<<
>>

Могильник Тонтинмяки

  Могильник Тонтинмяки на п-ове Ховинсаари (дер. Кротово, п-ов Большой) на южном берегу оз. Вуокса в приходе Ряйсяля является самым крупным из исследованных карельских грунтовых могильников XII-XIV вв. на Карельском перешейке (рис. 13, 19; 52, 1). В 1886-1888 гг. Т. Швиндт раскопал на этом холме 25 могил, 11 из которых относились к эпохе крестовых походов (табл. II). (Schwindt 1893: 51-81). Из последних в восьми сохранилась большая часть нагрудных женских украшений костюма (табл. XII), что позволяет провести объективный поиск аналогий этим вещам.
Тонтинмяки-1/1886. Наибольшее количество аналогий украшениям из этой могилы (9 экз.) происходит из могил 5: 1 (3), 6 (2), 1: 2 (2), 1: 1 (1) и 3 (1) могильника Кекомяки в приходе Каукола и собственно самого могильника Тонтинмяки (7 экз.) из могил 6/1888 (3), 5/1888 (2), 3/1886 (1) и 1/1888 (1). В могилах Паямяки-1931 и Патья-1937 из Саккола Лапинлахти найдено по 4 экземпляра. Остальные аналогии происходят из могильников Леппясенмя- ки, мог. 4 (2), Паямяки, мог. 1917 г. (2), Патья (4), Рауту Лейникюля (1), Кя- кисалми Суотниеми (1), Каукола Кулхамяки (1) и из Ряйсяля (1), Ряйсяля

Рис. 52. Археологические памятники на п-ове Большой (Ховинсаари, Раммансаари).
1-3 — Ховинсаари Тонтинмяки (могильник, поселение и культовый камень),
4-6 — культовые камни, 7-9 — Раммансаари (могильник, поселение, культовый камень)


Сяркисало (1) и Кивипелто (1), Саккола Наскалинмяки (1), Ояниеми (1) и Рииска (1), Миккели Тууккала (2) и Кюхкюля (1). Обращает на себя внимание большое количество аналогий (14) в Саккола Лапинлахти (рис. 53, 1).
Тонтинмяки-3/1886. Верхняя часть могилы повреждена. И в случае с этой могилой наибольшее количество аналогий (13) происходит из погребений могильника Каукола Кекомяки: 5: 1 (3), 5: 2 (3), 1: 1 (2) и 1: 2 (3). В могилах 3 и 6 найдено лишь по одной. В других могилах могильника Тонтинмяки найдено 5 экземпляров (1/1886 (1), 1/1888 (2), 5/1888 (1), 6/1888 (1)). Три подобных украшения найдено в Куркиёки Сяккимяки. На могильнике Каукола Кулхамяки найдено две аналогии, и столько же в Саккола Паямяки (могилы 1917 и 1931) и в Миккели Мойсио. В Саккола Лапинлахти, в могилах Патья-1937 и Патья-21, Саккола Ояниеми, Ряйсяля Ивасканмяки, Хии- тола Петкола, Куркиёки Терву и Миккели Тууккала известно лишь по одной находке аналогичных украшений (рис. 53, 2).
Тонтинмяки-1/1888. Наибольшее количество аналогий украшениям из этой могилы (21 экз.) происходит из женских могил могильника Кекомяки: захоронения 1: 1 (4), 1: 2 (6), 5: 1 (2), 5: 2 (3), 6 (4). С соседнего с ним разрушенного могильника Кулхамяки происходит четыре аналогии. В других погребениях рассматриваемого могильника Тонтинмяки известно лишь две находки вещей аналогичных форм (могилы 1/1886 и 3/1886). В Саккола Ла-

Рис. 53. Аналогии находкам украшений из могил могильника Тонтинмяки (пункт 1) в Карелии и Саво. Могилы 1/1886, 3/1886, 1/1888, 5/1888


