<<
>>

Литература

Русская письменная литература возникла на основе богатых традиций устного народного творчества. Одним из важнейших источников древнерусской литературы являлся фольклор.

Особенностью русской средневековой литературы была публицистичность.

В основе содержания памятников литературы — важнейшие проблемы жизни Руси. Самым значительным памятником древнерусской литературы стала летопись «Повесть временных лет», написанная в 1113 году монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Однако это не самое первое летописное произведение. «Повести временных лет» предшествовали другие летописи, в частности «Новгородский летописный свод», относящийся к 50-м годам XI века.

Как и всякая летопись, «Повесть временных лет» отличается разнообразием композиционного состава и включенного в нее материала. В нее вошли: погодные записи; тексты дипломатических и юридических документов; пересказы фольклорных преданий; выдержки из памятников переводной литературы; записи о явлениях природы; самостоятельные литературные произведения — исторические повести, богословские трактаты. Летописи представляли собой своеобразную энциклопедию средневековых знаний и синтетический памятник древнерусской культуры.

В первые десятилетия после монгол о-татарского нашествия во всех летописях культивировалась тема единства Русской земли и ее борьбы против иноземных завоевателей (вторая половина XIV века). Московское летописание отражало и укрепляло достижения Москвы в деле объединения русских земель, участвовало в пропаганде объединительных идей.

4

В период возрождения общерусского летописания (конец XIV— начало XV вв.) появилась так называемая Троицкая летопись, которая способствовала объединению разрозненных областных сводов. Одним из самых значительных летописаний стал Московский свод, в котором также проводилась идея государственного

единства и сильной княжеской власти.

Одним из распространенных жанров в этот исторический отрезок времени стала воинская повесть.

Выдающийся памятник повествовательной литературы этого жанра — «Повесть о разорении Рязани Батыем», основу которой, как и других повестей, составляли реальные исторические факты и исторические лица. Другим наиболее значительным произведением является поэма «Задонщина», написанная после победы над м он гол о - татарам и на Куликовом поле (1380тод). Характерная особенность «Задонщи- ны» — ее связь со «Словом о полку Игореве», откуда были взяты

отдельные стилистические приемы, заимствованы некоторые литературные образы и даже целые отрывки. Это сопоставление подчеркивало м ы с л ь об органической связи Московской Руси с Киевской Русью.

В развитии русской литературы важное место отводится светской публицистике, которая появилась в XVI веке и связана с именем Ивана Пересветова. В своих обращениях, адресованных Ивану Грозному, он разрабатывал концепцию дворянского государства во главе с самодержавным монархом, выдвинул идею реформирования страны, отдавая главенствующую роль дворянам и преданным слугам царя — воинам. Вопросы о характере самодержавия были поставлены в полемике между Иваном Грозным и князем Андреем Курбским. Идеал Курбского, изложенный им в «Истории о великом князе Московском» и посланиях царю, это сословно-представительная монархия и выборный сословно-представительный орган. В этой модели государственного устройства, предложенной Курбским, прослеживается идея демократи ческого устройства государственной власти.

К XVII веку в русской литературе появляются первые записи произведений устного народного творчества: исторические песни, былины, пословицы. Влияние устного народного творчества на литературу выразилось в сближении литературного языка с народным, появлении новых жанров, прежде всего демократической сатиры. Другим существенным явлением в развитии литературы стал переход от исторических литературных героев к созданию обобщенных литературных образов.

Выдающимся памятником русской литературы стала автобиографическая повесть протопопа Аввакума «Житие».

Аввакум стал основоположником нового жанра — автобиографии-исповеди, ввел народное просторечие в литературный язык. Среди произведений демократической сатиры этого времени: «Повесть о Шемякином суде», в которой высмеивались порядки феодального суда с его коррумпированностью и бюрократией; «Служба кабаку», сделанная в форме пародии на церковную службу и разоблачающая систему спаивания людей через «царев кабак». Изменения, происходившие в обществе, нашли отражение в бытовой повести, для которой актуальной была тема «отцов и детей», взаимоотношения поколений («Повесть о Горе-Злосчастии»).

Новым явлением в литературе стало появление силлабического стихосложения, основоположником которого был Симеон По лоцкий. Появилась также переводная литература с французского, польского и других языков, которая подвергалась переработке и наполнялась русским содержанием с элементами фольклора.

