Киноискусство
Кинематограф появился в России в 90-е годы XIX века. Первые, видовые и хроникальные фильмы демонстрировались в 1896 году. Первым кинопредпринимателем в России был А.А. Ханжон- ков, который начал выпускать игровые фильмы, которые шли в построенных им кинотеатрах «Художественный» и «Москва» (ныне «Дом Ханжонкова»).
Среди первых игровых отечественных фильмов были «Пиковая дама», «Отец Сергий» (режиссер Я А. Протазанов).В 20-е годы развитие документального кинематографа связано с именем Дзиги Вертова, открывшего новое направление в киноискусстве, в основе которого была художественная интерпретация документальных фактов.
Одним из родоначальников российского кинематографа является С.М. Эйзенштейн. Он был не только режиссером таких кинофильмов, как «Броненосец Потемкин», «Александр Невский», «Иван Грозный», но и известным теоретиком кино. Творчество Эйзенштейна, безусловно, повлияло на развитие отечественного и зарубежного кинематографа.
Значительные шаги в своем развитии сделало в 30-е годы советское кино. В это время в кинематографе произошли определенные сдвиги в области производства отечественной киноаппаратуры и кинопленки, открылись новые кинотеатры. Появились фильмы известных режиссеров Г. Козинцева и J1. Трауберга («Одна»), С. Юткевича («Златые горы»), И. Хейфица и A.
Зархи («Депутат Балтики»). Росту популярности кино во многом способствовал выход на экраны исторических фильмов: «Петр Первый» (режиссер В. Петров), «Суворов» (режиссеры B.
Пудовкин и М. Доллер), «Александр Невский» (режиссер C.
Эйзенштейн).
Говоря об истории развития кино в России, нельзя обойти стороной период его развития, связанный с именами С А. Герасимова, С.Ф. Бондарчука, С. И. Ростоцкого, Г.Н. Чухрая,
В.М. Шукшина.
С.А. Герасимов — выдающийся режиссер, драматург и теоретик кино, постановщик фильмов «Маскарад»(по М.Ю. Лермонтову), «Молодая гвардия» (по А.
Фадееву), «Тихий Дон» (по М. Шолохову), «У озера», «Красное и черное» (по Стендалю),«Журналист». Школа Герасимова в Государственном институте кинематографии дала отечественному кинематографу яркие актерские дарования, среди которых В. Тихонов, Н. Мордюкова, В. Шукшин.
Начав свой творческий путь как киноактер (фильмы «Тарас Шевченко», «Попрыгунья», «Неоконченная повесть»), С.Ф. Бондарчук поставил такие известные фильмы как «Война и мир», «Они сражались за родину», «Степь» и ряд других.
С.И. Ростоцкий — тонкий режиссер психологического кино, автор очень популярных фильмов «А зори здесь тихие», «Белый Бим —- Черное ухо». Наиболее запоминающаяся работа Ростоцкого — фильм «Доживем до понедельника», посвященный школьному образованию.
Войдя в историю отечественного кинематографа как яркий и самобытный мастер, Г.Н. Чухрай посвятил свое творчество преимущественно теме Великой Отечественной войны, сняв фильмы «Сорок первый», «Баллада о солдате», «Чистое небо», «Память».
В.М. Шукшин — замечательный режиссер, снявший такие известные картины, как «Печки-лавочки», «Калина красная», в которых отразил многообразие социально-психологических типажей советского времени, образы «странных» людей из народа, несущих в себе нравственную чистоту и требовательность к жизни.
Среди режиссеров-комедиографов заметный след в отечественном кинематографе оставили Л.Й. Гайдай, Г.Н. Данелия, Э.А. Рязанов.
Творчество Л.И. Гайдая отобразило советские реалии жизни в несколько утрированной сатирико-юмористической форме. Комедии этого режиссера «Операция ‘ЬГ и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука» настолько искрометно и талантливо сняты, что их и сегодня смотрят по телевидению миллионы зрителей.
В отличие от комедий Гайдая, фильмы Г.Н. Данелии более тон- ки и ироничны. Комедии Данелии имеют жизненную подоплеку, отличаются лиричностью («Я шагаю по Москве», «Не горюй»,
«Мимино», «Осенний марафон»).
Э.А. Рязанов — комедиограф, режиссер, весьма тонкий и иро- ничный психолог — постановщик замечательных фильмов («Берегись автомобиля», «Ирония судьбы, или С легким паром», «Га-
раж», «Забытая мелодия для флейты «).
Работы Рязанова отличаются юмором, иногда гипертрофированностью построения сюжетной линии, необычными режиссерскими находками.К классикам современного кинематографа можно с полным правом отнести А.А. Тарковского, получившего признание как в России, так и за рубежом. Очень точно выразил свое отношение к творчеству Тарковского другой классик современного кинематографа — Ингмар Бергман, сказав, что кино Тарковского предстает перед нами «как зеркало, как сон...». А.А. Тарковский является режиссером-постановщиком замечательных фильмов, к числу которых относятся «Андрей Рублев», «Зеркало», «Солярне», «Ностальгия», «Жертвоприношение». В основе его кинопроизведений остро и напряженно поставленная альтернатива добра и зла, веры и неверия в человека, философский спор, всегда
разрешающийся в пользу гуманистической и оптимистической истины.