пинлахти известны две аналогии, в могиле 4 могильника Леппясенмяки и на могильнике Патья. Остальные аналогии приходятся на могилу 3 в Суот- ниеми (1), Куркиёки Сяккимяки (1), Хиитола Петкола (1) и Сортавала Ран- туэ (1). Две аналогии известны в Миккели Мойсио (рис. 53, 3).
Тонтинмяки-5/1888. В материале этой могилы сохраняется влияние инвентаря могильника Кекомяки — в общей сложности насчитывается девять аналогий из захоронений 1: 1 (1), 3(2), 5: 1 (3), 6 (3), в то время как на своем могильнике лишь пять (могилы 1/1886 (2), 3/1886, 6/1888, 9/1888).
На могильнике Кулхамяки встречены две аналогичные вещи. Заметна также доля в памятниках дер. Лапинлахти — 15 аналогий. Шесть аналогий происходит из могилы 4 на Леппясенмяки, четыре из могилы Патья-1937, две из Патья-21, одна из Паямя- ки-1917 и две из Паямяки-1931. Две аналогии обнаруживается в Рауту Лейни- кюля и одна — в Суотниеми-3. По одной аналогии найдено в крепости Корела, на Тиверском городке, в Ряйсяля Ховинсаари и Сяркисало, в Саккола Ояниеми, Каукола Рокосина, Хиитола Кюлялахти и на городище Паасонвуринвуори в Сортавале. В Миккели Тууккала насчитывается 18 аналогий, из которых 10 пронизок типа II и 6 крестовидных цепедержателей типа II: 1 (рис. 53, 4).
Тонтинмяки-6/1888. В могилах могильника насчитывается пять аналогий (1/1886 (2), 3/1886, 5/1888, 7/1888), на могильнике Кекомяки три (погребения 3, 5: 1 и 5: 2). В Саккола Лаппинлахти семь (Леппясенмяки-4, Паямяки-1917 и —1931, Патья-21 (2), Патья-1937, Наскалинмяки). В районе Кексгольма найдено две и в Микели Тууккала четыре аналогичные вещи.
По одной аналогии известно в Яааккимаа Микли, Ряйсяля Кивипелто, Сак- кола Рииска и Ояниеми.
Тонтинмяки-7/1888. Верхняя часть могилы сильно потревожена. Аналогии сохранившимся в могиле украшениям найдены в трех могилах могильника Тонтинмяки (6/1888, 9/1888, 13/1888, по одной в каждой), на Тивер- ском городке (3), Хиитола Коккола (1) и Миккели Тууккала (2).
Тонтинмяки-9/1888. Верхняя часть могилы полностью разрушена, однако часть украшений обнаружилась за пределами погребальной срубной рамы. Аналогии им обнаруживаются в могилах Тонтинмяки-5/1888 (1), 7/1888 (1) и 13/1888 (1), Кекомяки-3 (2), Кулхамяки (1), Леппясенмяки-4 (2), на Ти- верском городке (3) и в Хиитола Коккола (1). В Миккели Тууккала найдено 12 аналогий, из которых 10 пронизок типа II.
Тонтинмяки-13/1888. Это единственная могила с трупосожжением на могильнике. Аналогии вещам из нее происходят из могил Тонтинмя- ки-7/1888 (1) и 9/1888 (1), Кекомяки-6 (2), Леппясенмяки-4 (1), Паямя- ки-1917 (1) и -1931 (2), Патья (отдельные находки (2)), Тиверский городок (3), Хиитола Коккола (1) и Кильпола (1), городище Паасонвуринвуори в Сортавале (1). В Миккели Тууккала насчитывается 25 аналогий, из которых 23 — цепедержатели типа II: 2.
Мужские погребения могильника не настолько выражены по деталям погребального обряда и составу инвентаря, как женские. Сказывается также значительная доля безинвентарных (2/1886, 4/1886, 1/1887, 2/1887, 3/1887, 11/1888, 12/1888, 2/1896), малоинвентарных (2/1888, 14/1888, 15/1888/ 16/1888, 17/1888, 18/1888, 1/1896) и поврежденных могил (табл. I—III, VI, IX). Так, в могиле 1/1886 (коллективная) на возможное захоронение мужчины указывают топор типа M, кресало, нож и поясная пряжка, так же, как и в случае с могилой 1/1888, где рядом с женским захоронением найдены наконечник копья, удила и коса. В могиле 2/1888 обнаружены лишь нож и кресало, в могиле 3/1888 (потревожена) топор типа M, два наконечника стрел, нож, разделитель пояса и крест нательный, в могиле 4/1888 (коллективная, потревожена) лишь удила, бронзовый котел и горшок за пределами срубной конструкции, в могиле 5/1888 (коллективная) были нож, кресало и пояс из костыльковой цепи, в могиле 8/1888 (потревожена) топор, нож, кольцевидная фибула и четыре стеклянные бусины, в могиле 9/1888 (коллективная, потревожена) топор карельского типа, кресало, нож. В могиле 10/1888 найден лишь нож в ножнах, а в могиле 13/1888 (коллективное ТПС) три ножа, два кресала, четыре поясные пряжки и другие менее выразительные вещи. В могиле 14/1888 найдены наконечник копья и кресало, в разрушенной могиле 15/1888 лишь один нож, как и в могилах 17 и 18, а в могиле 16 поясная пряжка (Schwindt 1893: 51-81; Кочкуркина 1981: 23, № 39; 62-65, № 82-85; 91-96, № 110-112; 113-114, № 160; Uino 1997: 290-296; Saksa 1998).
Могильник Тонтинмяки на п-ове Ховинсаари (дер. Кротово, п-ов Большой) на южном берегу озера Вуокса является самым большим из раскопанных на Карельском перешейке и в Северо-Западном Приладожье, что позволяет считать его в определенной степени эталонным. Инвентарь женских могил богат по количеству вещей и типовому составу карельских украшений. Хронологически могилы охватывают значительный период эпохи расцвета средневековой карельской культуры и представляют различные погребальные конструкции и варианты погребальной обрядности. Аналогии найденным вещам встречены в других могильниках и как отдельные находки на всей территории древней Карелии, включая район Миккели в восточно-финской области Саво. Сравнительные диаграммы показывают, как аналогии распределяются по могильникам и могилам. Причин различий в распространении вещей может быть несколько: хронологические, производственные и социальные (включая брачные связи). Их рассмотрение все же следует провести только после того, как будет рассмотрен вещевой материал других территорий. Как уже выше отмечалось (глава 4), датировка могил попадает на время от второй половины XII в. до начала XIV в. Наиболее ранними могилами можно считать женские захоронения 1/1886, 6/1888, 7/1888 и мужское захоронение 3/1888, которые датируются XII — первой половиной XIII вв. Могила Тонтинмяки-5/1888 хронологически близка им (конец XII — XIII вв.). Более младшими являются могилы 1/1888 и 3/1886. Могилы 8/1888 (мужская) и 9/1888 относятся к XIII — началу XIV вв. Не совсем четко выявляется в этом ряду место могилы 13/1888 с трупосожжением, однако ее в целом можно отнести к XIII в. Конструктивные формы могильных сооружений варьируются от деревянных срубных рам, сделанных из толстых балок или половинок бревен (9/1888 и 13/1888) до погребальных камер из толстых балок (1/1886, 1/1888, 3/1888, 4/1888, 6/1888, 7/1888, 8/1888). В могилах 3/1886 и 5/1888 не сохранилось следов погребального сооружения (табл. II). Деревянные срубные рамы содержали коллективные захоронения, в то время как в камерах встречены были лишь одиночные захоронения.
На п-ове Ховинсаари имеются случайные находки вещей эпохи крестовых походов за пределами могильника Тонтинмяки: три бронзовые копоуш- ки (3118: 10-12) на земле Лаукконена, овально-выпуклая фибула типа C3 (531) и бронзовая подковообразная фибула (Salmo 10) (1922: 413) на поле Пойкселкя, бронзовая рукоять ножа, украшенная изображением головы хищной птицы (2298: 154) на горке Аутионмяки или прилегающем к ней поле, фрагмент бронзовой копоушки типа I: 1 (2298: 156) на поле Хюннинена рядом с Тонтинмяки и бронзовая пронизка типа I:1 (Schwindt 1893: 98-99; Nordman 1924: 153; Uino 1997: 290, 296; Saksa 1998: 100-101). Летом 1887 г. Швиндт раскапывал некоторые из находящихся рядом с холмом Куусикко- мяки небольших каменных куч, в которых нашел угли, золу, а также нож, оселок и два фрагмента керамики (2553: 24-26). В доме Хюннинена ему передали найденные на поле удила, железный разделитель пояса и бронзовый нательный сердцевидный крест (2535: 6-8) (Schwindt 1893: 99).
В соседней с Ховинсаари деревне Раммансаари, расположенной на том же п-ове Большом в его северо-западной оконечности (рис. 50, 7-9), найдены бронзовый цепедержатель типа I: 3b (2298: 159), медный образок (2298: 160), топор карельского типа с массивным обухом (5606: 3), ланцетовидный наконечник копья (3247: 28) и, вероятно, шесть стеклянных и каменных бусин, кресало и железное кольцо (6195: 6-9) (Nordman 1924: 153; Kivikoski 1975: 144, Abb. 1187; Uino 1997: 290, 296-297; Saksa 1998: 101).
<< | >>
Источник: Сакса А.И.. Древняя Карелия в конце I — начале II тысячелетия н. э. Происхождение, история и культура населения летописной Карельской земли. 2010