Начало XVIII века было временем расцвета повести («гисто- рии»), В «Гистории о российском матросе Василии Кориотском» отразилась эпоха петровских реформ, в которой утверждалось, что почет и богатство достигаются благодаря личным качествам чело- века, а не знатности его рода. Во время правления Петра I была введена гражданская азбука, в литературном языке стали применяться иностранные слова, многие из которых сохранились в современном русском языке (гавань, каюта, рейд и другие). Среди писателей и публицистов этого исторического периода выделяется Ф. Прокопович, труды которого заложили основы теории литературы, художественно-эстетических принципов раннего классицизма (трактат «О поэтическом искусстве», «Риторика»),

Классицизм в литературе утвердился в России в середине XVIII века, когда появилась развитая система жанров (ода, элегия, басня, трагедия, комедия, повесть, роман). Важными составляющими новой художественной литературы стали силлабо-тоническая система стихосложения и литературный язык. Эта система стихосложения, основанная на чередовании ударных и безударных слогов в строке, употребляется в русской поэзии и в настоящее время.

Основоположником русской драматургии был А.П.

Сумароков, чьи произведения способствовали культивированию человеческого достоинства, гуманизма и чести.

Русские писатели Д.И. Фонвизин («Недоросль»), А.Н. Радищев («Путешествие из Петербурга в Москву») начинают в своем творчестве обращаться к обличительно-реалистическому направлению.

Крупнейшим поэтом XVIII века является Г. Р. Державин (ода «Фелина»), чье творчество было связано с демократизацией поэзии, сочетанием разных стилей, вводом в литературный язык элементов разговорной речи.

Расцвет сентиментализма в русской литературе ассоциируется с творчеством А.Н. Радищева и Н.М. Карамзина («Бедная Лиза»). Героем художественных произведений становится обыкновенный человек со всем комплексом его чувств и переживаний, что определяло большой интерес к сентиментальным повестям и романам.

В литературе первых десятилетий XIX века происходит утверждение нового направления — романтизма, сущность которого в противопоставлении обобщенного идеального образа реальной жизни. В русской литературе возникновение романтизма связано с именем В.А. Жуковского. Как отмечал известный литературный критик В.Г. Белинский: «Баллады Жуковского исполнены гуманности и высокого человеческого достоинства, дали русской по- эзии душу и сердце, составили целый период нравственного развития общества».

Родоначальник новой русской литературы А С. Пушкин в своем творчестве претерпел эволюцию от лирики романтизма южных поэм («Кавказский пленник», «Цыганы») к реализму. Пушкин впервые поставил многие ведущие проблемы русской литературы XIX

века: народ и личность как исторические силы и нравственный критерий («Борис Годунов»); личность в ее взаимоотношениях с обществом и конкретными жизненными ситуациями («Евгений Онегин», «Медный всадник»); судьба «маленького человека» («Повести Белкина»); власть денег над людскими судьбами («Пиковая дама»). Поэзия и проза АС. Пушкина воплотили в себе всечеловечность, по выражению Ф.М. Достоевского, «всемирную отзывчивость», сочетали гуманизм, пафос истины, народность и историзм.

Важной вехой на пути от романтизма к реализму было творчество М.Ю.

Лермонтова. Его роман «Герой нашего времени», сохраняя романтические черты, явился одним из первых произведений литературы критического реализма. Лирика Лермонтова (поэма «Мцыри» и другие произведения) также сочетали в себе романтическое и реалистическое направления.

Велика роль Н.В. Гоголя в русской литературной классике. Литературную известность Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки», насыщенный этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести писателя, опубликованные в сборнике «Миргород» и других, открывают реалистический период его творчества. Тема «маленького человека» наиболее полно воплотилась в повести «Шинель», с которой связано «натуральное» направление в русской литературе. Гротесковое начало цикла «Петербургские повести» («Невский проспект», «Нос») получило развитие в комедии «Ревизор» — драматургическом произведении, высмеивавшем мир бюрократизма. В поэме-романе «Мертвые души», где Гоголь подверг сатирическому изображению от-

дельные стороны жизни тогдашней России, соединились ирония и пафос духовного преображения человека. Н.В. Гоголь оказал решающее влияние на развитие направления критического реализма, утверждение гуманистических и демократических принципов в русской литературе.

