х гг,)
Во второй половине 20-х гг. руководство СССР выдвинуло задачу реконструкции народного хозяйства: от НЭПа (новой экономической политики) к индустриализации и коллективизации.
Для оправдания чрезвычайных мер раздувался миф о военной опасности: официальная пропаганда сравнивала международное положение СССР с осажденной крепостью, находящейся во враждебном окружении.
Был пущен в ход тезис об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму. Начались массовые репрессии, складывался политический режим диктатуры вождя с жестким контролем над всеми сферами жизни и деятельности общества, ограничением доступа к информации, наличием обязательной для всех идеологии.С 30-х гг. началось утверждение культа личности И.В. Сталина. Сталин становится единственным и непогрешимым теоретиком марксизма, мудрым вождем и «отцом народов».
1929 год стал переломным в отношениях советской власти и церкви. Церковь была обвинена в поддержке кулачества (зажиточных крестьян). Государственные органы получили широкие права контроля за деятельностью религиозных организаций: на-
?
чалось массовое закрытие церквей, монастырей и приходов. Резко усилилась антирелигиозная пропаганда.
На рубеже 20-х и 30-х гг. усилились репрессии по отношению к интеллигенции: в 1928 году состоялся процесс над группой технических специалистов из города Шахты (Шахтинское дело); в 1930 году - процесс над промышленной партией; стали создаваться исправительно-трудовые лагеря; затем, после убийства С.М. Кирова, было сфабриковано «дело врачей».
В 1934 году был образован ГУЛАГ (Главное управление исправительно-трудовых лагерей, трудовых поселений и мест заключений), входящий в НКВД. Термин ГУЛАГ вошел в литературу как синоним всех лагерей и тюрем, где содержались в период сталинщины жертвы массовых репрессий и произвола.
Политический поворот конца 20-х гг.
сказался и на художественной жизни страны. Перед деятелями культуры были выдви-(
нуты задачи «активизации борьбы против враждебной идеологии», «консолидации сил и единства», «усиления партийного влияния в творческих организациях». Социальный заказ стал более прямолинейным и жестким —- «отражение успехов социалистического строительства». Подчинены этой цели были и средства: искоренение инакомыслия за счет ужесточения цензуры. Определяющим художественным методом был провозглашен в 1934 году социалистический реализм. И несмотря на это в те жестокие времена были созданы такие произведения искусства и литературы, которые не утратили своей ценности и по сей день.
В классику советской литературы вошли романы М. Горького («Жизнь Клима Самгина»), М. Шолохова («Тихий Дон»), Н. Островского («Как закалялась сталь»). В жанре сатиры успешно работали М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров. Была создана советская детская литература (С. Маршак, К. Чуковский).
На театральной сцене утвердилась советская пьеса: «Оптимистическая трагедия» В. Вишневского в Камерном театре под руководством А. Таирова, пьесы М. Горького в Вахтанговском театре. Новым явлением было открытие детских театров (первый детский театр был основан Н.И. Сац). К концу 30-х гг. их было более семидесяти. Росту популярности кинематографа способствовало появление звуковых фильмов, первым из которых был «Путевка в жизнь» Н. Экка. Народным стал фильм С. и Г. Васильевых «Чапаев», повествующий о трагических событиях гражданской войны.
С начала 30-х гг. стали проводиться всесоюзные выставки изобразительного искусства. Появилась официальная, «парадная», живопись. Из работ на революционные темы выделялись полотна К. Петрова-Водкина, А. Дейнеки, М. Грекова. В портретном жанре утвердились как подлинные мастера М. Нестеров, П. Корин, П. Кончаловский. Символом времени стала скульптура В. Мухиной «Рабочий и колхозница». Музыкальная жизнь страны в те годы связана с именами С. Прокофьева, Д. Шостаковича, А. Хачатуряна. Были созданы музыкальные коллективы, прославившие впоследствии этот жанр искусства: Большой государственный симфонический оркестр, квартет имени Бетховена.
