<<
>>

Изобразительное искусство и скульптура

В живописи XVIII в. особенно заметны решительный переход от старого к новому, сложный процесс усвоения в самый короткий срок европейского «языка» и приобщения к опыту мировой культуры. С начала XVIII в.

на первый план выдвинулись светские жанры живописи (портрет, батальный жанр), гравюра, портретная и декоративная скульптура, декоративные росписи дворцовых интерьеров. Особое значение имел портрет, который быстро от «парсунной» скованности приблизился к конкретности образов: произведения учившихся за границей «петровских пансионеров» И. Н. Никитина (портреты канцлера Г. И. Головкина, С. Г. Строганова, изображение Петра I на смертном одре) и А. М. Матвеева (портреты И. А. и А. П. Голицыных, «Автопортрет с женой»). Значительную роль в становлении парадного портрета и батального жанра сыграл французский живописец Л. Каравак, с 1716 г. работавший в России («Полтавская баталия»). Непосредственной правдивостью, наивно-поэтическим отношением к натуре отличались произведения И. Я. Вишнякова, И. П. Аргунова, А. П. Антропова — живописцев середины XVIII в.

В области скульптурного портрета выдающееся значение для культуры 1-й четверти XVIII в. имело творчество Бартоломео Карло Растрелли. Он работал как архитектор и скульптор в самых разных жанрах: от «кумироделия всяких фигур» до строительства фонтанов и создания театральных декораций. Его первая работа в России — бюст А. Д. Меншикова, а бюст Петра I (1723 г.) — это образ целой эпохи, характеристику которой дал А. Пушкин: «… лик его ужасен, движенья быстры, он прекрасен. Он весь, как Божия гроза…».

Еще при Петре I появилась идея основания в России школы разных художеств. Поначалу подготовка мастеров велась Петербургской типографией и Оружейной палатой в Москве, однако необходимость дальнейшего развития художественной школы стала особенно очевидной в середине XVIII в. В 1757 г. в Петербурге состоялось открытие Академии трех знатных художеств. Уже в 1758 г. стараниями М. В. Ломоносова и И. И. Шувалова сюда прибыла группа московских и петербургских юношей, склонных к художествам. Первое время преподавание в Академии вели иностранные учителя: скульптор Н. Жиле, живописцы С. Торелли, Ф. Фонтебассо и др. В 1764 г. Академия трех знатных художеств была преобразована в Российскую императорскую Академию художеств. С этого времени Академия становится центром художественных идей и учебным заведением.

Во второй половине XVIII в. расцвет живописи особенно проявился в искусстве портрета, достигшего европейского уровня. Это произведения Ф. С. Рокотова, необычайно тонко выявлявшего духовное обаяние, сокровенную красоту человека (потрет В. И. Майкова, «Неизвестная в розовом платье»), жизнерадостные образы Д. Г. Левицкого (серия портретов воспитанниц Смольного института, портрет Екатерины II, портреты московских купцов), эмоциональные работы В. Л. Боровиковского (портреты Е. А. Нарышкиной, М. И. Лопухиной). Другие жанры живописи — исторический (картины А. П. Лосенко — «Владимир и Рогнеда», «Прощание Гектора с Андромахой»; Г. И. Угрюмова, И. А. Акимова) и бытовой (работы И. И. Фирсова, М. Шибанова, И. А. Ерменева), пейзаж (произведения М. М. Иванова, Ф. Я. Алексеева, С. Ф. Щедрина) — переживали пору своего становления.

Период классицизма стал одной из вершин в истории скульптуры — станковой (пластика И. П. Прокофьева, статуи М. И. Козловского); мемориальной (образы Ф. Г. Гордеева, надгробия И. П. Мартоса); монументальной: «медный всадник» в Петербурге работы Э. М. Фальконе; памятник А. В. Суворову в Петербурге работы М. И. Козловского; портретная пластика Ф. И. Шубина, достигавшего в своих виртуозных по техническому исполнению произведениях поразительной точности и многогранности психологической характеристики (мраморные бюсты З. Г. Чернышева, Павла I, Екатерины II, А. М. Голицына, М. В. Ломоносова, И. Г. Орлова).

<< | >>
Источник: О. А. Яновский, Л. Л. Михайловская, С. В. Позняк и др.. История Руси, России и Украины (с древнейших времен до конца XVIII в.): Учеб. пособие / Под ред. О. А. Яновского. — Мн.: БГУ,. — 1007 с.. 2005

Еще по теме Изобразительное искусство и скульптура:

  1. Архитектура и изобразительные искусства
  2. АРХИТЕКТУРА И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
  3. Архитектура и изобразительное искусство
  4. Живопись (изобразительное искусство)
  5. Архитектура и изобразительное искусство
  6. Изобразительное искусство и архитектура
  7. Архитектура. Изобразительное и декоративное искусства
  8. Архитектура, строительство, прикладное и изобразительное искусства
  9. Архитектура и изобразительное искусство Раннего Возрождения
  10. Изобразительное искусство XX века. Основные направления
  11. Архитектура и изобразительное искусство Высокого и Позднего Возрождения
  12. Скульптура
  13. § .¦gt;¦! Архитектура и скульптура Греции
  14. 3. СКУЛЬПТУРА