Ранние произведения И.С. Тургенева также принадлежали к «натуральной» школе (цикл рассказов «Записки охотника»), в них писатель показал высокие духовные качества и одаренность русского крестьянина, поэзию родной природы. Важное место в творчестве Тургенева отводится социально-психологическим романам («Рудин», «Дворянское гнездо», «Отцы и дети»), в которых ему удалось создать образы новых героев эпохи — разночинцев и демократов, а также образы самоотверженных русских женщин (повести «Ася», «Вешние воды»). И.С. Тургенев — выдающийся мастер психологического анализа и пейзажной живописи, оказавший большое влияние на развитие отечественной и зарубежной литературы.

Вершиной русской литературы XIX века стало творчество JI.H.

Толстого. В автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность», исследуя, в терминологии русского писателя

Н.Г. Чернышевского, «диалектику души», Толстой выразил стремление личности к постижению вопросов своего «я», к самосовершенствованию. Тема поисков нравственного идеала в приобщении к естественной жизни народа, к природе, являясь центральной в повести «Казаки», проходит через все творчество писателя. В грандиозной эпопее «Война и мир», которую Толстой писал в течение семи лет, показан патриотический порыв, обусловивший победу России в Отечественной войне 1812 года. В романе «Анна Каренина» писатель решает насущные проблемы современности в социальном и философском планах. В не менее известных произведениях «Воскресение», «Крейцерова соната», пьесах «Живой труп», «Власть тьмы» усиливаются социальный критицизм писателя и одновременно христианско-морализаторские сентенции. Творчество JT.H. Толстого отразило противоречия целой эпохи и внесло бесценный вклад в русскую и мировую литературу.

Огромен вклад в отечественную и мировую литературу Ф.М. Достоевского. В повестях «Бедные люди», «Неточка Незванова» писатель показал страдания «маленького человека» как трагедию социальную. Свое произведение «Записки из Мертвого дома» Достоевс кий посвятил трагической судьбе и достоинству человека на каторге, где писатель провел четыре года. Замечательные романы Достоевского «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» связаны с философским осмыслением социальных контрастов, диалогическим столкновением самобытных личностей, человеческой гармонией. Их отличает глубокий психологизм.

Заметный вклад в русскую литературу внес известный писатель Н.С. Лесков, чье творчество также относится к XIX веку. К этому историческому периоду принадлежат антинигилистические романы «Некуда» и «На ножах», а также произведения о трагических судьбах талантливых людей из народа («Очарованный странник, «Левша»). Лесков вошел в историю русской литературы как мастер сказовой прозы. Самобытный прозаик и стилист И .А. Гончаров — талантливый мастер реалистической прозы. В романе «Обломов» писатель выявил черты русского национального характера, так называемой русской ментальности. В романах «Обыкновенная история», «Обрыв» Гончаров отразил существенные стороны жизни общества, характерные для середины XIX века, — продвижение по службе за счет протекции, прагматизм «чиновничьего люда».

Великий русский писатель А.П. Чехов начинал как автор фельетонов и коротких юмористических рассказов под псевдонимом Антоша Чехонте. Основные темы творчества писателя — идейные искания интеллигенции, недовольство обывательским существованием, душевная «смиренность» перед пошлостью жизни («Скучная история», «Ионыч», «Дама с собачкой»). В рассказах «Палата № 6», «Человек в футляре» писатель достиг большой силы социального и художественного обобщения. А.П. Чехов вошел в сокровищницу русской литературы и как блестящий драматург, автор таких известных пьес, как «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад», в которых создал атмосферу предчувствия будущего, провел глубокий анализ состояния общества.

Чехов — тончайший психолог, мастер подтекста, своеобразно сочетавший юмор и лиризм; он оказал огромное влияние на мировую литературу.

В 90-е годы XIX века начался творческий путь А.М. Горького. Вышедшие в это время очерки и рассказы принесли писателю всероссийскую известность. Героическая романтика молодого Горького была гимном «безумству храбрых», отражала демократические революционные настроения («Старуха Изергиль», «Песня о

Соколе», «Буревестник»). Писатель воспевал гордого, свободного человека, любовь как источник жизни в произведениях «Челкаш», «Девушка и смерть». Драматургический талант писателя проявился в пьесах «На дне», «Дачники», «Мещане».

В конце XIX века в русскую литературу пришли молодые писатели И.А. Бунин и А.И. Куприн, ставшие крупными мастерами русской реалистической литературы, Бунин написал такие замечательные произведения, как «Деревня», «Суходол», в которых говорил о думающей деревенской России. Писатель не скрывал своей «великой грусти» по поводу исчезновения старого уклада жизни. Творчество Куприна характеризует многообразие тонко очерченных типажей, лирических ситуаций в повестях и рассказах «Олеся», «Гам бри ну с», «Гранатовый браслет». Весьма известен автобиографический роман «Юнкера», который он писал за границей в течение пяти лет.