Вместе с тем были,подвергнуты критике и обвинениям в «формализме» Б.
Пастернак, Н. Заболоцкий, И. Бабель, С. Эйзенштейн,А. Довженко, В. Мейерхольд, А. Таиров, А.-Лентулов. Перенесенные тяготы военного времени рождали надежды, что после победы в Великой Отечественной войне жизнь будет устроена намного лучше. Но надеждам на ослабление командно-административных методов руководства страной не суждено было реализоваться.
Усилились репрессии. В последние годы войны были проведены репрессии уже против целых народов — чеченцев, ингушей, калмыков, крымских татар — обвиненных в предательстве поголовно. В лагеря и ссылку отправлялись бывшие советские военнопленные и граждане, угнанные на работу в Германию.
Само существование сталинского режима требовало насаждения в обществе страха и подозрительности, установления жесткого контроля за умами и творческой деятельностью их носителей.
Идеологическая пропаганда была направлена исключительно на прославление успехов советской экономики, сельского хозяйства, культуры, достигнутых под «мудрым» руководством «гениального вождя всех времен и народов». Распространялись облегченные представления о коммунизме, который будет построен через два-три десятка лет. Пропаганда принимала все более шовинистический и антисемитский характер. В 1949 году началась кампания против «безродных космополитов», в результате которой пострадали тысячи ученых, врачей, деятелей культуры. Раскол мира на два лагеря положил начало «холодной войне». Изоляционная политика Сталина подкреплялась широкой идеологической кампанией борьбы с низкопоклонством перед Западом. Восхвалялось все отечественное, русское и советское.
Каковы плюсы и минусы эпохи правления Иосифа Сталина?
Плюсы заключались в следующем: —
проведена индустриализация страны; —
одержана победа в Великой Отечественной войне; —
укрепился международный авторитет СССР.
Отрицательных моментов, к сожалению, было больше: —
коллективизация деревни носила насильственный характер; —
культивировался страх в обществе; —
ГУЛАГ, репрессии; —
неподготовленность ко второй мировой войне и как следствие этого необоснованно большое количество жертв; —
насаждение изоляционизма во внешней политике. Большое значение для духовной атмосферы советского общества имели осуждение культа личности Сталина, разоблачение преступников в органах государственной безопасности, реабилитация безвинно пострадавших в годы репрессий. Постепенно преодолевались настроения подозрительности, страха, шло оздоровление нравственного климата.
Улучшение международной обстановки, прежде всего налаживание взаимоотношений между СССР и США, привело к началу культурного обмена.Консервативные и либеральные тенденции в социокультурном пространстве страны сосуществовали. Первая волна «оттепели» с 1953 по 1954 годы связана с общественным резонансом на доклад Н.С.Хрущева на XX съезде коммунистической партии Советского Союза о культе личности Сталина, Вторая волна «оттепели» с 1957 года — брожение умов, закончившееся арестами диссидентских групп (в Ленинграде — группа Р. Пименова, в Москве — «Союз революционного ленинизма» и группа аспиранта исторического факультета МГУ Л. Краснопевцева).
Что положительного и что отрицательного дал этот исторический отрезок времени ?
Среди п о л ожите л ь н ы х моментов: —
восстановлено доброе имя деятелей науки и культуры, ставших жертвами беззакония (Н. Вавилов, В. Мейерхольд, Б. Пильняк, И. Бабель и другие); —
издание ранее запрещенных произведений (сборники А. Ахматовой, М. Зощенко, С. Есенина, выставки работ художников-аван- гардистов, выход на экраны «полочного кино», в частности, запрещенного в 1946 году фильма «Большая жизнь»); —
расширение международных связей — фестивали кино и молодежи, знакомство с зарубежными произведениями литературы и кинематографа
Отрицательными моментами были: —
рецидивы публичных проработок («Доктор Живаго» Б. Пастернака, «бульдозерная выставка» молодых художников); —
усиление а дм и н и страти в н о го нажима на церковь: «религия есть вредный пережиток в сознании»); —
продолжение борьбы с «ревизионизмом» и «очернительством советской действительности»; —
победа консервативных тенденций и конец надеждам на перемены.
