<<
>>

Могильник Кекомяки

  Кекомяки представляет собой низкий холм с пологими склонами посреди полей в дер. Коверила (Богатыри), находящийся в 400 м к северо-востоку от берега озера Ковериланярви (Богатырское) (рис. 13, 30, 1).
На холме, большая часть которого распахивалась, находили древние вещи, в том числе поступившие в 1884 г. в Национальный музей Финляндии два бронзовых цепедержателя (2298: 167-168). В 1886 г. Т. Швиндт исследовал на юго-западном склоне холма четыре инвентарные грунтовые могилы и в 1888 г. Еще две. В четырех могилах было более чем по одному погребенному (№ 1, 3, 4, 5), из них два мужских и шесть женских погребений. В общей сложности погребений насчитывается 14. Все исследованные могилы конструктивно представляли собой срубные рамы и погребальные камеры в случае с коллективными захоронениями. Из исследованных могил лишь в четвертой, находившейся в отдалении от других и к югу от них, не было типичного карельского инвентаря (Schwindt 1893: 15-50; Кочкуркина 1981: 98-103, № 114-116; 114, № 167; Uino 1997: 231-233; Saksa 1998: 84-86).
В случае с этим могильником мы также попытаемся, опираясь на представленный выше анализ погребального инвентаря и обряда карельских грунтовых могил, определить место его погребений во всей более широкой, изменяющейся во времени картине карельской культуры эпохи крестовых походов.
Наиболее ранней могилой могильника можно считать могилу 5, в которой внутри деревянной срубной конструкции захоронены мужчина, женщина и ребенок. Она датируется концом XII — XIII вв. Женское погребение в могиле сопровождалось фибулами H/IIB: 2a и F3 (2595: 17, 28; 2595: 82, 85), серебряными подковообразными фибулами типа I: 1a (2595: 7) и II: 2 (2395: 11, 80), пронизками типа I: 2c (2595: 337, 340) и цепедержателями типа I: 3a (2489: 84, 87) (табл. XI). Мужское захоронение наряду с другими предметами (металлические детали пояса, перстни, крест нательный), сопровождалось мечом с литой бронзовой рукоятью и трехчастным навершием с изображением «усатого человека» (2595: 54, 75), практически полная аналогия которому найдена в дер. Малы под Изборском (Kivikoski 1973: Abb. 1169; Кирпичников 1966а: 54, табл. XXIV; Кирпичников, Сакса, Томантеря 2006: 53, 62, 68, рис. 11, рис. 29, 30). Инвентарь мужского и женских погребений, как и сопутствующие (напутственные) им вещи, свидетельствуют о богатстве и высоком социальном положении погребенных в этой могиле членов семьи.
Аналогии (8) женским украшениям находятся в первую очередь в других могилах могильника (могилы 1, 2, 3, 6 и одна случайная находка цепедержателя). На могильнике Ховинсаари Тонтинмяки известно пять аналогий (все из могил 1/1886 и 1/1888), в Саккола Лапинлахти также пять (две случайные находки, могильник Патья (2) и Паямяки-1917), на соседнем могильнике Кулхамяки три, в Куркиёках четыре, из которых три в могиле Сяккимяки и одна в Терву. В Хиитола найдено две аналогичные вещи (Кавосалми, Пет- кола), в Сортавале (Рантуе) одна. В Миккели Тууккала находится лишь одна аналогия, в Миккели Мойсио две и в Лаппее Каускила одна (рис. 45, 1-2).
Следующая по времени могила 1 (конец XII — XIII вв.), в которой четверо умерших (двое мужчин и две женщины, одна поверх другой) захоронены внутри деревянной срубной камеры.
В набор украшений костюма одной женщины входят головное украшение сюкерё, фибулы типа C2/3a (2489: 70, 78), пронизки типа I: 2a (2489: 71, 79), цепедержатели типа I: 1 (2489: 72, 80), ножны ножа типа II: 1 (2489: 32, 33) и копоушка типа I: 2а (2489: 35). Вторую погребенную сопровождали булавка для волос, серебряная нагрудная брошь, фибулы типа C2/3a (2489: 87, 92), серебряная подковообразная фибула типа I: 1a (2489: 232), пронизки типа I: 2a (2489: 93) и I: 1 (2489: 88), цепедержатели типа I: 3a (2489: 89, 94), копоушка типа I: 2a (2489: 66) (табл. XI). Меч, рукоять которого с дисковидным навершием и перекрестием с тремя расширениями украшена орнаментом из серебряной проволоки (2489: 121а), украшенный растительным орнаментом бронзовый наконечник ножен меча, два наконечника копий (2489: 168, 223), металлические детали пояса, перстни, круглая пластинчатая и кольцевидная фибулы (2489: 106, 187) из мужских погребений, как и значительное количество напутственных вещей, усиливают представление о высоком статусе погребенных в этой коллективной могиле (Кирпичников, Сакса, Томантеря 2006: 52-53, 63, 69, рис. 16-33).
Аналогии вещам из женских захоронений этой могилы распределяются, в основном, как и в случае с предыдущей могилой 5, в могилах своего мо-

Рис. 45. Аналогии находкам украшений из могильника Кекомяки в Каукола Коверила (пункт 2) в Карелии и Саво. Могилы Кекомяки-5:1, 5:2, 1:1, 1:2, 3, 6)