В советский период истории отечественной литературы продолжили свою литературную деятельность писатели и поэты, чье творчество началось и было признано еще до большевистской революции: В.В. Вересаев, А.М. Горький, АА. Блок, В.Я. Брюсов, С.А. Есенин, В.В. Маяковский.

Ведущей темой в литературе послереволюционного времени стала тема революции и социалистического строительства. В классику советской литературы вошли романы А.М. Горького «Жизнь Клима Самгина», М.А. Шолохова «Тихий Дон».

Великолепные поэтические произведения были написаны А.А. Ахматовой, О.Э. Мандельштамом, Б.Л. Пастернаком. В жанре сатиры блестяще зарекомендовали себя И. Ильф и Е. Петров, М. Зощенко. Появилась детская литература, на которой воспитывалось не одно поколение детей.

К классикам детской литературы с полным правом можно отнести С.Я. Маршака, С.В. Михалкова, К.И. Чуковского.

События Великой Отечественной войны нашли отражение в литературных произведениях О. Берггольц («Ленинградская поэма»), В.Гроссмана («Направление главного удара»), К. Симонова («Живые и мертвые»), А. Твардовского («Василий Теркин»). В послевоенное время в литературе появились добротные произведения таких писателей, как В. Каверин («Открытая книга»), В. Некрасов («В окопах Сталинграда»), В. Панова («Времена года») и некоторых других авторов.

Литература периода «хрущевской оттепели» ознаменовалась появлением молодого поколения поэтов, среди которых Б. Ахмадулина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Р. Рождественский. Особое место в событиях культурной жизни этого времени заняли также произведения Д. Гранина («Собственное мнение»), В. Дудинцева («Не хлебом единым»), В. Аксенова («Коллеги»), В. Розова («Вечно живые»). Читатели заново для себя открыли поэтическое творчество Б. Пастернака, М. Цветаевой, А. Ахматовой. Была . опубликована повесть А.И. Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

W

Ярким явлением в литературе 70-х годов стала «деревенская« проза, представленная в творчестве таких писателей, как Ф. Абрамов, В. Белов, Б. Можаев, В. Шукшин. Интерес у широкой читательской аудитории вызвали произведения Ю. Трифонова («Дом на набережной», «Обмен», «Предварительные итоги»).

Первые перестроечные литературные публикации были поис- тине всенародными событиями.

В обществе вызвало неподдельный интерес опубликование произведений Ч. Айтматова («Плаха»), В. Астафьева («Печальный детектив»), А. Рыбакова («Дети Арбата»), Ю. Домбровского («Факультет ненужных вещей»). Широко стали издаваться произведения М. Булгакова, А. Платонова, А. Солженицина. В литературном пространстве этого исторического периода возобладал приоритет общечеловеческих ценностей и вместе с тем начал происходить процесс идейного размежевания в писательской среде.

Вопросы для самопроверки: 1.

В чем заключается специфика русской средневековой литературы? 2.

Какие жанры литературы существовали в средние века в России? 3.

Какова роль светской публицистики в развитии русской литературы? 4.

Какие изменения произошли в русской литературе в XVII веке? 5.

Какие новации наблюдались в литературном процессе в течение XVIII века? 6.

Кто явился основоположником новой русской литературы? Что характерно для творчества этого литератора? 7.

Каких писателей-классиков русской литературы XIX века вы знаете? 8.

Какова роль Н.В. Гоголя в русской литературной классике? 9.

Что характерно для творчества J1.H. Толстого? 10.

Каковы основные темы творчества А.П. Чехова и какие произведения принадлежат перу этого автора? 11.

Чем характеризуется советский период развития отечественной литературы? С творчеством каких прозаиков и поэтов этого времени вы знакомы?

<< | >>
Источник: С.А. Вишняков. ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА И КУЛЬТУРЫ РОССИИ в кратком изложении. 2003

Еще по теме Литература:

  1. Рекомендуемые источники и литература
  2. Литература 1.
  3. II. Литература 47.
  4. ЛОМОНОСОВ В ИСТОРИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И РУССКОГО ЯЗЫКА1
  5. Литература
  6. 5. ВАВИЛОНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА 41
  7. Вавилонсая литература.
  8. § 1. Язык философии и язык литературы: entrelacements
  9. § 2. Литература как письмо - «странный институт»
  10. Литература