Литература «оттепели« не пережила своего времени даже в своих лучших образцах: роман В. Дудинцева «Не хлебом единым», повесть Д. Гранина «Собственное мнение», поэма С. Кирсанова «Семь дней недели». Писатель в эти годы, по выражению Б. Слуцкого, «был учителем в школе для взрослых, а современный читатель эту школу уже закончил».
Художественные произведения ставили проблемы, жизненно важные для общества, которые нельзя было обсуждать открыто из-за идеологических запретов. Особое место среди событий в области литературной жизни заняла публикация романа В. Дудинцева «Не хлебом единым», который явился манифестом либеральной интеллигенции.Основным направлением поисков писателей стали попытки показать жизнь такой, какая она есть, без нарядности и шумихи, иными словами, жизнь обыкновенных людей с их повседневными заботами, огорчениями и радостями. Как сказал В. Аксенов о первой повести А. Гладилина «Хроника времен Виктора Подгурс- кого», «влюбленный неудачник впервые потеснил плечом розовощеких роботов комсомольского энтузиазма». Особое звучание в период «оттепели» приобрела проблема молодежи, ее идеалов и места в обществе. Как бы от имени всего поколения, вступающего в жизнь, прозвучали слова одного из героев популярной в то время повести В. Аксенова «Коллеги»: «Мы поколение людей, идущих с открытыми глазами. Мы смотрим вперед и назад, и себе под ноги... Мы смотрим ясно на вещи и никому не позволим спекулировать тем, что для нас свято».
Пришедшие в литературу молодые писатели и поэты: В. Аксенов, Б. Ахмадулина, к. Вознесенский, А. Гладилин, Е. Евтушенко впоследст&мй были названы «шестидесятниками», причем этот термин относится и к другим представителям творческой интеллигенции.
В театре с трудом пробивала себе дорогу тема сталинских репрессий. После XX съезда коммунистической партии появились пьесы, где главными героями были реабилитированные коммунисты, как, например, в пьесе А. Штейна «Гостиница «Астория» (театр имени В. Маяковского в Москве). По-новому стала звучать тема Великой Отечественной войны. На смену героически возвышенным образам пришла правда, которую некоторые критики презрительно й несправедливо называли «окопной». Программным стал спектакль о войне «Вечно живые» драматурга В.
Розова в постановке О. Ефремова в театре «Современник» в Москве.
В изобразительном искусстве начались отход от помпезного стиля, реабилитация авангарда 20-х гг., появление «сурового стиля» — подчеркнутый драматизм в подходе к жизненным явлениям.
Жесткая цензура не могла удержать в своих рамках творческий всплеск периода «оттепели». Получил распространение самиздат (самостоятельное издание авторами своих произведений). В самиздат попадали как произведения советских авторов, например, альманах «Метрополь», так и литература эмигрантов, поэтические сборники начала века. Начало же «оттепельного» самиздата положила поэма А. Твардовского «Теркин на том свете», написанная в 1954 году.
Основные исторические факты:
1922 год — образование СССР.
1941 “ 1945 годы — Великая Отечественная война. 1953 -- 1954 годы — первая волна «оттепели».
1957 — середина 60-х — вторая волна «оттепели»
Еще по теме Государство и культура в эпоху «культа личности» И.В. Сталина (1924—1953) и в период «оттепели» (1953 — середина 60-х гг,):
- Культура СССР и России постсоветского периода
- 4. Противостояние негативному влиянию западной идеологии. Пути спасения
- Государство и культура в эпоху «культа личности» И.В. Сталина (1924—1953) и в период «оттепели» (1953 — середина 60-х гг,)
- Размышления о власти
- Алфавитный указатель имен