гильника 15 (6 экз. (погребение 1: 1) — могилы 1: 2, 5, 6 и 9 экз. (погребение 1: 2) — могилы 1: 1, 5, 6), Ховинсаари Тонтинмяки-15 (5 — могилы 3/1886 и 1/1888) и 10 — могилы 1/1886, 3/1886, 1/1888, 5/1888). На могильнике Кулха- мяки известна лишь одна аналогия. По одной или двум аналогиям находится в Суотниеми (мог. 3), Лапинлахти (Паямяки-1917), Ивасканмяки, Хиитола (Кильпола и Петкола), Куркиёки (Сяккимяки), а также на Тиверском городке. В районе Миккели обнаруживается четыре аналогии (рис. 45, 3-4).
Сохранившимся в разрушенной могиле 3 подковообразной фибуле типа II: 2 и ножнам ножа типа I: 2 аналогии находятся в могилах Кекомяки 2, 5 и 6 и по одной в Тонтинмяки 1/1886, Патья, Рантуэ и Тууккала (рис. 45, 5). Меч с дисковидным навершием рукояти и перекрестием с тремя дисковидными расширениями, украшенные орнаментом из серебряной проволоки (2489: 281), наконечник копья (2489: 278), топор (2489: 375), кольцевая фибула (2489: 331), металлические детали пояса, перстни, крест нательный и другие вещи неопровержимо свидетельствуют также в пользу высокого статуса погребенных и в этой значительно разрушенной коллективной могиле (Кирпичников, Сакса, Томантеря 2006: 52-53, 64, 70, рис. 17, 34-38).
Могила Кекомяки-6 также датируется концом XII — XIII вв., но в этих рамках она моложе предыдущих. В могиле захоронена лишь одна женщина, которую сопровождал полный набор украшений костюма: украшение волос сюкерё, серебряная нагрудная брошь, фибулы типа C2/3a (2495: 119, 128), серебряные подковообразные фибулы типа I: 1а (2595: 108) и II: 2 (2595: 135), пронизки типа I: 1 (2489: 123, 131), цепедержатели типа II: 2 (2489: 124, 133) и нож с ножнами (2595: 143, 146) (табл. XI).
И в этом случае большая часть аналогий происходит из могил могильника Кекомяки (могилы 1, 2, 3, 5, 6), что опять же свидетельствует в пользу предположения о хронологической близости рассматриваемых могил. Десять аналогий насчитывается в могильнике Тонтинмяки (могилы 1/1886, 1/1888, 3/1888, 5/1888, 6/1888, 13/1888). До одиннадцати поднимается количество аналогий в Лапинлахти (Патья (4), Леппясенмяки, мог. 4 (2), Пая- мяки-1917 (1), -1931 (3 и одна случайная находка). На могильнике Тууккала количество аналогий поднимается до 31, но это происходит за счет цепедержателей типа II: 2, типичных для этого могильника в районе г. Миккели в Восточной Финляндии (область Саво) и отсутствующих в других могилах рассматриваемого могильника (табл. XI). Отдельные аналогии встречаются на могильниках Кулхамяки, Тонтинмяки и Суотниеми (мог. 3), Тиверском городке, в Куркиёках (Терву и Сяккимяки), Сортавале (Рантуэ и городище Паасонвуори), Хиитола Кильпола (рис. 45, 6).
Наибольшее количество аналогий вещам карельских типов в целом находится в вещевом материале могильника Тонтинмяки (31), среди погребального инвентаря и отдельных находок в Лапинлахти (17) и в Миккели Тууккала (38), где, впрочем, 29 из них относятся к цепедержателям типа II: 2. В приходе Ряйсяля (исключая могильник Тонтинмяки), несмотря на обилие находок вещей эпохи крестовых походов, встречено лишь четыре аналогии изделиям из могил могильника Кекомяки: по одной в Ивасканмяки и Ховинсаари и две на Тиверском городке. На могильнике Суотниеми имеется три аналогии, в При- ладожской Карелии 13 (5 в Куркиёках, 5 в Хиитола и 3 в Сортавале). Следует принимать во внимание и размеры могильника, но, к примеру, в части аналогий в Лапинлахти пик приходится на могилы 5 (5 экз.) и 6 (11 экз.) в Кекомя- ки, притом, что и могила 1 не уступает им в богатстве инвентаря.
<< | >>
Источник: Сакса А.И.. Древняя Карелия в конце I — начале II тысячелетия н. э. Происхождение, история и культура населения летописной Карельской земли. 2010

Еще по теме Могильник Кекомяки:

  1. Могильник Тонтинмяки
  2. Могильник Кулхамяки
  3. Внутренняя хронология могильников
  4. Могильник Калмистомяки (Кууппала)
  5. Могильник на п-ове Большом (Раммансаари)
  6. Лапинлахти(Ольховка) Могильники, случайные находки вещей
  7. Карельские грунтовые могильники XII—XIV вв. Погребальный обряд
  8. А. Г. КОЛЕСНИКОВ НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛОВОЗРАСТНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ ПОЗДНЕТРИПОЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ПОДНЕПРОВЬЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ МОГИЛЬНИКОВ СОФИЕВСКОГО ТИПА)
  9. П.К. Дашковский, И.А. Усова Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия РЕКОНСТРУКЦИЯ ЖЕНСКОГО ГОЛОВНОГО УБОРА ИЗ МОГИЛЬНИКА ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЫ ХАНКАРИНСКИЙ ДОЛ
  10. Хронология могил и погребальный обряд
  11. ГЛАВА 4 Археологические памятники эпохи расцвета древней Карелии (XII-XIV вв.)