<<
>>

3. Культурная революция

Пожалуй, нигде с такой силой не проявилась противоречивость большевистской политики и ее результатов, как в области культурного строительства. Ее истоки коренятся в доктринальных установках большевизма, резко отграничивавшего новую культуру от культуры старого «буржуазного общества».

Культурная революция, по замыслу большевиков, должна была произвести переворот в культурной сфере.

Она предполагала решение двух блоков задач, подчиненных главной стратегической цели — построению нового коммунистического общества.

На начальном этапе культурной революции важнейшим направлением культурного строительства было создание, восстановление и расширение системы народного образования. Собственно, ничего революционного в этом не было, если не считать фактор тотального идеологического вмешательства партии в этот процесс. В начала 30-х гг. в СССР создавалась бесплатная, обязательная, трудовая светская школа, свободная от влияния религии. В стране вводилось обязательное обучение детей 8-10 лет в объеме четырех лет начальной школы. С 1931 г. началась подготовка условий для перехода к всеобщему семилетнему обучению, которое было введено к концу 30- х годов. Следует отметить, что в образовательный процесс были включено все тогдашнее подрастающее поколение. Были созданы в республиках национальные школы и подготавливались национальные кадры учителей. В этой области, несомненно, были достигнуты успехи.

Со второй половины 20-х годов в стране шел процесс создания системы высших учебных заведений, и прежде всего технических, поскольку научно-техническая интеллигенция была жизненно важна для решения проблем индустриализации и укрепления обороны страны. Здесь имелись впечатляющие результаты. Была создана сеть ВУЗов, научных школ. Шел процесс зарождения национальной научно- технической интеллигенции.

Вместе с тем гуманитарное знание оказалось под сильнейшим прессом идеологии и политических установок, отсюда - уродливость и односторонность его развития. В атмосфере жестких требований «социалистического реализма» развивались советская литература и искусство.

Однако, главная задача культурной революции - создание новой коммунистической культуры, а, соответственно, и создание человека новой формации, с новым типом мышления, естественно, так и не была решена.

Вопросы:

Почему большевики придавали такое важное значение осуществлению индустриализации?

Чем можно объяснить необходимость высоких темпов индустриального строительства?

Чем отличалась сталинская индустриализация от аналогичного процесса, проходившего в развитых западных странах?

Какие причины побудили большевистское руководство к созданию колхозного строя?

В чем состояла главная, стратегическая идея культурной революции?

<< | >>
Источник: Потатуров В. А.. Отечественная история: Конспект лекций /Потатуров В.А. -М.; МИЭМП.; стр.92 Московский институт экономики, менеджмента и права , 2004. 2004

Еще по теме 3. Культурная революция:

  1. 3. Культурная революция
  2. Культурная революция
  3. ЛИЧНОСТЬ КАК СУБЪЕКТ КУЛЬТУРЫ. КУЛЬТУРНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ. МЕНТАЛИТЕТ
  4. РОЛЬ КУЛЬТУРНОГО ИЗМЕРЕНИЯ ПРОЦЕССОВ МОДЕРНИЗАЦИИ В ВОСТОЧНОЕВРОПЕЙСКОМ РЕГИОНЕ (XVIII - КОНЕЦ ХХ В.) С.В. Донских
  5. Завершение "культурной революции"
  6. КУЛЬТУРНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО
  7. 6.2. Революция 1905–1907 гг.: причины, характер, особенности, итоги.
  8. НОВАЦИЯ КОПЕРНИКА И КОПЕРНИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ
  9. 3. История Октябрьской революции и советской власти на страницах газет
  10. Лекция 29. Понятие о научно-технической революции. Наука как подсистема НТР
  11. Гл а в а 18 КУЛЬТУРНАЯ ГЕОГРАФИЯ
  12. ИСТОЧНИКИ И МЕХАНИЗМЫ КУЛЬТУРНОЙ ДИНАМИКИ
  13. § 113. ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ И КНИЖНОЕ ДЕЛО
  14. Лекция седьмая НЕОЛИТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ - ВЕЛИЧАЙШИЙ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙПЕРЕВОРОТ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
  15. 5. Социальная политика и культурная революция
  16. Революция символов
  17. ГЛАВА 64 ПЕРМАНЕНТНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ: МАОИСТСКИЙ КИТАЙ