Еще по теме Могильник Тонтинмяки:

  1. Могильник Кекомяки
  2. Могильник Кулхамяки
  3. Внутренняя хронология могильников
  4. Могильник на п-ове Большом (Раммансаари)
  5. Могильник Калмистомяки (Кууппала)
  6. Лапинлахти(Ольховка) Могильники, случайные находки вещей
  7. Карельские грунтовые могильники XII—XIV вв. Погребальный обряд
  8. А. Г. КОЛЕСНИКОВ НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПОЛОВОЗРАСТНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ ПОЗДНЕТРИПОЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ СРЕДНЕГО ПОДНЕПРОВЬЯ (ПО МАТЕРИАЛАМ МОГИЛЬНИКОВ СОФИЕВСКОГО ТИПА)
  9. П.К. Дашковский, И.А. Усова Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия РЕКОНСТРУКЦИЯ ЖЕНСКОГО ГОЛОВНОГО УБОРА ИЗ МОГИЛЬНИКА ПАЗЫРЫКСКОЙ КУЛЬТУРЫ ХАНКАРИНСКИЙ ДОЛ
  10. Хронология могил и погребальный обряд
  11. Куркиёки
  12. Культовые камни на п-ове Ховинсаари (Большой)
  13. Группы могил по погребальному инвентарю
  14. Находки в деревне Ивасканмяки
  15. Усадьба своеземца Григория Рокульского
  16. ГЛАВА 4 Археологические памятники эпохи расцвета древней Карелии (XII-XIV вв.)
  17. Начало эпохи крестовых походов (1050-1100-е гг.)
  18. Погребальный инвентарь
  19. ГЛАВА 7 Карелия в эпоху крестовых походов и Средневековья. Итоги развития