<<
>>

   Конец Священного союза

   Это был четвертый (и последний) конгресс Священного союза, решивший вопрос о борьбе с революцией в Европе.    Во время пребывания в Вероне Александр стал еще более печален и замкнут.
Он избегал балов и карнавалов, обедал почти всегда только или с императором Францем, или с прусским королем, а досуги посвящал одиноким прогулкам в окрестностях города.    Однажды в разговоре с императором Францем Александр признался, что его не покидает ощущение близкой кончины, которая ожидала и его любимое детище, казавшееся совсем недавно несокрушимым колоссом, – Священный союз.    Этому, несомненно, способствовало и то, что почти вся Европа сотрясалась беспрерывными восстаниями и революциями, против которых оказывались бессильными штыки и пули регулярных войск.    Цель, которую преследовал Священный союз при его создании – единство христианских монархических государств, – оказалась недостижимой, ибо и сами монархи исповедовали три враждебные друг другу хри-    стианские конфессии – католицизм, протестантизм и православие.    Оставалась одна надежда – Господь Бог, чьими помазанниками были императоры и короли, герцоги и курфюрсты, попытавшиеся сплотиться воедино под сенью вселенской христианской идеи, но предавшие ее ради суетных и своекорыстных мирских утех и выгод.    Поняв это, лучший христианин из них, российский император Александр, покинул это умирающее сообщество и уехал в Россию.

   Тайный Манифест о передаче трона Николаю

   Александр вернулся в Царское Село 20 января 1823 года, проведя за границей более пяти месяцев.    Из государственных актов этого времени наибольшую важность представлял Манифест о назначении наследником престола, минуя Константина Павловича, третьего сына императора Павла – великого князя Николая Павловича. Однако после того как Манифест был написан, он не публиковался, не предавался огласке, а хранился в глубочайшей тайне. И сам его текст в одном-единственном экземпляре был спрятан в ризнице московского Успенского собора в Кремле.    25 августа 1823 года Александр сам привез Манифест в Москву и передал его митрополиту Филарету в запечатанном конверте.    На лицевой стороне конверта Александр собственноручно написал: «Хранить в Успенском соборе с государственными актами до востребования моего, а в случае моей кончины открыть Московскому епархиальному архиерею и московскому генерал-губернатору в Успенском соборе, прежде всякого другого действия».    29 августа Филарет при трех свидетелях положил Манифест в ризницу Успенского собора, взяв с них клятву о полном сохранении этой важнейшей государственной тайны.    Три копии с Манифеста снял министр духовных дел и народного просвещения князь А. Н. Голицын, запечатал их в три конверта и отправил в Петербург по трем адресам – в Государственный совет, Сенат и Синод. На всех трех конвертах Александр написал своей рукой: «В случае моей кончины раскрыть прежде всякого другого действия».

<< | >>
Источник: Вольдемар Балязин. Неофициальная история России. Том 10. Тайная жизнь Александра I. 2007

Еще по теме    Конец Священного союза:

  1. 2.2. Эпоха расцвета древних государств (конец II – конец I тыс. до н.э.)
  2. Эпоха расцвета древних государств (конец II - конец I тыс. до н.э.)
  3. Эпоха ранней Древности (конец IV - конец II тыс. до н.э.)
  4. 2.1. Эпоха ранней Древности (конец IV – конец II тыс. до н.э.)
  5. СВЯЩЕННЫЙ СОЮЗ
  6.    «Священная дружина»
  7. Священное копье
  8. ФРАНСИС РАПП. СВЯЩЕННАЯ РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ ГЕРМАНСКОЙ НАЦИИ, 2009
  9. Священный город — центр Мира
  10. 26. «Реинкарнационные места» в священном писании
  11. ПОНЯТИЕ ЦЕРКВИ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ
  12. «Пода-ай, Госпо-оди!»» ПОНЯТИЕ ЦЕРКВИ В СВЯЩЕННОМ ПИСАНИИ
  13. § XX. Условия, которые делают договоры священными
  14. Глава 3 Парадокс перенаселения: через новаторство и пиратство — к Священному Граалю рынка
  15. ОСНОВНОЙ ЗАКОН (КОНСТИТУЦИЯ) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК1
  16. ПРОБЛЕМЫ ВСЕСЛАВЯНСКОГО СОЮЗА