В годы «перестройки» в кинотеатрах и по телевидению стали демонстрировать так называемые «полочные» фильмы, то есть ранее запрещенные цензурой к показу. Среди них фильмы таких талантливых режиссеров, как А. Герман («Мой друг Иван Лапшин»), Э. Климов («Агония»), А. Аскольдов («Комиссар»). Новое дыхание получила кинодокументалистика. Появились весьма интересные фильмы М. Бабак («Больше света») и Ю. Подниекса («Легко ли быть молодым?»), которые затрагивали широкий спектр вопросов, актуальных для тех лет, начиная от освещения исторических фактов до постановки вопросов о насущных проблемах молодежи. Самым впечатляющим событием кинематографа времен «перестройки» стал фильм Т. Абуладзе «Покаяние», в котором в философско-аллегорической форме впервые раскрывалась тема «человека-диктатора».
Блестящим представителем реалистическо-романтического направления в отечественном кинематографе является режиссер А.С. Михалков-Кончаловский. Им сняты такие фильмы, как «История Аси Клячиной», «Романс о влюбленных», «Сибириада», «Дядя Ваня» (по А.П. Чехову). В США он снял картины «Возлюбленные Марии», «Поезд-беглец», «Счастливые люди».
Н.С.
Михалкова отличает сложный содержательный киноязык при, казалось бы, простом и реалистическом его выражении. Он режиссер очень талантливых кинофильмов, к числу которых при- надлежат «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Неоконченная пьеса для механического пианино» (по А.П. Чехову), «Пять вечеров» , «Несколько дней из жизни Обломова» (по И.А. Гончарову).Проникновенны по своим художественным достоинствам работы П.Е. Тодоровского («Интердевочка», «Анкор, еще Анкор», «Военно- полевой роман»), в которых режиссер правдиво показал жизненные истории в определенном социально-историческом контексте.
Творческое содружество режиссера В. Абдрашитова и кинодраматурга А. Миндадзе успешно реализовалось в таких фильмах, как «Плюмбум, или Опасная игра», «Парад планет», «Слуга». В этих фильмах авторы затрагивают острые социальные проблемы, игра актеров — великолепна.
Питерская школа кинематографа также внесла существенный вклад в отечественное киноискусство. Художественные фильмы А. Германа («Двадцать дней без войны», «Проверка на дорогах», «Мой друг Иван Лапшин»), А. Сокурова («Элегия» и другие), документальные фильмы А. Учителя достойны внимательного отношения зрительской аудитории.
Среди молодых кинематографистов можно назвать имена И. Охлобыстина, Д. Месхиева («Над темной водой»), В. Тодоровского («Любовь»), Д. Евстигнеева («Лимита»), С. Ливнева («Серп и молот»), которые своими режиссерскими работами смогли серьезно заявить о себе. Видимо, эти имена будут определять даль-
V
нейшее развитие кинематографа в России.
Вопросы для самопроверки: 1.
Какова история зарождения российского кинематографа? 2.
Какой режиссер явился одним из основоположников российского
киноискусства? 3.
Какие сдвиги в развитии кино произошли в 30-е годы? 4.
Какие имена советского периода развития кино прославили этот вид искусства? 5.
Что Вы знаете о российских режиссерах-комедиографах? 6.
Кто стал классиком современного кинематографа? 7.
Что произошло в сфере кинематографа в годы «перестройки»? 8.
Что Вы знаете о питерской школе кино? . 9.
Знакомы ли Вы с творчеством современных кинематографистов России?
Еще по теме Киноискусство:
- Украинская ССР в условиях новой экономической политики (1921-1928 гг.)
- Литература в годы «большой войны» (1937—1945)
- Театр и кино
- ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕДИАОБРАЗОВАНИЯ В ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ3 И.В. Челышева, Таганрогский государственный пединститут
- 5.1. Общая характеристика взаимоотношений в области культуры
- Введение
- Группа B. Медиаобразовательные модели, основанные на синтезе эстетического, образовательно-информационного и воспитательно- этического подходов Медиаобразовательная модель С.Н.Пензина [Пензин, 1987; 2004] *
- Канадская медиаобразовательная модель: Н.Андерсен, Б.Дункан, Дж.Пандженте [Andersen, Duncan & Pungente, 1999], К.Ворсноп [Worsnop, 1999], Л.Розер [Rother, 2002] и др.
- 8.12. Этический анализ процессов функционирования медиа в социуме и медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории
- 8.13. Эстетический анализ медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории*
- Статьи в журналах и научных сборниках Агибалова Г.М.
- 13.7 Культура Украины в годы Второй мировой войны
- § 2. Школьник как субъект учебной деятельности Младший школьник как субъект учебной деятельности